Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства
Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции РФ и осуществляется Законом о малом предпринимательстве, другими федеральными законами (ГК РФ, НК РФ, Законом о бухгалтерском учете и другими законами), принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (указами Президента РФ*(432), постановлениями Правительства РФ*(433), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ*(434) и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Вся система нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства направлена на обеспечение экономической свободы, прав и гарантий субъектов малого и среднего предпринимательства. Формирование правовой среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства способствует решению многих проблем, стоящих на пути его развития. Вместе с тем определенным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства является то, что законодательные акты не являются актами прямого действия, для их реализации органами исполнительной власти принимаются подзаконные акты, которые многократно изменяются и дополняются. Гражданам, решившим заняться предпринимательством, порой трудно разобраться в таком множестве нестабильных нормативных правовых актов*(435). Основным специализированным нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере является Закон о малом предпринимательстве. Этот Закон также не является законом прямого действия, поскольку содержит ряд отсылочных положений, в частности положения о распределении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Указанными органами формируются и осуществляются федеральные, региональные и муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, принимаются соответствующие нормативные правовые акты. Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ в области развития малого и среднего предпринимательства координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации ими мероприятий федеральных программ развития малого и среднего предпринимательства.
На наш взгляд, малое и среднее предпринимательство является той сферой российской экономики, которая, нуждаясь в федеральной поддержке, все же должна развиваться прежде всего на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Именно здесь должны формироваться программы развития малого и среднего предпринимательства, аккумулироваться финансовые ресурсы для его поддержки, определяться формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная поддержка должна выражаться в обеспечении прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, например в системе федеральных гарантий кредитования и страхования, а не в системе прямого государственного финансирования. Например, такие критерии отнесения субъектов к малым и средним предприятиям, как численность работников, выручка от реализации товаров (работ, услуг), балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, в такой огромной стране, как Россия, должны определяться региональным законодателем, а не федеральным законом и Правительством РФ. Решение вопросов регистрации и лицензирования субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо передать торгово-промышленным палатам и саморегулируемым организациям. Закон о малом предпринимательстве, являясь комплексным нормативным правовым актом, прежде всего регулирует вертикальные отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, т.е. отношения, складывающиеся между субъектами малого и среднего предпринимательства, с одной стороны (получатели поддержки), и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой стороны (органы поддержки), связанные с формами, условиями и порядком поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Другие отношения, в которые вступают малые и средние предприятия, регулируются другими нормативными правовыми актами. Например, организационно-правовые формы малых и средних предприятий, их договорные отношения регулируются ГК РФ, налоговые отношения - НК РФ, земельные - ЗК РФ; отношения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием деятельности малых и средних предприятий, регулируются соответственно Законом о государственной регистрации юридических лиц и Законом о лицензировании и т.д. Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо руководствоваться в своей деятельности всеми нормативными правовыми актами, которые касаются их деятельности, а не только Законом о малом предпринимательстве.
Основная проблема при этом заключается в согласованности норм права, содержащихся в разных нормативных правовых актах и регулирующих отношения с участием малых и средних предприятий. В специальной литературе обращалось внимание на необходимость унификации законодательства о малом и среднем предпринимательстве, на существующие противоречия Закона о малом предпринимательстве и норм налогового законодательства, норм трудового законодательства*(436). Так, по НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения вправе осуществить организации, годовой оборот которых не превышает 20 млн рублей, численность работников не превышает 100 человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не более 100 млн рублей (ст. 346.12, 346.13). Согласно ст. 59 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства, численность работников которых не превышает 35 человек, а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек. Указанные критерии не вполне соответствуют критериям отнесения организаций к малым и средним предприятиям, предусмотренным Законом о малом предпринимательстве. Однако здесь не исключено, что законодатель специально для разных целей предусматривает разные критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства. При разработке (изменениях, дополнениях) и применении законодательства о малом и среднем предпринимательстве следует понимать, что это законодательство по существу представляет собой все предпринимательское законодательство - как его общие положения, так и специальные нормативные правовые акты, рассчитанные на регулирование отношений с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому здесь необходимо следовать правилу, сформулированному в Европейской хартии малых предприятий, принятой ЕС в июне 2000 г., заключающемуся в том, что любая законодательная инициатива, малейшим образом касающаяся малого бизнеса, должна сначала оцениваться по критерию благоприятствования или, напротив, ухудшения условий развития малого предпринимательства*(437).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.006 с.) |