Фискальная политика и ее виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фискальная политика и ее виды



Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринима- ет правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Целями фискальной политики, как и любой стабилизационной (анти- циклической) политики, направленной на сглаживание циклических колеба- ний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы цикли- ческой безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Од- нако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень де- ловой активности.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следу- ет, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокуп-


ный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и ин- вестиционных расходов (I).

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государст- венные закупки является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный до- ход домохозяйств, то следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой

– увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает воз- можности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличе- ние налогов ведет к снижению и потребительских, и инвестиционных рас- ходов а, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответствен- но снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Инструменты фискальной политики могут использоваться для стаби- лизации экономики на разных фазах экономического цикла. Из кейнсиан- ской модели (модели «Кейнсианский крест») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект. Воздействия на экономику, регулиро- вание экономики должны проводиться правительством с помощью инст- рументов именно фискальной политики, с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультиплика- тивный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инст- рументы фискальной политики используются по-разному.

Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и

2) сдерживающую.


 

Рис. 12.1. Виды фискальной политики

 

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1,а), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при пе- регреве экономики) (рис. 12.1,б), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение сово- купного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматиче- скую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законода- тельное (официальное) изменение правительством величины государствен- ных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стаби- лизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) авто- матически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискре- ционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стаби- лизаторов.

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты, действуют не только на совокупный спрос, но и на


совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увели- чение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост сово- купных расходов, а следовательно, на деловую активность и уровень занято- сти. Однако нужно помнить, что в кейнсианской модели одновременно с рос- том совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловли- вает рост уровня цен, т. е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда эконо- мика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижа- ется) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации эконо- мики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

- эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска;

- отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в дей- ствие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быст- ро.

- наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилиза- торы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

- эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государст- венных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (на- логов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличи- вает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты в первую очередь берут фирмы, то удорожа- ние кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т. е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывает- ся «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики;

- наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невоз- можно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным орга-


ном власти (парламентом, конгрессом, государственной думой и т. п.), т. е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если пер- воначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимули- рующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т. е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдер- живающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за нали- чия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад;

- неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фис- кальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается: про- блемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начи- нается оживление, или момент, когда подъем превращается в перегрев и т. п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определе- нии экономической ситуации и выбор типа экономической политики, исходя из такой оценки, может привести к дестабилизации экономики; проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной по- литики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, на- пример, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т. е. как при этом не допустить перегрева и ускорения инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискаль- ной политики как не привести экономику в состояние депрессии;

- дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирова- ния экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий, т. е. представители неоклассического на- правления в экономической теории, считают дефицит государственного бюджета одним из главнейших недостатков фискальной политики. Действи- тельно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает уве- личение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т. е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита го- сударственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулиро- вания экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицит- ного финансирования». В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэконо- мических проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.011 с.)