Рынок: сущность, структура и функции. Модели рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: сущность, структура и функции. Модели рыночной экономики



Рынок представляет собой систему отношений товарного производства, посредством которых осуществляется связь между продавцами и покупателями, производителями и потребителями как внутри страны, так и между странами. Рынок можно представить как механизм взаимодействия покупателей и про- давцов, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движе- ния цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил.

Рыночный механизм обслуживает весь воспроизводственный процесс, включающий в себя сферы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. При этом суть рыночных отношений сводится к возмеще- нию затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателя на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности.

Рынок как особый механизм экономических отношений между продав- цами и покупателями, производителями и потребителями появился только то- гда, когда в обществе возникли и сформировались необходимые для этого ус- ловия:

общественное разделение труда (ОРТ). На определенном этапе раз- вития общества рост потребностей людей сделал невозможной их жизнедея- тельность, основанную на универсальном труде и самообеспечении. Произ- водители начали специализироваться на выпуске того или иного продукта. Специализированный труд, с одной стороны, является более производитель- ным и приводит к росту объемов производства, а с другой – он стимулирует обмен между товаропроизводителями, так как произведенный в достаточном количестве один продукт можно обменять на другие блага, необходимые для жизнедеятельности товаропроизводителей;

экономическое обособление товаропроизводителей. Обмен това- рами предполагает возмездность затрат в эквивалентной форме для товаро- производителей. Относительно друг друга они выступают как самостоятель- ные хозяйствующие субъекты с обособленными экономическими интереса- ми. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственно- сти на экономические ресурсы и локализации частных интересов;


свобода предпринимательства для эффективного функционирова- ния рыночного хозяйства. Любой хозяйствующий субъект имеет право выби- рать желаемый вид экономической деятельности и осуществлять эту дея- тельность в любой допускаемой государством законной форме;

минимизация трансакционных издержек. Понятие трансакцион- ных издержек было введено в научный оборот Р. Коузом в работе «Природа фирмы» (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работы по измерению свойств товара, из- держки по спецификации и защите прав собственности и т. д. Обмен в форме купли-продажи предполагает смену собственника, поэтому важно опреде- лить и соблюсти условия, на которых экономическое благо сменит собствен- ника, и как эта смена будет осуществляться. Все эти усилия и затраты учиты- ваются в трансакционных издержках, и предполагаемый доход предпринима- теля должен быть больше трансакционных издержек, связанных с организа- цией и видением бизнеса.

Нормальное функционирование рыночного механизма возможно, если реализуются организационные принципы его построения. К ним относят:

экономическую свободу хозяйствующих субъектов. Она проявля- ется либо как свобода потребителя (свободный потребительский выбор на рынке товаров и услуг), либо как свобода предпринимательства (производи- тель свободен в выборе сферы приложения капитала, выборе экономических партнеров, рынков сбыта и т. д.);

рыночную конкуренцию. Условия конкурентной среды определяют по количеству продавцов и покупателей на рынке, возможности влияния на рыночные цены, виду выпускаемой продукции, наличию барьеров по входу в отрасль, информируемости агентов о рыночной коньюктуре. В зависимости от того, как перечисленные признаки проявляются на том или ином рынке, раз- личают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Рынок свободной (совершенной) конкуренции предполагает условия, при которых на рынке существует достаточное количество продавцов и покупателей, так что ни один из них не может повлиять на рыночную цену. Производится идентич- ная, стандартизованная продукция, так что потребителю безразлично, у кого ее покупать. Хозяйствующие субъекты обладают полной информацией о со- стоянии рыночной коньюктуры и отсутствуют барьеры по входу в отрасль;

главенство потребителя на рынке, так как в рыночной системе именно потребитель отвечает на вопрос «Что производить?», покупая или не покупая тот или иной товар на рынке;

рыночное ценообразование. На рынке существует основной меха- низм формирования цен – рыночная конъюнктура, т. е. соотношение спроса и предложения в каждый конкретный период времени;

договорные, в основном контрактные отношения горизонтального типа, так как они возникают между экономически равными хозяйствующими субъектами;


открытость экономики, т. е. свободное перемещение через на- циональные границы в ту и другую сторону, как товаров, так и факто- ров производства;

государственное регулирование тех процессов и явлений, с кото- рыми не справляется рынок.

Свободный рынок выполняет в экономической системе пять ос- новных функций.

1. Информационная функция. На рынке хозяйствующие субъекты по- лучают полный объем информации о ценах и товарах, об уровне спроса и предложения.

2. Посредническая функция. Рынок обеспечивает прямую связь между производителями и потребителями, позволяя им найти более выгодные вари- анты купли-продажи.

3. Ценообразующая функция. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она ни кем не назначается, а формирует- ся в результате торгов.

4. Регулирующая функция. Постоянное колебание цен не только ин- формирует о состоянии дел, но и регулирует хозяйственную деятельность. Растет цена – расширяется производство, и наоборот.

5. Санирующая функция. Санация – система мер по предотвра- щению банкротства предприятий, улучшению их финансового со- стояния посредством кредитования, реорганизации, реструктуриза- ции. Функция санации рынка сводится к так называемому «естест- венному отбору», т. е. более слабые, менее конкурентоспособные фирмы вынуждены уходить с рынка, а их место занимают более сильные экономические субъекты.

Рыночная система имеет определенную структуру, которая представля- ет собой всю совокупность взаимосвязанных видов рынков. Для того чтобы охарактеризовать структуру рынка, используют ряд ее классификационных признаков. Виды рынков различают:

по географическому положению:

– местный,

– региональный,

– национальный (внутренний),

– интеграционный (в рамках),

– мировой (внешний).

По экономическому назначению объекта рыночных отношений:

– потребительский рынок,

– рынок средств производств,

– рынок капталов (фондовый рынок, рынок ЦБ),

– рынок информации,


– рынок труда,

– рынок земли (рынок недвижимости). По условиям конкурентной среды:

– свободный (конкурентный),

– монополистический,

– олигополистический,

– смешанный.

По объемам продаж:

– оптовый,

– розничный.

По степени насыщенности товарами:

– равновесный,

– дефицитный,

– избыточный.

По соответствию правовым нормам:

– легальный,

– полулегальный («серый» рынок),

– нелегальный («черный» рынок).

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. К общим инфраструктурным элементам относят рекла- му, транспортное и юридическое обеспечение. У каждого вида рынка есть свои инфраструктурные элементы. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками и т. д.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службы занятости и переподготовки кадров, миграционные службы.

В современном обществе рыночная экономика представлена в разных стра- нах различными моделями, которые отличаются от чистого капитализма конца XIX – начала XX века. Отличительными чертами чистого капитализма были:

– частная собственность на инвестиционные ресурсы;

– рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельно- сти, основанный на свободной конкуренции и свободном ценообразовании;

– наличие множества самостоятельно действующих покупате- лей и продавцов.

Одной из самых ярких черт чистого капитализма является полная сво- бода всех экономических субъектов.


Современные экономические системы рыночного типа называют сме- шанной экономикой, так как рыночный механизм саморегулирования допол- няется элементами государственного регулирования экономики, которые стали широко использоваться после «Великой депрессии» 1929–1933 гг. Раз- личают следующие модели смешанной экономики.

Американская модель: малый удельный вес государственной собст- венности и минимальная роль государства в экономике; всемирное поощре- ние предпринимательства; резкая дифференциация доходов населения; при- емлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель: высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики; составление планов развития экономики; незначительное различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими; социальная направленность модели.

Немецкая модель: высокая степень государственного воздействия на экономику; прогнозирование основных макроэкономических показателей; слабая степень дифференциации доходов.

Шведская модель: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях на- селения; государственное регулирование цен; высокий удельный вес государственного сектора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.011 с.)