Пособие к практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие к практическим занятиям



Пособие к практическим занятиям

Методические указания по самостоятельной работе Банк тестовых заданий в системе UniTest

 
 

Красноярск ИПК СФУ 2008


УДК 330.01

ББК 65.01

Э40

Авторы:

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................... 8

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ 9

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА...................................................................................................... 9

1.1. История становления и этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической теории................................................................................................ 9

1.2. Экономические потребности и экономические блага. Экономические ресурсы и проблема выбора в экономике. Производственные возможности и альтернативные издержки......................................................................................................................... 12

1.3. Экономические системы: содержание, особенности и модели......... 17

Вопросы.......................................................................................................................... 19

Тесты................................................................................................................................ 19

Библиографический список.................................................................................... 23

Тема 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 24

Рынок: сущность, структура и функции. Модели рыночной экономики 24

2.2. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Механизм установления рыночного равновесия.............................................................................................. 28

2.3. Эластичность спроса и предложения........................................................... 35

Вопросы.......................................................................................................................... 39

Тесты................................................................................................................................ 39

Библиографический список.................................................................................... 42

МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА....................... 43

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономика – это система знаний, изучающая хозяйственное устройство общества, куда входят и закономерности экономического строя общества, и систематизация явлений хозяйственной жизни, и выработка практических рекомендаций в сферах производства и т. д.

Экономическая наука в своем развитии прошла несколько этапов и имела разные названия: политическая экономия, экономикс, экономическая теория (экономика), объект изучения этой науки единый – национальное хо- зяйство общества. Экономическая теория синтезирует представления ранее существовавших школ для условий современного этапа развития общества.

Экономическая теория как наука выполняет несколько функций: по- знавательную, методологическую и прикладную, т. е. раскрывает законы раз- вития экономики, помогает строить экономические модели, разрабатывает стратегические экономические прогнозы.

В силу объективных причин современный человек должен разбираться в вопросах экономики, надеемся, что изучение наших лекций поможет в этом.


МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ

ТЕОРИЮ

Тема 1.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА

1.1. История становления и этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической теории (экономики).

1.2. Экономические потребности и экономические блага. Экономиче- ские ресурсы и проблема выбора в экономике. Производственные возможно- сти и альтернативные издержки.

1.3. Экономические системы: содержание, особенности и модели.

 

Вопросы

1. Что изучает экономическая теория? Каковы основные направления и школы экономической теории?

2. Какова связь между «политической экономией» и «экономикс»?

3. Назовите основные функции экономической теории. Охарактеризуй- те каждую из них.

4. Какие методы научного познания используются в экономических ис- следованиях?

5. Что такое потребности? Как принято их классифицировать?

6. Какие экономические ресурсы используются людьми в процессе производства материальных благ?

7. Что означает относительная ограниченность экономических ресур-

Сов?

8. На чем основано деление экономических благ на предметы потреб-

ления и средства производства?

9. Почему в сфере экономики людям все время приходится делать выбор?

10. Какие основные проблемы решает экономика любой страны?

11. Что такое альтернативные издержки? Есть ли альтернативные из- держки вашей учебы в вузе? Каковы они?

12. Почему экономика полной занятости всегда альтернативна?

13. Каковы экономические идеи хозяйствующих субъектов?

14. Что такое экономическая система?

15. Как в разных экономических системах решаются основные эконо- мические вопросы, стоящие перед каждой страной?

 

Тесты

1. Что служит причиной роста вмененных издержек производства: а) ограниченность факторов производства;

б) неограниченность факторов производства;

в) невозможность взаимозаменяемости факторов производства; г) взаимозаменяемость факторов производства.

2. Закон возрастания альтернативных издержек действует, если кривая производственных возможностей имеет:

а) выпуклую форму; б) форму примой;

в) вогнутую форму; г) любую форму.

3. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего выпуска за год (шт.):


 

Варианты Столы Стулья
А    
Б    

Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях:

а) 180;

б) 130;

в) 50;

г) (180 + 130): 2 = 155.

4. Критериями разграничения типов экономических систем служат: а) форма собственности на ресурсы;

б) тип координационного механизма;

в) уровень благосостояния членов общества; г) свободный доступ к рыночной информации.

5. Какие из приведенных ниже экономических понятий можно непо- средственно проиллюстрировать при построении КВП:

а) спрос и предложение;

б) совокупный спрос и совокупное предложение;

в) ограниченность производственных ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость;

г) наилучший способ удовлетворения потребностей при имеющихся производственных возможностях.

6. Три типа экономических систем – это:

а) традиционная, рыночная, централизованная;

б) демократическая, анархическая и тоталитарная;

в) феодальная, капиталистическая и коммунистическая; г) развивающая, развитая и заживающая.

7. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности ресур- сов связана с тем, что:

а) часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, нельзя поровну поделить семь видеокассет между десятью желающими их получить;

б) большинство природных ресурсов человечество исчерпало;

в) рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги; г) в каждый конкретный момент времени человеческие потребности

превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.

8. В стране, имеющей показанную на рисунке кривую производственных возмож- ностей, решено производить Q единиц оде-


жды. Какой из отрезков на графике соответ- С ствует альтернативной стоимости такого

решения? Q

а) ОА;

б) АВ;

в) QC;

г) ОВ. О


 

А В Обувь


9. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики? а) что производится, как производится, кем потребляется;

б) что потребляется, как производится, кто производит; в) что производится, как потребляется, кто производит; г) что потребляется, как производится, кто потребляет.

 

10. Что из перечисленного является неэкономическим благом: а) подводная лодка;

б) досуг и развлечения; в) энергия ветра;

г) знания.

 

11. Неразработанное нефтяное месторождение может служить примером: а) естественных ресурсов;

б) капитала; в) земли;

г) рынка.

 

12. Благо, доступное одному, а пользоваться им могут одновременно многие, есть:

а) частное благо;

б) общественное благо; в) общий ресурс;

г) естественная монополия.

 

13. Блага, используемые для производства других благ, есть: а) факторы производства;

б) основной капитал; в) информация;

г) предпринимательская деятельность.

 

14. Одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невоз- можно вследствие:

а) неэффективного использования рабочей силы; б) неверного принятия экономического решения; в) ограниченности экономических ресурсов;

г) отсутствия культуры хозяйствования.

 


15. В производственной функции Q =

а) экономические потребности;


f (F 1, F 2... Fn) - F 1, F 2... Fn


есть:


б) производственные ресурсы; в) издержки производства;

г) основные доходы.

 

16. Максимальные результаты при минимальных затратах – это: а) рациональное ведение хозяйства;

б) повышение производительности труда;

в) максимальное удовлетворение потребности; г) эффективность общественного производства.

 

17. Самый дефицитный ресурс современной российской экономики: а) труд;

б) капитал; в) земля;

г) предпринимательская деятельность.

 

18. Альтернативные варианты при полном использовании ресурсов по- казывает кривая:

а) спроса;

б) предложения; в) уровня жизни;

г) производственных возможностей.

19. Точка, расположенная вне кривой производственных возможно-


стей:


 

а) полное обеспечение наличными ресурсами;

б) использование ресурсов для производства одного из двух товаров; в) недостаточное использование ресурсов;

г) необеспеченность наличными ресурсами.

 

20.Недостаточное использование ресурсов показывает точка, которая лежит: а) за пределами кривой производственных возможностей;

б) внутри кривой производственных возможностей; в) на кривой производственных возможностей;

г) на биссектрисе первого координатного угла.


 

21. Максимальный заработок, который может получать студент, бросив учебу в университете, есть:

а) доход на удовлетворение своих потребностей; б) доход на содержание родителей;

в) альтернативная ценность обучения в университете; г) доход на обучение в будущем периоде.


22. Трансформацию кривой производственных возможностей влечет: а) активное участие страны в международном разделении труда;

б) изменение технологии;

в) расширение ресурсной базы;

г) преодоление ограниченности трудовых ресурсов.

 

23. На линии производственных возможностей рост производства од- ного вида продукта сочетается:

а) с ростом производства другого вида продукта;

б) с уменьшением производства другого вида продукта;

в) с постоянным объемом производства другого вида продукта; г) возможен любой из указанных вариантов.

 

24. Как называется экономическая ситуация, когда наращивать производ- ство одного продукта можно, только сокращая производство другого продукта:

а) экономическим кризисом; б) эффективной;

в) неэффективной;

г) переходной экономикой.

25. Какой из фундаментальных экономических вопросов «что?», «как?» и

«для кого?» производить можно решить только на макроэкономическом уровне: а) какие товары производить?

б) какой ожидается уровень инфляции? в) сколько товаров и услуг производить?

г) кто будет производить товары и услуги?

 

Библиографический список

1. Добрынин, А. Еще раз о предмете экономической теории / А. Доб- рынин // РЭШ. – 1993. – № 6.

2. Маркс, К. Капитал. Т 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т 23. –

М., 1974.

3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: пер. с англ. / А. Маршалл. – М., 1993. Т 1.

4. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. – М., 1997.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Ло- бачевой. – М.: Юрайт-издат, 2005. – 557 с. (гл. 1, 2, 3).


 

 

Тема 2.

Вопросы

1. Каковы основные причины возникновения рынка?

2. Какие функции выполняет рынок в экономической системе?

3. Какова суть идеи Р. Коуза о трансакционных издержках?

4. Нарисуйте общую модель рынка с кривыми спроса и предложения на конкурентном рынке.

5. Каковы неценовые факторы, влияющие на изменение спроса покупате- лей, а также неценовые факторы, влияющие на изменение выпуска и предло- жения фирмами благ?

6. Докажите практическую значимость эластичности спроса.

7. Как формируется равновесная цена? Объясните этот механизм с помо- щью соответствующего графика, указав область дефицита товаров на рынках и область излишков от перепроизводства.

8. Как государство может воздействовать на цены и налоги, в результате чего рынок начинает соответственно реагировать? Как это происходит?

9. Что входит в понятие рыночной инфраструктуры?

10. Какие виды рынков вы знаете? Перечислите их.

 

Тесты

1. Рынок – это:

1) место, где осуществляется купля-продажа товаров;

2) товарообмен, организованный по законам товарно-денежного обра- щения;

3) совокупность спроса и предложения;

4) совокупность товаров и услуг, доставленных потребителям.

 

2. Объективными предпосылками рынка являются:

1) частная собственность на средства производства;

2) экономическая обособленность и материальная ответственность производителя;

3)общественное раделение труда;

4)производство продуктов сверх собственнных потребностей.

 

3. Объективными предпосылками рыночной конкуренции являются:

1) достаточное количество продавцов каждого вида товара;

2) полная хозяйственная обособленность производителей;

3) государственное регулирование экономики;

4) товарный дефицит.


 


 

ния;


4. Спрос – это:

1) платежеспособная потребность;

2) объем потребительских товаров, обусловленный потребностями населе-

 

3) объем и структура товаров, произведенных за год;

4) реальный доход населения.

 

5. Предложение – это:

1) объем инвестиций, определяющих структуру потребностей покупателя;

2) объем товаров и услуг, реализованный на рынке за год;

3) совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда;

4) объем товаров и услуг, опосредованных покупательским спросом.

 

6. Конъюктура рынка – это:

1) показатель рейтинга рынка;

2) совокупность товаров, предложенных на рынке;

3) оснащенность рынка оборыдованием, вычислительной техникой;

4) определенное соотношение между спросом и предложением товаров на рынке.

 

7. Какие из перечисленных функций не выполняет рынок:

1) определяет цену и их динамику;

2) удовлетворяет потребности потребителя;

3) обуславливает конкуренцию обособленных товаропроизводителей;

4) предотвращает инфляцию?

 

8. Определите, что из перечисленного относится к структуре рынка:

1) торговые, комерческие, посреднические фирмы;

2) предметы потребления, средства производства, рабочая сила;

3) налоговые инспекции и страховые компании;

4) научно-технические разработки, технологии, ценные бумаги?

 

9. Закон спроса предполагает, что:

1) превышение предложения над спросом вызывает снижение цены;

2) рост доходов потребителей увеличивает спрос на товары;

3) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

4) когда цена товара падает, объем планируемых закупок растет.

 

10. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х, если:

1) предложения товара Х по некоторой причине уменьшилось;

2) цена товара Х возросла и, как следствие, потребители решили мень- ше покупать этот товар;


3) вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они по- купают его при любой данной цене больше, чем раньше;

4) цена товара Х упала, поэтому потребители покупают его больше, чем раньше.

 

11. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х вызовет:

1) сдвиг кривой спроса вверх (или вправо);

2) сдвиг кривой предложения вверх (или влево);

3) сдвиг кривой спроса и предложения вверх;

4) сдвиг кривой предложения вниз (или вправо).

 

12. Рыночный спрос не испытывает влияния:

1) доходов потребителей;

2) цен на взаимосвязанные товары;

3) цен на ресурсы;

4) численности покупателей.

 

13. Если спрос падает, то кривая спроса сдвигается:

1) вниз и влево;

2) по вращению часовой стрелки;

3) вверх и вправо;

4) против вращения часовой стрелки.

 

14. Изменение какого фактора не вызовет сдвига кривой спроса:

1) вкусов и предпочтений потребителей;

2) размера и распределения национального дохода;

3) цены товара;

4) численности и возраста потребителей.

 

15. Совершенствование технологии сдвигает:

1) кривую спроса вверх и вправо;

2) кривую спроса вниз и вправо;

3) кривую предложения вниз и вправо;

4) кривую предложения вверх и влево.

16. Готовность покупать дополнительные единицы производимого то- вара, только по более низкой цене лучше всего объясняет:

1) эффект замещения;

2) принцип убывающей предельной полезности;

3) эффект дохода;

4) закон предложения.

 

17. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

1) спрос равен предложению;

2) цена равна издержкам плюс прибыль;


3) уровень технологии меняется постоянно;

4) объем предложения равен объему спроса.

 

18. Если рыночная цена ниже равновесной:

1) появится избыток товаров;

2) возникает дефицит товаров;

3) формируется рынок покупателя;

4) падает цена ресурсов.

 

19. Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по высокой цене на другом рынке не является:

1) операцией с целью получения прибыли;

2) средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен;

3) причиной ценовых различий на конкурентных рынках;

4) средством повышения спроса на рынке с высоким уровнем цен.

 

 

20. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

1) рост налогов на частное предпринимательство;

2) рост потребительских доходов;

3) падение цен на производственные ресурсы;

4) падение цен на взаимодополняющий товар.

 

Библиографический список

1. Маккеннел, С. Экономикс: в 2 т. / С. Маккеннел, К. Брю. – М., 1993.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Ло- бачевой. – М., 2005 (гл. 4, 5).

3. Камаев, В. Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. – 2-е изд., стер. – М.: КНО- РУС, 2007 (гл. 3, 4).


МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 3.

Вопросы

1. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения?

2. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

3. Почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а ал- мазы, являясь менее полезными для человека, имеют высокую цену?

4. Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияет на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

5. Кривая спроса отображает общую или предельную полезность товара при той или иной цене?

 

Тесты

1. Общая полезность – это:

а) уровень полезности, достигаемый при приобретении данного объема экономического блага;

б) сумма полезностей всех возможных способов использования данного блага;

в) уровень полезностей, на который стремится выйти потребитель;

г) уровень полезности, выше которого потребителю не позволяет под- няться его доход.

2. Готовность покупать дополнительные единицы товара только по бо- лее низкой цене лучше всего объясняет:


а) эффект замещения;

б) принцип убывающей предельной полезности; в) эффект дохода;

г) закон предложения.

 

3. Какой из следующих перечней общей полезности иллюстрирует дей- ствие закона убывающей предельной полезности:

а) 100, 300, 500, 700;

б) 100, 150, 250, 400;

в) 100, 150, 180, 190;

г) 100, 120, 150, 170.

 

4. Потребительское равновесие на карте безразличия – это:

а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону каса- тельной к ней кривой безразличия;

г) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюд- жетной линией.

 

5. Предположим, что ввиду изменения вкусов потребителя предельная полезность каждой единицы некоторого блага возросла. В этом случае кри- вая индивидуального спроса:

а) сдвинется влево;

б) станет более крутой; в) станет более пологой; г) сдвинется вправо.

 

Библиографичкский список

1. Ивашковский, С. Н. Микроэкономика / И. Н. Ивашковский. – М.:

Дело, 2001. – Гл. 6.

2. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидорович. – М.: ДИС, 1997. – Гл. 10.

3. Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Кисиле- вой. – Киров: АСА, 2001. – Гл. 5.

4. Макконелл, К. Р. Экономикс: пер. с англ. / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1993. – Т. 2. – Гл. 23.

5. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики / Р. М. Нуреев. – М.: НОРМА- ИНФА, 1999. – Гл. 4.


 

 

Тема 4.

Классификация предприятий

Под производством в современной микроэкономике понимается дея- тельность по использованию факторов производства (материально- технических и интеллектуальных элементов ресурсов – труда, земли, капита- ла) с целью достижения наилучшего результата.

Основным субъектом производственной деятельности является фирма. Фирма – это определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйствен- ной самостоятельностью.

К основным организационно-правовым формам относятся: единолич- ная (частнопредпринимательская) фирма; партнерство (товарищество); кор- порация (акционерное общество). Существуют также государственные фир- мы и кооперативы.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает всю прибыль и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам. Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

– простота организации (учреждения, управления и т. д.);

– свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);

– сильный экономический стимул (получение прибыли одним лицом). Среди недостатков частнопредпринимательской фирмы необходимо выде-

лить:

– ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как

с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

– отсутствие развитой системы внутренней специализации производст- венных и управленческих функций;

– существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

Партнерство (товарищество) – это фирма, организованная рядом лиц, владеющих и управляющих предприятием на основе внесенного пая, кото-


рый может принимать денежную, материальную или интеллектуальную форму.

Выделяют три типа партнерства:

– полное, когда все партнеры полностью отвечают за деятельность фирмы, причем кредиторы вправе сами назначить ответственного по делам фирмы;

– ограниченное, когда партнеры несут ответственность по делам фир- мы только в пределах внесенного пая;

– коммандитное (смешанное), когда часть партнеров входит на правах полной ответственности по делам фирмы, а часть на ограниченной.

Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринима- тельской фирмы. В то же время они обладают рядом преимуществ по срав- нению с частнопредпринимательской фирмой, к которым относятся:

– более высокая специализация производственных и управленческих функций;

– большие возможности по привлечению финансовых и матери- альных ресурсов;

– существование ограниченной ответственности.

Помимо несомненных достоинств, партнерства обладают такими не- достатками, как:

– некоторая скудность финансовых ресурсов;

– несогласованность действий и несовместимость интересов в резуль- тате разделения функций;

– угроза потенциального распада партнерства (в результате возникаю- щих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

Корпорация (акционерное общество) – это фирма, имеющая форму юридического лица и обладающая уставным капиталом, разделенное на оп- ределенное число долей – акций. Владельцы акций – акционеры – имеют право на долю доходов корпорации. Часть прибылей, выплачиваемая вла- дельцу одной акции, называется дивидендом. Часть прибылей, не выплачи- ваемая в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью. Функции владения и управления собственностью в случае корпоративной собственности отделены друг от друга.

Достоинствами такой организационно-правовой формы предпринима- тельской деятельности, как корпорация, являются:

– возможность привлечения огромных финансовых ресурсов посредст- вом распространения акций, путем их продажи на открытом рынке;

– кредиторы предъявляют свои претензии к корпорации в целом, а не к отдельным акционерам как частным лицам;

– корпорация существует независимо от воли и желания отдельных ак- ционеров, поэтому корпорации обладают стабильностью во времени (неко- торые корпорации насчитывают 100 и более лет).

Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и впол- не ощутимыми недостатками:

– открываются широкие возможности для всевозможных злоупотреб- лений в результате размывания прав собственности;


– существование двойного налогообложения (часть дохода корпорации, выплаченная акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом – как часть дохода держателя акции).

Кооператив – общество, деятельность которого направлена в принци- пе не на получение доходов, а на оказание помощи и содействия членам об- щества. Достаточно широкое распространение кооперативы получили в про- изводственной деятельности, особенно в сельскохозяйственном производст- ве, строительной деятельности.

Государственное предприятие – это предприятие, имущество ко- торого и управление им полностью или частично находятся в руках госу- дарства и его органов; они либо владеют капиталом предприятия и обла- дают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать ре- шения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздейст- вуют и контролируют их.

В своей деятельности государственное предприятие руководствует- ся не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономи- ческую эффективность или даже вести в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданы.

 

Вопросы

1. Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Почему в эко- номике существует такое большое разнообразие фирм – малых, средних, крупных?

2. Что такое организационно-правовые формы предприятий и какие формы предпринимательской деятельности существуют в мировой практике?

3. В чем преимущества партнерства перед частнособственническим предприятием?

4. Какими преимуществами обладает корпорация перед остальными типами фирм?

5. Какие функции в экономике выполняют государственные предприятия?

6. Что такое экономические издержки? В чем различие между внешни- ми и внутренними издержками?

7. Деление на краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности предприятия является концептуальным или временным? Почему?

8. Сформулируйте закон убывающей предельной производительности.

9. Чтобы получить максимальную прибыль, фирма должна продать как можно больше продукции. Так ли это?

10. При каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет опти- мального масштаба в долгосрочном периоде? Какими факторами объясня- ется наличие положительного и отрицательного эффекта масштаба?

 

Тесты

1. Какая форма организации предпринимательской деятельности делает для физического лица риск капитала минимальным:

а) индивидуальное предпринимательство; б) товарищество;

в) акционерное общество;

г) государственное предприятие.

2. Создание кооператива позволяет его участникам: а) получать дивиденды;


б) делить прибыль;

в) оказывать помощь и содействие друг другу; г) минимизировать свои риски.

 

3. Изокоста объединяет точки: а) равных издержек;

б) одинакового выпуска продукции;

в) устойчивого равновесия производителя; г) равенства спроса и предложения.

 

4. При росте объема производства изокванта будет смещаться: а) вверх и вправо;

б) вниз и вправо; в) вверх и влево; г) вниз и влево.

 

5. Неявные издержки – это: а) бухгалтерские издержки; б) экономические издержки;

в) издержки упущенных возможностей;

г) альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся соб- ственностью фирмы

 

6. Из следующих затрат к неявным относятся:

а) плата за ремонт бездействующего оборудования; б) амортизация оборудования;

в) процент по текущим вкладам и наличности в кассе фирмы; г) заработная плата рабочих.

 

7. Точка безубыточности графически соответствует точке пересечения кривых:

а) средних издержек и цены;

б) валовых издержек и валового дохода; в) средних издержек и валовых издержек;

г) предельных издержек и средних издержек. д) верно а) и б).

 

8. Какая формула правильно показывает соотношение бухгалтерской прибыли (БП), нормальной прибыли (НП) и чистой (экономической) прибы- ли (ЧП) (если отсутствуют издержки на ресурсы предпринимателя)?

а) НП = БП + ЧП; б) БП = НП + ЧП;

в) ЧП = БП – НП – внешние издержки; г) БП = ЧП – НП.


 

мы?


9. Какая из следующих кривых никогда не принимает U-образной фор-

 

а) AVC;

б) MC;

в) AFC;

г) ATC;

д) LATC.


 

10. Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10 %, а объем про- изводства возрастает при этом на 15 %, то в этом случае:

а) наблюдается отрицательный эффект от масштабов производства; б) кривая долгосрочных средних издержек (LATC) сдвигается вверх; в) действует закон убывающей производительности;

г) наблюдается положительный эффект от масштаба производства; д) фирма получает максимум прибыли.

 

Библиографический список

1. Ивашковский, С. Н. Микроэкономика / С. Н. Ивашковский. – М.:

Дело, 2001. – Гл. 7–9.

2. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидорович. – М.: ДИС,

1997. – Гл. 12–13.

3. Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Кисиле- вой. – Киров: АСА, 2001 – Гл. 6, 9.

5. Макконелл, К. Р. Экономикс / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. – М.:

Республика, 1993. – Т. 2. – Гл. 24.

6. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики / Р. М. Нуреев. – М.: НОРМА- ИНФА, 1999. – Гл. 5–6.

7. Экономическая теория / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинско- го. – М.: КНОРУС, 2006. – Гл. 6.

 

Тема 5.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, свободные условия входа на ры- нок, однородный тип продукции. Все фирмы на этом рынке приспосаблива- ются к общим условиям рынка, цена в этом случае будет заданной для каж- дого производителя, т. Е. он выступает в роли ценополучателя. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы аб- солютно эластична (рис. 5.2.1).

Рынок совершенной конкуренции появился в XVII–XVIII вв. В качест- ве основных предпосылок его образования можно отметить однородность товаров и услуг, мобильность ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. В XX веке в связи с развитием и укрупнением производства совершенная конкуренция, как уже отмечалось выше, встреча- ется довольно редко. Можно сказать, что некоторые рынки приближаются к ней. Это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок иностранных валют.

Таблица 5.1.1

Виды конкуренции

Название типа рынка Количество и размер фирм Условия вхо- да/выхода в отрасль Доступ- ность инфор- мации Тип продук- ции Эластич- ность спроса Пример
1. Совер- Множество Свободные Сво- Однородная Абсо- Рынок сель-
шенная мелких фирм   бодная   лютно скохоз.
конкурен-         элас- Продукции
ция         тичный  

2. Несовершенная конкуренция

  Одна крупная Высокие Инфор- Уникальная Неэлас- АО «Красс-
2.1. Моно-   входные мация для данной тичный ноярск-
полия   барьеры недос- местности   энерго»
      тупна      

Продолжение таблицы 5.1.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.229 с.)