Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства



 

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления между которыми Законом о малом предпринимательстве распределены полномочия по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 9-11). В частности, соответствующими органами разрабатываются и реализуются федеральные, региональные и муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, формируется инфраструктура их поддержки, применяются принятые меры поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, инновационные центры, торгово-промышленные палаты, консультационные и иные организации. Например, в инфраструктуре малого и среднего предпринимательства важную роль играют Российская ассоциация развития малого предпринимательства, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, фонды поддержки малого предпринимательства, ряд других организаций.

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

- доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в федеральных, региональных и муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных законодательством о защите конкуренции;

- открытость процедур оказания поддержки.

Одновременно Закон о малом предпринимательстве предусматривает виды субъектов малого и среднего предпринимательства, которым поддержка (прежде всего финансовая) не может быть оказана:

- финансовые организации: кредитные, страховые (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;

- высокодоходные организации: организации - участники соглашений о разделе продукции, организации игорного бизнеса, организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- нерезиденты Российской Федерации (иностранные граждане и юридические лица), за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Данное правило Закона о малом предпринимательстве является допустимым и оправданным исключением из общего правила, предусмотренного ГК РФ о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196). Применительно к гражданской правоспособности иностранных юридических лиц такое исключение из правила непосредственно ГК РФ не предусмотрено, но в силу абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Закон о малом предпринимательстве исключает возможность поддержки иностранных юридических лиц, поскольку нелогично тратить бюджетные средства на поддержку иностранных производителей. Не оказывается поддержка также коммерческим организациям с иностранными инвестициями, если доля участия иностранных юридических лиц, иностранных граждан в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц превышает 25% (п. 1 ст. 4 Закона о малом предпринимательстве);

- организации, не выполняющие условий оказания поддержки, предусмотренных программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, например организации, не представившие необходимые документы, определенные соответствующими программами развития малого и среднего предпринимательства.

В качестве форм поддержки Закон о малом предпринимательстве называет финансовую, имущественную, информационную, консультационную, а также поддержку в области подготовки кадров, в области инновационного и промышленного производства, в области ремесленной, сельскохозяйственной и внешнеэкономической деятельности (ст. 16). Условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответствующими программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Остановимся подробнее на формах поддержки.

Оказание финансовой поддержки может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средства федерального бюджета также используются на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, но они предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. В утвержденных этим постановлением Правилах *(438) установлено, что средства федерального бюджета, предназначенные для государственной поддержки малого предпринимательства, предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ, в том числе: на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги) на экспорт; развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства.

Имущественная поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, транспортные средства и т.п., на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. В противном случае государственные органы и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку, вправе обратиться в суд с требованием к субъекту малого и среднего предпринимательства о прекращении прав владения и (или) пользования соответствующим имуществом.

Например, Указом Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" предусмотрены такие меры поддержки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% общего объема реализуемых ими товаров и услуг, как предоставление на конкурсной основе преимущественного права на аренду государственного и муниципального имущества, уменьшение арендной платы и платы коммунальных услуг до уровня тарифов, предусмотренных для бюджетных учреждений.

Оказание информационной поддержки осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, включая Интернет, дающих возможность субъектам малого и среднего предпринимательства получить необходимую им информацию, в частности информацию о программах развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их количестве, числе замещенных в них рабочих мест, обороте товаров (работ, услуг) и т.п.

Оказание консультационной поддержки может осуществляться в виде создания и обеспечения деятельности организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства; компенсации затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на оплату консультационных услуг.

Оказание поддержки в области подготовки кадров для сферы малого и среднего бизнеса осуществляется в виде разработки примерных образовательных программ, оказания иной учебно-методической помощи, профессиональной подготовки социально незащищенных групп населения для работы в сфере малого и среднего предпринимательства.

Оказание поддержки в области инноваций и промышленного производства может осуществляться в виде создания технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон; содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений; создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Так, в целях государственной поддержки развития малого предпринимательства в научно-технической сфере постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1213 "О финансировании Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" создан вышеназванный Фонд*(439). Источниками формирования средств Фонда являются бюджетные ассигнования в размере 1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки, а также иные поступления, например в виде добровольных взносов юридических и физических лиц. Средства Фонда направляются на реализацию соответствующих программ, поощрение конкуренции в научно-технической сфере, оказание финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.

Оказание поддержки в сфере внешнеэкономической деятельности может осуществляться в виде создания соответствующей инфраструктуры и содействия в продвижении на рынки иностранных государств товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства законодательством могут предусматриваться, в частности, следующие меры поддержки (ст. 7 Закона о малом предпринимательстве):

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций для малых предприятий.

Например, специальными налоговыми режимами являются упрощенная система налогообложения (УСН - гл. 26.2 НК РФ) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД - гл. 26.3 НК РФ). Оба режима предусматривают уплату единого налога, который заменяет налог на прибыль организаций, налог на доходы индивидуальных предпринимателей, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество, единый социальный налог. Исчисление и уплата других налогов и сборов осуществляется плательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход на УСН вправе осуществить индивидуальные предприниматели независимо от объема выручки, а также организации, годовой оборот которых не превышает 20 млн рублей, численность работников не превышает 100 человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не более 100 млн рублей. Налоговая ставка зависит от выбранного объекта налогообложения. Если налогоплательщик платит налог с дохода, то ставка равна 6%; если с дохода, уменьшенного на величину расходов, то ставка составляет 15%. В течение года налогоплательщики производят квартальные авансовые платежи. Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы не позднее 30 апреля следующего года.

ЕНВД вводится в действие законами субъектов РФ, и его уплата является обязательной. Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные ст. 346.26 НК РФ: оказание бытовых услуг, ветеринарных услуг, розничная торговля через небольшие магазины, палатки, лотки. Налогоплательщики, осуществляющие и другие виды деятельности, обязаны вести раздельный налоговый учет. Объектом налогообложения служит вмененный доход налогоплательщика. Ставка ЕНВД составляет 15% вмененного дохода;

- упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий. Например, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели освобождены от ведения системного бухгалтерского учета. Они ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период*(440);

- льготный порядок расчетов за приватизированное малыми и средними предприятиями государственное и муниципальное имущество. Например, Указом Президента РФ "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" предусмотрены такие меры поддержки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% общего объема реализуемых ими товаров и услуг, как предоставление рассрочки при оплате приватизируемого государственного и муниципального имущества;

- особенности участия малых предприятий в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Так, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(441) предусмотрены особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа. В частности, в ст. 15 указано, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запросов котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов. При этом начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ не должна превышать 3 млн рублей, а при размещении заказа на оказание услуг - 2 млн рублей*(442);

- меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора). В частности, в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(443) установлены порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора); права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Важными являются положения (принципы) о презумпции добросовестности предпринимателей, периодичности и оперативности проведения мероприятий по контролю, учету предшествующих мероприятий по контролю и др.

В то же время остается неясным, на какие государственные органы контроля этот Закон распространяется, если почти все они (налоговые, валютные, бюджетные, банковские, страховые, транспортные, таможенные, лицензионные, иммиграционные, санитарные, метрологические и ряд других), перечень которых приведен в Законе, исключены из сферы действия Закона. На наш взгляд, правильнее было бы придать этому Закону общий характер, распространив его действие на все виды государственного контроля, и прежде всего в части процедуры проведения мероприятий контроля, гарантирующих права предпринимателей, а содержательную часть контроля можно было бы регламентировать в специальных законах, определяющих компетенцию государственных контрольных и надзорных органов, например в Законе о Банке России.

В качестве мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства законодательством могут предусматриваться также меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; упрощенный порядок составления статистической отчетности для малых и средних предприятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.013 с.)