Торговая политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговая политика государства



Международная торговля представляет собой обмен товарами и услу- гами между странами посредством импорта и экспорта. Международная тор- говля может иметь положительное значение как для сферы производства, так и для сферы потребления.

Она дает странам возможность ввозить некоторые товары и услуги, ес- ли это будет дешевле, чем производить их внутри страны. Страны также мо- гут получать некоторые продукты и ресурсы, которые в противном случае были бы практически недоступны из-за неспособности внутренних произво- дителей предложить их (например, редкие виды сырья, высокотехнологичная продукция).

Международная торговля способствует повышению эффективно- сти производства, так как стимулирует перемещение ресурсов из тех отраслей, продукцию которых выгоднее замещать импортом, в те от- расли, где страна имеет сравнительные преимущества перед своими торговыми партнерами.

Именно сравнительные преимущества в производстве определённых благ, которыми обладают страны, обеспечивают основу международного разделения труда, а следовательно, и международной торговли.


Страна, участвующая в международной торговле, обладает сравни- тельным преимуществом, если она может произвести какой-либо товар с меньшими относительными издержками, чем другие страны. Практически все страны обладают сравнительными преимуществами.

Различия между странами в сравнительных преимуществах зависят в первую очередь от обеспеченности страны основными ресурсами (природ- ными ресурсами, трудом и капиталом); от степени экономического развития (уровня дохода на душу населения, общего уровня затрат и цен, уровня раз- вития науки и техники, образования, здравоохранения и т. д.).

Проявляются же эти различия в различных структурах издержек, т. е. в ценовой конкурентоспособности; в различных уровнях мастерства, т. е. в конкурентоспособности, связанной с дифференциацией продукции.

Степень доступности ресурсов и квалификация работников опреде- ляют ассортимент товаров и услуг, которые страна технически способна производить. Относительные затраты (издержки), цены и факторы диффе- ренциации продукции определяют ассортимент товаров и услуг, которые экономически выгодно производить в стране, поскольку в производстве именно этих товаров и услуг страна имеет сравнительные преимущества перед другими странами.

Представленная табл. 13.1. иллюстрирует концепцию сравнительных преимуществ (или принцип сравнительных издержек) на примере двух стран (А и Б) и двух товаров (X и Y).

 


 

Сравнительные преимущества стран А и Б и товаров X и Y


Таблица 13.1


 

Страны Товары Соотношение альтернативных издержек
  Х Y X: Y
А 100 ед. 100 ед. 1: 1 – страна А имеет преимущество в производ- стве товара Y
Б 180 ед. 120 ед. 1: 2/3 – страна Б имеет преимущество в произ- водстве товара Х (или 3/2: 1)

 

Предположим, что обе страны имеют одинаковый объем ресурсов, по- зволяющий им производить либо товар X, либо товар Y. Альтернативные из- держки производства товара X, выраженные в единицах товара Y, составля- ют: в стране А – 1 Y, в стране Б – 2/3 Y.

Альтернативные издержки производства товара Y составляют: в стране

А – 1 X, в стране Б – 3/2 X.

Из таблицы видно, что страна Б имеет абсолютные преимущества по сравнению со страной А: она может произвести больший объем как товара X, так и товара Y. Однако выгоды в торговле определяются сравнительными преимуществами:

- страна Б имеет сравнительное преимущество в производстве товара

X, так как она в состоянии произвести его с меньшими относительными за-


тратами факторов производства, чем страна А, ведь альтернативные издерж- ки производства товара X составляют лишь 2/3 Y в стране Б, тогда как в стра- не А они составляют 1 Y;

- зато страна А имеет сравнительное преимущество в производстве товара Y, так как она способна производить его с меньшими относительными затратами факторов производства, чем страна Б, ведь альтернативные из- держки производства товара Y составляют в стране А всего лишь 1 X, тогда как в стране Б они составляют 3/2 X.

Таким образом, обе страны повышают свое экономическое благосос- тояние в том случае, если они специализируются на выпуске того товара, ко- торый они могут производить с более низкими относительными издержками по сравнению с другими странами, т. е. в производстве которого они имеют сравнительное преимущество. При этом неважно, что в другой стране абсо- лютная производительность во всех отраслях выше, а, следовательно, абсо- лютные издержки ниже, чем в данной стране.

Если каждая страна будет специализироваться на производстве тех то- варов и услуг, в которых у неё имеются сравнительные преимущества, мир сможет в полной мере использовать преимущества специализации: мир в це- лом и каждая страна в отдельности может получить больший реальный доход от того объема ресурсов, которыми они располагают.

Принцип сравнительных преимуществ может быть в полной мере реа- лизован только в условиях свободной торговли между странами.

Свободная торговля – это международная торговля без каких-либо ог- раничений (таких, как импортные пошлины, квоты и т. п.), накладываемых на свободное движение товаров и услуг между странами.

На практике, однако, выгоды международной торговли зачастую распре- деляются между странами неравномерно, в результате чего может возникнуть угроза национальным экономическим интересам. На защиту этих интересов встает государство, проводя соответствующую внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика государства включает в себя определение стратегии, а также совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отноше- ний с другими странами мира и их группировками.

Двумя основными разновидностями современной внешнеторговой по- литики выступают либерализация и протекционизм.

Политика либерализации предполагает снятие всевозможных барье- ров, препятствующих развитию международной торговли. Наряду с реали- зацией принципа сравнительных преимуществ страны получают дополни- тельную выгоду от либерализации внешней торговли. Она заключается в том, что либерализация стимулирует конкуренцию и ограничивает моно- полию внутри страны.

Политика протекционизма направлена на всемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Она также может проводиться в интересах отечественного бизнеса, стремящегося к захвату внешних рынков.


Протекционизм и либерализация представляют собой два полюса внешнеторговой политики. Однако на практике, как правило, проводится компромиссная, комбинированная политика, сочетающая как элементы ли- берализма, так и протекционизма. Причем, чем ниже уровень экономическо- го развития страны, тем, как правило, в большем объеме и более жестко при- меняются протекционистские меры.

Если проводится протекционистская политика, то выгоды от специали- зации уменьшаются или даже сводятся на нет. Если страны не могут свобод- но торговать, они должны перебрасывать ресурсы (или их часть) с эффектив- ного их использования (из отраслей с низкими относительными издержками) на неэффективное для удовлетворения разнообразных потребностей (кото- рые могли бы удовлетворяться поставками импортной продукции).

Существуют, однако, и серьёзные аргументы в пользу протекционизма: необходимость обеспечения обороны, стремление к увеличению внутренней занятости, диверсификация экономики ради экономической стабильности, необходимость защиты «молодых» отраслей, необходимость защиты отече- ственных товаропроизводителей в целом, необходимость защиты от демпин- га (экспорта товаров по цене более низкой, чем на внутреннем рынке).

Итак, протекционизм представляет собой барьеры на пути свободной торговли.

Эти барьеры можно разделить на две большие группы.

1. Тарифные барьеры, которые представляют собой систему импорт- ных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Пошлина представляет акциз- ный налог на импортные (экспортные) товары. Пошлины вводятся либо с це- лью получения доходов в государственный бюджет (фискальные), либо для защиты национального производства (протекционистские).

2. Нетарифные барьеры, которые включают ограничительные меры ад- министративного воздействия, выступающие в различных формах:

- импортные (экспортные) квоты – установление максимального объ- ёма товаров, который может быть импортирован (экспортирован);

- лицензирование означает необходимость получения соответствую- щего документа (лицензии) для ввоза (вывоза) определенных товаров;

- введение стандартов качества продукции – контроль импортных то- варов с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасно- сти и качества;

- монополизация государством отдельных сфер внешнеторговой дея- тельности;

- «добровольные» экспортные ограничения (в интересах страны- импортера) – относительно новая форма торговых барьеров: экспортёры со- глашаются на некоторые ограничения в надежде избежать более жёстких барьеров.

Международная торговая политика представляет собой совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами.


Регулирование международной торговли осуществляется как регио- нальными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба.

Примером наиболее развитой региональной экономической группиров- ки является современный Европейский Союз (ЕС), (ранее – Европейское эко- номическое сообщество (ЕЭС), учрежденное в 1958 году), в состав которого (на начало 2003 года) входят 15 европейских государств.

Региональные союзы и группировки, с одной стороны, способствуют развитию международной торговли, так как снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц. С другой – проводят политику про- текционизма в отношении «третьих» стран, устанавливая определенные барьеры для тех стран, которые не входят в их состав, а также для других торгово-экономических союзов.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из нацио- нальных интересов (или групповых интересов отдельных экономических группировок), они объективно заинтересованы в развитии международной торговли в целом, являясь ее субъектами. Поэтому стали возникать органи- зации, регулирующие международную торговлю в общемировом масштабе. Наиболее существенную роль в международном регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО). Ее предшественни- ком было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действо- вавшее с 1948 года. Участниками ВТО (к 2003 году) являлись 144 страны и 50 имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в организа- цию (в том числе и Россия).

В качестве одной из главных целей своей деятельности ВТО провоз- гласила борьбу с протекционизмом: отказ от нетарифных и уменьшение та- рифных барьеров. В результате таможенные пошлины стран-участниц снизи- лись с 40–60 % в конце 1940-х гг. до 3–5 % к концу 2000 г. Однако сокраще- нием торговых барьеров деятельность ВТО отнюдь не исчерпывается. С мо- мента ее создания принимаются новые решения по либерализации междуна- родной торговли. В настоящее время ВТО представлена уже целой системой соглашений, связанных с международной торговлей товарами и услугами, правами интеллектуальной собственности, инвестиционным сотрудничест- вом, за соблюдением которых осуществляется регулярный контроль.

 

Валютный рынок. Валютный курс

 

Платёжный баланс страны. Валютный курс и международные системы валютных курсов

 

Взаимосвязь национальных экономик проявляется также в сфере обме- на национальных валют, в ходе которого устанавливаются обменные соот- ношения денежных единиц различных стран, т. е. валютные курсы. При этом


как бы взвешиваются на рыночных весах сравнительные силы национальных экономик. В свою очередь, процессы, происходящие на валютных рынках, оказывают существенное обратное воздействие на функционирование на- циональных экономик.

Чем глубже интегрируются национальные экономики, тем большее значение приобретают международные финансовые потоки. Обобщённое представление об этих потоках для каждой страны даёт её платёжный баланс.

 

Платежный баланс страны

 

Платежный баланс представляет собой отчет о торговых и финансовых сделках страны с остальным миром за определенный период времени (обыч- но за год). Он отражает все виды денежных платежей и поступлений, т. е. той части доходов и расходов страны, которая переходит национальные границы. Категория платежного баланса является ключевой для понимания валютных вопросов.

Платежный баланс любой страны складывается из следующих основ- ных компонентов:

1) торговый баланс показывает соотношение между валютными поступ- лениями по экспорту товаров и валютными платежами по товарному импорту;

2) баланс нефакторных услуг («невидимый» экспорт и импорт) пока- зывает соотношение между валютными поступлениями от фрахта (транс- портировка иностранных товаров на отечественных судах, поездах, самоле- тах, грузовиках и т. д.) и платежами по фрахту (транспортировка отечест- венных товаров на зарубежных судах и т. д.). Сюда же включаются платежи и поступления по страхованию товаров, услуг и людей, пересекающих на- циональные границы;

3) баланс факторных доходов показывает соотношение платежей и по- ступлений, полученных в данный период от труда и капитала, ранее выве- зенных за границу или ввезенных оттуда;

4) баланс некоммерческих трансфертов отражает поступления от ино- странных туристов (платежи отечественных туристов за рубежом), поступле- ния от иностранных посольств (платежи своих посольств за рубежом).

Эти четыре вида платежей и поступлений относятся к категории теку- щих статей платёжного баланса (счет текущих операций). Баланс по этим статьям традиционно считается основополагающим для определения валют- ных курсов. Но существует ещё и баланс движения капитала, который вклю- чает приток и отток прямых, портфельных и «прочих» инвестиций. (Прямые инвестиции – строительство фабрик, заводов и т. д.; портфельные инвести- ции – покупка акций уже существующих компаний.) К «прочим» инвестици- ям относятся: перемещение краткосрочного капитала (с банковских счетов одной страны на счета других стран), краткосрочные банковские кредиты, торговые кредиты и т. д. Этот баланс содержит статью «ошибки и пропуски» (как правило, это неучтённое или нелегальное перемещение капитала).


Эти пять балансов все вместе образуют суммарный платёжный баланс, который имеет либо положительное (или активное, если поступления больше платежей), либо отрицательное (или пассивное, если платежи превышают поступления) сальдо.

Отрицательное (пассивное) сальдо традиционно финансируется (ком- пенсируется) экспортом золота или сокращением резерва иностранной валю- ты.

В случае положительного (активного) сальдо растет импорт золота и увеличиваются валютные резервы.

Валютный курс и международные системы валютных курсов

Все рассмотренные платежи и поступления требуют обмена нацио- нальной валюты на иностранную валюту или наоборот.

Совокупность всех доходов (поступлений) платёжного баланса прибли- зительно отражает предложение иностранной валюты (соответственно, спрос на отечественную валюту). Совокупность всех расходов (платежей) в том же балансе приблизительно отражает спрос на иностранную валюту (соответст- венно, предложение отечественной валюты). Таким образом, движение ва- лют из страны в страну образуют валютный рынок, где спрос и предложение определяются платёжным балансом. Взаимодействие спроса на иностранную валюту и предложения иностранной валюты устанавливает валютный курс.

Валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в единицах дру- гой валюты.

Существуют две основные системы валютных курсов.

При системе фиксированных валютных курсов валютный курс после фиксации остаётся неизменным в течение длительного времени. Если валют- ный курс под влиянием рыночных процессов сильно отклоняется от установ- ленного курса и становится завышенным, это приводит к устойчивому дефи- циту платежного баланса (отрицательному сальдо). В этом случае валютный курс может быть зафиксирован на новом, более низком уровне (девальвация валюты). Это приведет к удешевлению экспорта и удорожанию импорта и, следовательно, будет способствовать выравниванию платежного баланса.

Точно так же, если валютный курс становится заниженным, приводя к устойчивому избытку платёжного баланса (положительному сальдо), то он может быть зафиксирован на новом, более высоком уровне (ревальвация ва- люты). Это приведет к удешевлению импорта и удорожанию экспорта.

Тем не менее государство зачастую медлит с изменением валютного курса, особенно когда его нужно девальвировать, поэтому обменный курс может очень значительно отклониться от установленного. В этом случае уси- ливается спекуляция валютой, приводя к появлению разрушительных пото- ков «горячих денег», которые дестабилизируют валютный рынок.

При системе плавающих валютных курсов валютный курс свободно колеблется день ото дня и падает или растёт в зависимости от изменений ры- ночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения), поддерживая платёжный баланс в равновесии (в теории). На практике же неопределён- ность и спекуляция, связанные со «свободным» плаванием валюты, могут


вызвать хаотическое изменение валютного курса, что в свою очередь может подавить внешнюю торговлю и дестабилизировать экономику страны. Ввиду этих причин страны предпочитает «управлять» своими валютными курсами.

Различают прямую и косвенную котировку (определение) курса валюты. Косвенная котировка показывает, какое количество иностранной валю-

ты можно купить или продать за единицу национальной валюты (например, 1 рубль = 1/30 доллара – косвенная котировка валютного курса рубля, выра- женного в долларах США).

Прямая котировка показывает, какое количество национальной валюты можно купить или продать за единицу иностранной валюты (например, 1 доллар = 30 рублей – прямая котировка валютного курса рубля, выраженного в долларах США).

Номинальным обменным (валютным) курсом называется соотношение, в котором обмениваются валюты двух стран.

При повышении курса национальной валюты за единицу иностранной валюты можно купить или продать меньше национальной валюты (например, 1 доллар = 25 рублей).

При понижении курса национальной валюты за единицу иностранной валюты можно купить или продать больше национальной валюты (например, 1 доллар = 35 рублей).

Реальным валютным курсом называется соотношение, в котором обме- ниваются товары и услуги одной страны на товары и услуги другой страны. Реальный валютный курс зависит от номинального курса и от соотношения уровней цен двух стран. Таким образом, реальный валютный курс измеряет сравнительную цену «потребительских корзин» двух стран.

Если в стране наблюдаются более высокие темпы инфляции, чем у ее торговых конкурентов, ее экспорт станет более дорогим, чем экспорт ее кон- курентов, а импорт – дешевле, чем внутренний продукт, если номинальный курс валюты не упадет. Реальный валютный курс является наиболее важным показателем международной конкурентоспособности страны.

 

Вопросы

1. Поясните смысл теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

2. В чем состоят выгоды международной торговли?

3. С какой целью государства вводят импортные пошлины и нетариф- ные ограничения?

4. Как влияют изменения валютного курса рубля на экспортно- импортные связи и внешнеторговую политику?

5. Что такое глобализация и каковы ее последствия?

 

Тесты

1. Валютный курс определяется следующими факторами:

а) соотношением внутренних и мировых цен на товары и услуги; б) состоянием платежного баланса страны;

в) динамикой спроса на отечественную и иностранную валюту;


 

г) притоком и оттоком капитала;

д) покупательной способностью рубля; е) влиянием всех приведенных факторов.

 

2. Положительное влияние на сальдо платежного баланса оказывают: а) расширение экспорта товаров и услуг;

б) закупка ценных бумаг в других странах;

в) продажа акций и облигаций в других странах; г) поступления в страну иностранной валюты; д) доходы инвестиций за рубежом.

3. При плавающем валютном курсе и фиксированных ценах безработи- ца может быть сокращена за счет:

а) увеличения количества денег в обращении; б) сокращения налогов;

в) увеличения государственных расходов.

 

4. Какие из перечисленных факторов будут способствовать улучшению условий внешней торговли:

а) повышения импортных цен по отношению к экспортным; б) рост экспортных цен по отношению к импортным ценам; в) одинаковый рост импортных и экспортных цен.

 

5. Различие между импортной квотой и пошлиной состоит в том, что только пошлина:

а) приводит к сокращению международной торговли; б) приводит к повышению цен;

в) приносит доходы в госбюджет;

г) способствует снижению жизненного уровня в стране; д) все предыдущие ответы не верны.


МОДУЛЬ 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.91.51.101 (0.074 с.)