Производственные возможности и альтернативные издержки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственные возможности и альтернативные издержки



Для любого этапа развития экономики объективными условиями вы- ступают потребности общества и экономические ресурсы.

Под экономическими потребностями обычно понимают недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности высту- пают как внутренний побудитель активной человеческой деятельности, по- скольку они имеют такие особенности, как безграничность и неутолимость. Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни блага имеются в почти неограниченных масштабах (воздух), а другие в ог- раниченных. Последние называются экономическими благами и состоят из товаров и услуг. Экономические блага делятся на долговременные, предпо- лагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т. д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо и т. д.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся и услуги транспорта (поезд, самолет, автомобиль), и сферы услуг (кино, театр, цирк).

Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.


Для производства экономических благ в виде товаров и услуг необхо- димы соответствующие ресурсы.

Экономические ресурсы или факторы производства – это то, с помо- щью чего производятся экономические блага. К важнейшим из них в совре- менном обществе относятся земля, труд, капитал, предпринимательские спо- собности и информация.

Понятие "земля" включает все естественные, природные ресурсы: пахот- ные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т. д.

Труд представляет собой совокупность физических и умственных спо- собностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

Капитал или инвестиционные ресурсы – это все произведенные средст- ва производства, используемые в производстве товаров и услуг. Процесс на- копления средств производства называется инвестированием.

Под предпринимательскими способностями обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности соединять и наи- более эффективно использовать все другие факторы производства.

Индивиды, фирмы и общество в целом сталкиваются с проблемой ограниченности экономических ресурсов, т. е. их меньше, чем необхо- димо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне обще- ственного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако в каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию, при ко- тором достигается максимальное удовлетворение потребностей при дан- ных затратах или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере, взаимозаме- няемы, что находит свое выражение в производственной функции. В наи- более общем виде она выглядит следующим образом: Q = f (r 1, r 2, r 3, …, r n), где Q – объём производства; r 1, r 2, r 3, …, r n – используемые произ- водственные ресурсы.

В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствую- щий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей; фирма – прибыли, государство – уровня народного благосостояния. Поэтому в реальной действительности люди всегда стал- киваются с проблемой выбора альтернативных путей или с альтернатив- ными издержками. Производство одного продукта означает отказ от дру- гого. И чтобы сделать оптимальный экономический выбор, рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей. Издержки одного


блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (по- жертвовать), называются альтернативными издержками, издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками.

Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом. Стоимость проез- да поездом – 100 рублей, самолетом – 250 рублей. В путешествие соби- раются индивиды А, В и С. Их часовые ставки оплаты труда соответст- венно 20 руб./ч; 30 руб./ч; 50 руб./ч. Какой вид транспорта рационально выберут эти индивиды? В данном случае 100 рублей – неизбежные за- траты, т. е. выбирается любой вид транспорта, меньше затратить невоз- можно. Поэтому, дополнительными (предельными) затратами являются 250 – 100 = 150 рублей. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные) потери равны 8 – 3 = 5 часам. Далее сле- дует сопоставить дополнительные затраты и возможные заработки за дополнительное время.

Для А: 150 руб. >20 руб./ч · 5час. Для В: 150 руб. = 30 руб./ч · 5час. Для С: 150 руб. < 50 руб./ч · 5 час.

Итак, с точки зрения рационального поведения, А едет поездом, для В безразлично, какой вид транспорта выбрать, а С полетит самолетом. Этот простейший случай дает прекрасный пример принятия экономиче- ских решений. Они принимаются, когда дополнительные (предельные) выгоды должны быть не меньше дополнительных (предельных) издержек: МВ ³ МС, где МВ – предельные выгоды; МС – предельные издержки.

Итак, ограниченность экономических ресурсов ведет к ограничен- ности производственных возможностей; ограниченность производствен- ных возможностей общества можно пояснить с помощью графической модели: кривой производственных возможностей. Кривая производст- венных возможностей показывает возможные сочетания объемов произ- водства двух благ в условиях ограниченных ресурсов.

Допустим, необходимо произвести только два товара: пушки и мас- ло, представляющие альтернативу гражданского и военного производст- ва. Если абсолютно все ресурсы общества израсходовать на производство масла, то можно получить его максимальное количество – 5 млн кг; ис- пользуя тот же ресурсно-технологический максимум, можно получить 15 тыс. пушек. Однако общество может производить и то и другое одновре- менно. Для этого необходимо снизить производство и масла и пушек до уровня, который ниже максимального объема. Производство масла, и пу- шек не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограни- ченных ресурсов. Альтернативные возможности производства масла и пушек приведены в табл. 1.1.


Таблица 1.1

Альтернативные возможности производства масла и пушек

 

Производственные воз- можности Пушки, тыс. шт. Масло, кг
А    
Б    
В    
Г    
Д    
Е    

 

Иллюстрация этой ситуации представлена на кривой производст- венных возможностей (рис. 1.1), где по горизонтали отложено количество масла, а по вертикали – количество пушек. Данный пример показывает, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между военным и гражданским производством путем перерас- пределения ресурсов.

Кривая производственных возможностей показывает значения аль- тернатив для общества. При абсолютном использовании ресурсов (в эко- номике полной занятости) все точки возможных комбинаций производст- ва пушек и масла находятся на границе производственных возможностей, и все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, явля- ются эффективными.

Любая производственная программа характеризуется точкой, нахо- дящейся на кривой производственных возможностей, и не будет обеспе- чена наличными ресурсами.

В случае же неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства пушек и масла нахо- дятся не на кривой, а внутри кривой, например в точке У. Эта точка пока- зывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увели- чить и гражданское, и военное производства.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнутая к началу координат). Это означает, что, изменяя струк- туру производства, например, в пользу масла, общество будет в боль- шей мере


16

 

           
     
 

0 1 2 3 4 5

 

Рис. 1.1. Кривая производственных возможностей

 

использовать в производстве масла сравнительно малоэффективные для это- го ресурсы. Поэтому каждый произведённый дополнительный килограмм масла, требует всё большего сокращения производства пушек (и наоборот).

А это означает, что количество продуктов, от которого следует отка- заться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количест- во любого данного продукта, называется вмененными издержками производ- ства этого продукта. В нашем случае количество пушек, от которого прихо- дится отказаться, чтобы получить дополнительный килограмм масла, и есть вмененные издержки.

Однако, по мере того как происходит движение издержек при переходе к дополнительному производству масла, обнаруживается важный экономиче- ский принцип. По мере движения от А к Е, количество пушек, которыми при- ходится жертвовать, чтобы получить дополнительный килограмм масла, воз- растает. Этот пример иллюстрирует закон возрастающих, вмененных издер- жек. Каков экономический смысл данного закона? Почему увеличение произ- водства масла связано с необходимостью жертвовать все большим количест- вом пушек? Ответ сводится к следующему: экономические ресурсы непригод- ны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов.

Таким образом, кривая производственных возможностей служит иллю- страцией основных идей:

1) ограниченность ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска про- дукции, расположенные вне кривой производственных возможностей, неосуществи- мы.

2) возможность выбора находит выражение в необходимости для обще-


ства проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, распо- ложенных на кривой.

3) нисходящий наклон кривой подразумевает понятие о вмененных (альтернативных) затратах.

4) вогнутость кривой показывает увеличение вмененных издержек и, как следствие, уменьшение доходности.

 

1.3. Экономические системы: содержание, особенности и модели

Главной экономической задачей в любой экономической системе явля- ется выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов произ- водства в целях решения проблем ограниченных возможностей, которая обу- словлена безграничными потребностями общества и ограниченностью ресур- сов. Любая экономика должна найти ответы на следующие вопросы:

– что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

– как эти товары и услуги надо производить?

– как будет распределен произведенный продукт?

Различные экономические системы отличаются подходом и методом в решении поставленных экономических проблем. Понятие экономической системы в экономической теории включает в себя исторически сложившую- ся или установленную совокупность принципов, правил, законодательно за- крепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономиче- ских отношений, возникающих в процессе производства, распределения, об- мена и потребления экономических благ. В истории человеческого общества выделяют три основные разновидности экономических систем: традицион- ную, командно-административную и рыночную. В некоторых экономически слаборазвитых странах до сих пор существует традиционная, основанная на обычаях, экономическая система. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидуумов опре- деляются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти страны с большими трудностями, поскольку он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности сущест- вующего строя. Для традиционной системы характерна такая особенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям насе- ления.

Характерными чертами командно-административной системы явля- ется государственная собственность практически на все экономические ре- сурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. А отсю- да и структура общественных потребностей определялась плановыми орга- нами, которые руководствовались задачей удовлетворения минимальных по-


требностей, а значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно- промышленного комплекса.

В рыночной экономике все ответы на основные экономические во- просы: что, как, и для кого – определяют рынок, цены, прибыль и убытки.

Что – решается платежеспособным спросом. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовле- творить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.

Как – решается производителем, стремящимся получить больший до- ход. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.

Для кого – решается в пользу потребителей с наибольшим доходом. Современная рыночная экономика – смешанная экономика, т. е. это та-

кой тип общества, когда механизм рынка дополняется активной деятельно- стью государства. Обычно в качестве основы берется степень развития госу- дарственной собственности и доля государственных расходов в валовом на- циональном продукте. По степени участия государства в экономике с извест- ной долей условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим – командная. Боль- шинство стран разместилось бы между этими полюсами. Их обычно относят к смешанной экономике. В таких странах, как Россия, Швеция, Нидерланды, государство играет большую роль, чем в Англии, Японии, США.

Достоинство смешанной экономики заключается в эффективности ис- пользования ресурсов и экономической свободе производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способ- ствует внедрению более современных технологий.

Поскольку одним из важнейших признаков классификации экономиче- ских систем являются форма собственности (частная, общенародная) и спо- соб координации экономической деятельности (рыночный, плановый), то простейшая типология индустриальных систем выглядит следующим обра- зом в табл. 1.–2.

Таблица 1.2

Типология индустриальных систем

 

Координационный меха- низм Собственность
Частная Общественная
Рыночный Частный капитализм Социалистическая ры- ночная экономика
Плановый Капиталистическая пла- новая экономика Социалистическая пла- новая экономика

В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века; капиталистической “плановой” экономики – фашистскую Германию; “социалистической рыночной” экономики – бывшую Югославию; социалистической плановой экономики – СССР.

Следует подчеркнуть главное: не существует однозначного или обще- признанного решения проблемы экономии. Разные общества, обладающие различным культурным и историческим прошлым, разными обычаями и тра-


дициями, противоположными идеологическими устоями, используют разные институты для решения реальной проблемы относительной редкости ресур- сов. А значит, лучший способ решения дилеммы “неограниченные потребно- сти – редкие ресурсы” в одной экономической системе может оказаться не- пригодным в другой системе.

 

Вопросы

1. Что изучает экономическая теория? Каковы основные направления и школы экономической теории?

2. Какова связь между «политической экономией» и «экономикс»?

3. Назовите основные функции экономической теории. Охарактеризуй- те каждую из них.

4. Какие методы научного познания используются в экономических ис- следованиях?

5. Что такое потребности? Как принято их классифицировать?

6. Какие экономические ресурсы используются людьми в процессе производства материальных благ?

7. Что означает относительная ограниченность экономических ресур-

Сов?

8. На чем основано деление экономических благ на предметы потреб-

ления и средства производства?

9. Почему в сфере экономики людям все время приходится делать выбор?

10. Какие основные проблемы решает экономика любой страны?

11. Что такое альтернативные издержки? Есть ли альтернативные из- держки вашей учебы в вузе? Каковы они?

12. Почему экономика полной занятости всегда альтернативна?

13. Каковы экономические идеи хозяйствующих субъектов?

14. Что такое экономическая система?

15. Как в разных экономических системах решаются основные эконо- мические вопросы, стоящие перед каждой страной?

 

Тесты

1. Что служит причиной роста вмененных издержек производства: а) ограниченность факторов производства;

б) неограниченность факторов производства;

в) невозможность взаимозаменяемости факторов производства; г) взаимозаменяемость факторов производства.

2. Закон возрастания альтернативных издержек действует, если кривая производственных возможностей имеет:

а) выпуклую форму; б) форму примой;

в) вогнутую форму; г) любую форму.

3. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего выпуска за год (шт.):


 

Варианты Столы Стулья
А    
Б    

Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях:

а) 180;

б) 130;

в) 50;

г) (180 + 130): 2 = 155.

4. Критериями разграничения типов экономических систем служат: а) форма собственности на ресурсы;

б) тип координационного механизма;

в) уровень благосостояния членов общества; г) свободный доступ к рыночной информации.

5. Какие из приведенных ниже экономических понятий можно непо- средственно проиллюстрировать при построении КВП:

а) спрос и предложение;

б) совокупный спрос и совокупное предложение;

в) ограниченность производственных ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость;

г) наилучший способ удовлетворения потребностей при имеющихся производственных возможностях.

6. Три типа экономических систем – это:

а) традиционная, рыночная, централизованная;

б) демократическая, анархическая и тоталитарная;

в) феодальная, капиталистическая и коммунистическая; г) развивающая, развитая и заживающая.

7. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности ресур- сов связана с тем, что:

а) часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, нельзя поровну поделить семь видеокассет между десятью желающими их получить;

б) большинство природных ресурсов человечество исчерпало;

в) рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги; г) в каждый конкретный момент времени человеческие потребности

превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.

8. В стране, имеющей показанную на рисунке кривую производственных возмож- ностей, решено производить Q единиц оде-


жды. Какой из отрезков на графике соответ- С ствует альтернативной стоимости такого

решения? Q

а) ОА;

б) АВ;

в) QC;

г) ОВ. О


 

А В Обувь


9. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики? а) что производится, как производится, кем потребляется;

б) что потребляется, как производится, кто производит; в) что производится, как потребляется, кто производит; г) что потребляется, как производится, кто потребляет.

 

10. Что из перечисленного является неэкономическим благом: а) подводная лодка;

б) досуг и развлечения; в) энергия ветра;

г) знания.

 

11. Неразработанное нефтяное месторождение может служить примером: а) естественных ресурсов;

б) капитала; в) земли;

г) рынка.

 

12. Благо, доступное одному, а пользоваться им могут одновременно многие, есть:

а) частное благо;

б) общественное благо; в) общий ресурс;

г) естественная монополия.

 

13. Блага, используемые для производства других благ, есть: а) факторы производства;

б) основной капитал; в) информация;

г) предпринимательская деятельность.

 

14. Одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невоз- можно вследствие:

а) неэффективного использования рабочей силы; б) неверного принятия экономического решения; в) ограниченности экономических ресурсов;

г) отсутствия культуры хозяйствования.

 


15. В производственной функции Q =

а) экономические потребности;


f (F 1, F 2... Fn) - F 1, F 2... Fn


есть:


б) производственные ресурсы; в) издержки производства;

г) основные доходы.

 

16. Максимальные результаты при минимальных затратах – это: а) рациональное ведение хозяйства;

б) повышение производительности труда;

в) максимальное удовлетворение потребности; г) эффективность общественного производства.

 

17. Самый дефицитный ресурс современной российской экономики: а) труд;

б) капитал; в) земля;

г) предпринимательская деятельность.

 

18. Альтернативные варианты при полном использовании ресурсов по- казывает кривая:

а) спроса;

б) предложения; в) уровня жизни;

г) производственных возможностей.

19. Точка, расположенная вне кривой производственных возможно-


стей:


 

а) полное обеспечение наличными ресурсами;

б) использование ресурсов для производства одного из двух товаров; в) недостаточное использование ресурсов;

г) необеспеченность наличными ресурсами.

 

20.Недостаточное использование ресурсов показывает точка, которая лежит: а) за пределами кривой производственных возможностей;

б) внутри кривой производственных возможностей; в) на кривой производственных возможностей;

г) на биссектрисе первого координатного угла.


 

21. Максимальный заработок, который может получать студент, бросив учебу в университете, есть:

а) доход на удовлетворение своих потребностей; б) доход на содержание родителей;

в) альтернативная ценность обучения в университете; г) доход на обучение в будущем периоде.


22. Трансформацию кривой производственных возможностей влечет: а) активное участие страны в международном разделении труда;

б) изменение технологии;

в) расширение ресурсной базы;

г) преодоление ограниченности трудовых ресурсов.

 

23. На линии производственных возможностей рост производства од- ного вида продукта сочетается:

а) с ростом производства другого вида продукта;

б) с уменьшением производства другого вида продукта;

в) с постоянным объемом производства другого вида продукта; г) возможен любой из указанных вариантов.

 

24. Как называется экономическая ситуация, когда наращивать производ- ство одного продукта можно, только сокращая производство другого продукта:

а) экономическим кризисом; б) эффективной;

в) неэффективной;

г) переходной экономикой.

25. Какой из фундаментальных экономических вопросов «что?», «как?» и

«для кого?» производить можно решить только на макроэкономическом уровне: а) какие товары производить?

б) какой ожидается уровень инфляции? в) сколько товаров и услуг производить?

г) кто будет производить товары и услуги?

 

Библиографический список

1. Добрынин, А. Еще раз о предмете экономической теории / А. Доб- рынин // РЭШ. – 1993. – № 6.

2. Маркс, К. Капитал. Т 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т 23. –

М., 1974.

3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: пер. с англ. / А. Маршалл. – М., 1993. Т 1.

4. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. – М., 1997.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Ло- бачевой. – М.: Юрайт-издат, 2005. – 557 с. (гл. 1, 2, 3).


 

 

Тема 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.116 с.)