Государственный бюджет и налоги. Налоговый мультипликатор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет и налоги. Налоговый мультипликатор



Государственный бюджет – это смета государственных доходов и рас- ходов на год. Главным источником доходов бюджета являются налоги. На- логи представляют собой сборы, налагаемые государством на доход, имуще- ство и увеличение рыночной стоимости активов отдельных людей и пред- приятий. Это – прямые налоги. Основные формы прямых налогов: подоход- ный налог, налог на корпорации, налог на имущество.

Наряду с прямыми налогами государство, как известно, взимает кос- венные налоги. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги представ- ляют собой налоги на расходы. Это налоги, которыми государство облагает товары и услуги. Они, следовательно, представляют собой часть цены това- ров и выплачиваются теми, кто покупает эти товары. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость (или налог с продаж), акцизы и таможенные пошлины.

В зависимости от количественного соотношения доходов и расходов государственного бюджета, бюджет может быть сбалансированным (если до- ходы равны расходам), дефицитным (если расходы превышают доходы) или профицитным (если доходы превышают расходы).

Рост государственных расходов вызывает мультипликационный рост равновесного уровня выпуска (доходов). Рост налогов, напротив, вызывает мультипликационное сокращение равновесного уровня выпуска (доходов).

В настоящее время существуют несколько систем налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная. При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле

 

Т = t · Y.

При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к началь- ному диапазону налогооблагаемого дохода.

Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = T: Y. Соот- ветственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

 

T = t · Y.

Из этой формулы следуют три вывода: при данной ставке налогообложения t:

1. Общая сумма доходов (полученных государством налоговых посту- плений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

2. РЛД = YT = Yt · Y = (1 – t) · Y.



3. K (мультипликатор расходов) =


1 1- MPC (1- t).


Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться. Эту связь демострирует кривая Лаффера (рис. 12.2): при росте ставки налогообложения от 0 до t 0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100 %.

 
 

Рис. 12.2. Кривая Лаффера

 

Это явление объясняется очень просто: по достижении ставки t 0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Различные состояния государственного бюджета в зависимости от со- отношения между его расходами (G) и доходами (T) показаны на рис. 12.3:

 
 

Рис. 12.3. Различные состояния государственного бюджета

 

В точке пересечения кривых государственных расходов (G) и налогов

(T) бюджет сбалансирован, так как при Y = Y 1 G = T. Левее точки сбалансиро-


ванного бюджета (при 0 < Y < Y 1) лежит область бюджетного дефицита, так как G > T. Формула дефицита государственного бюджета: GT > 0.

Правее точки сбалансированного бюджета (при Y > Y 1) лежит область бюджетного профицита (бюджетного избытка). Формула профицита госу- дарственного бюджета: GT < 0.

Итак, при данной ставке налогообложения (t) и данных государствен- ных расходах (G) чем выше уровень реального выпуска (Y), тем больше уро- вень T и тем больше шансов попасть в область бюджетного профицита (или хотя бы в точку сбалансированного бюджета). Однако увеличить Y можно, только увеличивая государственные расходы (G)..

В состоянии равновесия сумма утечек равна сумме инъекций:

S + T – сумма утечек.

I + G – сумма инъекций.

В состоянии равновесия

 
 

S + T = I + G; GT = SI.

 
 

Тогда если

Увеличение государственных расходов увеличивает бюджетный де- фицит, даже если при этом растут налоговые поступления Т (так как растет Y). Следовательно, вывести экономику из спада, увеличивая государствен- ные расходы, можно только ценой увеличения дефицита государственного бюджета.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отри- цательное. Наиболее часто используемой выступает идея сбалансированного бюджета.

Исторически в отношении состояния государственного бюджета вы- двигалось три концепции:

- идея ежегодно сбалансированного бюджета;

- идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

- идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государст- венные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку сни- жение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению сово- купного спроса и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду.


И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые по- ступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государ- ство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на цикличе- ской основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет еже- годно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в те- чение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в пе- риод бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюдже- та, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет су- щественный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, ко- торый можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюд- жет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабиль- ность экономики.

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег;

2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

3) за счет займа у других стран или международных финансовых орга- низаций (внешний долг).

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюд- жетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, – это по- казатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита госу- дарственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчи- тывается за определенный период времени (за год).

Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения ве- личины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т. е. d = D / Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (эконо- мики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста госу- дарственный долг превращается в серьезную макроэкономическую пробле- му.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что пра- вительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как пра-


вило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т. е. строит финан- совую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые дол- ги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение допол- нительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государст- венного долга заключаются в следующем:

- снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются сред- ства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

- перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

- усиливается неравенство в доходах;

- рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызы- вает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а это в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению про- изводственного потенциала страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.106 (0.011 с.)