Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фискальная политика и ее виды
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринима- ет правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой. Целями фискальной политики, как и любой стабилизационной (анти- циклической) политики, направленной на сглаживание циклических колеба- ний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы цикли- ческой безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Од- нако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень де- ловой активности. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следу- ет, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокуп- ный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и ин- вестиционных расходов (I). Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государст- венные закупки является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный до- ход домохозяйств, то следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой – увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает воз- можности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличе- ние налогов ведет к снижению и потребительских, и инвестиционных рас- ходов а, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответствен- но снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП. Инструменты фискальной политики могут использоваться для стаби- лизации экономики на разных фазах экономического цикла. Из кейнсиан- ской модели (модели «Кейнсианский крест») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект. Воздействия на экономику, регулиро- вание экономики должны проводиться правительством с помощью инст- рументов именно фискальной политики, с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультиплика- тивный эффект. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инст- рументы фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Рис. 12.1. Виды фискальной политики
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1,а), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при пе- регреве экономики) (рис. 12.1,б), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение сово- купного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматиче- скую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законода- тельное (официальное) изменение правительством величины государствен- ных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стаби- лизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) авто- матически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискре- ционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стаби- лизаторов. Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты, действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увели- чение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост сово- купных расходов, а следовательно, на деловую активность и уровень занято- сти. Однако нужно помнить, что в кейнсианской модели одновременно с рос- том совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловли- вает рост уровня цен, т. е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда эконо- мика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижа- ется) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации эконо- мики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов. К достоинствам фискальной политики следует отнести: - эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска; - отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в дей- ствие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быст- ро. - наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилиза- торы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически. Недостатки фискальной политики: - эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государст- венных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (на- логов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличи- вает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты в первую очередь берут фирмы, то удорожа- ние кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т. е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывает- ся «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики;
- наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невоз- можно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным орга- ном власти (парламентом, конгрессом, государственной думой и т. п.), т. е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если пер- воначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимули- рующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т. е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдер- живающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за нали- чия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад; - неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фис- кальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается: про- блемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начи- нается оживление, или момент, когда подъем превращается в перегрев и т. п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определе- нии экономической ситуации и выбор типа экономической политики, исходя из такой оценки, может привести к дестабилизации экономики; проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной по- литики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, на- пример, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т. е. как при этом не допустить перегрева и ускорения инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискаль- ной политики как не привести экономику в состояние депрессии;
- дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирова- ния экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий, т. е. представители неоклассического на- правления в экономической теории, считают дефицит государственного бюджета одним из главнейших недостатков фискальной политики. Действи- тельно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает уве- личение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т. е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита го- сударственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулиро- вания экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицит- ного финансирования». В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэконо- мических проблем.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.011 с.) |