Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок: сущность, структура и функции. Модели рыночной экономики
Рынок представляет собой систему отношений товарного производства, посредством которых осуществляется связь между продавцами и покупателями, производителями и потребителями как внутри страны, так и между странами. Рынок можно представить как механизм взаимодействия покупателей и про- давцов, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движе- ния цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Рыночный механизм обслуживает весь воспроизводственный процесс, включающий в себя сферы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. При этом суть рыночных отношений сводится к возмеще- нию затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателя на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Рынок как особый механизм экономических отношений между продав- цами и покупателями, производителями и потребителями появился только то- гда, когда в обществе возникли и сформировались необходимые для этого ус- ловия: – общественное разделение труда (ОРТ). На определенном этапе раз- вития общества рост потребностей людей сделал невозможной их жизнедея- тельность, основанную на универсальном труде и самообеспечении. Произ- водители начали специализироваться на выпуске того или иного продукта. Специализированный труд, с одной стороны, является более производитель- ным и приводит к росту объемов производства, а с другой – он стимулирует обмен между товаропроизводителями, так как произведенный в достаточном количестве один продукт можно обменять на другие блага, необходимые для жизнедеятельности товаропроизводителей; – экономическое обособление товаропроизводителей. Обмен това- рами предполагает возмездность затрат в эквивалентной форме для товаро- производителей. Относительно друг друга они выступают как самостоятель- ные хозяйствующие субъекты с обособленными экономическими интереса- ми. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственно- сти на экономические ресурсы и локализации частных интересов; – свобода предпринимательства для эффективного функционирова- ния рыночного хозяйства. Любой хозяйствующий субъект имеет право выби- рать желаемый вид экономической деятельности и осуществлять эту дея- тельность в любой допускаемой государством законной форме;
– минимизация трансакционных издержек. Понятие трансакцион- ных издержек было введено в научный оборот Р. Коузом в работе «Природа фирмы» (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работы по измерению свойств товара, из- держки по спецификации и защите прав собственности и т. д. Обмен в форме купли-продажи предполагает смену собственника, поэтому важно опреде- лить и соблюсти условия, на которых экономическое благо сменит собствен- ника, и как эта смена будет осуществляться. Все эти усилия и затраты учиты- ваются в трансакционных издержках, и предполагаемый доход предпринима- теля должен быть больше трансакционных издержек, связанных с организа- цией и видением бизнеса. Нормальное функционирование рыночного механизма возможно, если реализуются организационные принципы его построения. К ним относят: – экономическую свободу хозяйствующих субъектов. Она проявля- ется либо как свобода потребителя (свободный потребительский выбор на рынке товаров и услуг), либо как свобода предпринимательства (производи- тель свободен в выборе сферы приложения капитала, выборе экономических партнеров, рынков сбыта и т. д.); – рыночную конкуренцию. Условия конкурентной среды определяют по количеству продавцов и покупателей на рынке, возможности влияния на рыночные цены, виду выпускаемой продукции, наличию барьеров по входу в отрасль, информируемости агентов о рыночной коньюктуре. В зависимости от того, как перечисленные признаки проявляются на том или ином рынке, раз- личают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Рынок свободной (совершенной) конкуренции предполагает условия, при которых на рынке существует достаточное количество продавцов и покупателей, так что ни один из них не может повлиять на рыночную цену. Производится идентич- ная, стандартизованная продукция, так что потребителю безразлично, у кого ее покупать. Хозяйствующие субъекты обладают полной информацией о со- стоянии рыночной коньюктуры и отсутствуют барьеры по входу в отрасль;
– главенство потребителя на рынке, так как в рыночной системе именно потребитель отвечает на вопрос «Что производить?», покупая или не покупая тот или иной товар на рынке; – рыночное ценообразование. На рынке существует основной меха- низм формирования цен – рыночная конъюнктура, т. е. соотношение спроса и предложения в каждый конкретный период времени; – договорные, в основном контрактные отношения горизонтального типа, так как они возникают между экономически равными хозяйствующими субъектами; – открытость экономики, т. е. свободное перемещение через на- циональные границы в ту и другую сторону, как товаров, так и факто- ров производства; – государственное регулирование тех процессов и явлений, с кото- рыми не справляется рынок. Свободный рынок выполняет в экономической системе пять ос- новных функций. 1. Информационная функция. На рынке хозяйствующие субъекты по- лучают полный объем информации о ценах и товарах, об уровне спроса и предложения. 2. Посредническая функция. Рынок обеспечивает прямую связь между производителями и потребителями, позволяя им найти более выгодные вари- анты купли-продажи. 3. Ценообразующая функция. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она ни кем не назначается, а формирует- ся в результате торгов. 4. Регулирующая функция. Постоянное колебание цен не только ин- формирует о состоянии дел, но и регулирует хозяйственную деятельность. Растет цена – расширяется производство, и наоборот. 5. Санирующая функция. Санация – система мер по предотвра- щению банкротства предприятий, улучшению их финансового со- стояния посредством кредитования, реорганизации, реструктуриза- ции. Функция санации рынка сводится к так называемому «естест- венному отбору», т. е. более слабые, менее конкурентоспособные фирмы вынуждены уходить с рынка, а их место занимают более сильные экономические субъекты. Рыночная система имеет определенную структуру, которая представля- ет собой всю совокупность взаимосвязанных видов рынков. Для того чтобы охарактеризовать структуру рынка, используют ряд ее классификационных признаков. Виды рынков различают: по географическому положению: – местный, – региональный, – национальный (внутренний), – интеграционный (в рамках), – мировой (внешний). По экономическому назначению объекта рыночных отношений: – потребительский рынок, – рынок средств производств, – рынок капталов (фондовый рынок, рынок ЦБ), – рынок информации, – рынок труда, – рынок земли (рынок недвижимости). По условиям конкурентной среды: – свободный (конкурентный), – монополистический, – олигополистический, – смешанный. По объемам продаж: – оптовый, – розничный. По степени насыщенности товарами: – равновесный, – дефицитный, – избыточный. По соответствию правовым нормам: – легальный, – полулегальный («серый» рынок), – нелегальный («черный» рынок). Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. К общим инфраструктурным элементам относят рекла- му, транспортное и юридическое обеспечение. У каждого вида рынка есть свои инфраструктурные элементы. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками и т. д. Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды. Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службы занятости и переподготовки кадров, миграционные службы. В современном обществе рыночная экономика представлена в разных стра- нах различными моделями, которые отличаются от чистого капитализма конца XIX – начала XX века. Отличительными чертами чистого капитализма были: – частная собственность на инвестиционные ресурсы; – рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельно- сти, основанный на свободной конкуренции и свободном ценообразовании; – наличие множества самостоятельно действующих покупате- лей и продавцов. Одной из самых ярких черт чистого капитализма является полная сво- бода всех экономических субъектов. Современные экономические системы рыночного типа называют сме- шанной экономикой, так как рыночный механизм саморегулирования допол- няется элементами государственного регулирования экономики, которые стали широко использоваться после «Великой депрессии» 1929–1933 гг. Раз- личают следующие модели смешанной экономики. Американская модель: малый удельный вес государственной собст- венности и минимальная роль государства в экономике; всемирное поощре- ние предпринимательства; резкая дифференциация доходов населения; при- емлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения. Японская модель: высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики; составление планов развития экономики; незначительное различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими; социальная направленность модели. Немецкая модель: высокая степень государственного воздействия на экономику; прогнозирование основных макроэкономических показателей; слабая степень дифференциации доходов. Шведская модель: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях на- селения; государственное регулирование цен; высокий удельный вес государственного сектора.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.011 с.) |