История становления и этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической теории



Экономические науки как система знаний человечества занимаются изучением хозяйственного устройства общества. С их помощью люди по- знают объективные закономерности экономического строя общества, систе- матизируют явления хозяйственной жизни, вырабатывают практические ре- комендации в сферах производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Теоретической и методологической основой всех эконо- мических наук является экономическая теория (экономика).

История становления экономической теории как науки включает в себя труды мыслителей Древнего Востока (Египта, Китая, Индии и др.), Древней Греции и Древнего Рима. Они изучали хозяйственные явления в рамках еди- ной науки об обществе и окружающей человека природы. Принято считать, что экономическая теория берет свое начало с момента выхода в свет в 1615 году книги французского экономиста Антуана де Монкретьена (1575–1622)

«Трактат политической экономии». К этому времени произошел окончатель- ный переход от отрывочных наблюдений и описаний событий хозяйственной деятельности к формированию целостных представлений о природе явлений экономической жизни общества. Название трактата было присвоено новой науке – «политическая экономия». Оно сложилось из трех греческих слов:

«полис» – город, государство, общество; «ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – закон и представляет собой науку о законах ведения общественного хозяйст- ва.

Одной из важнейших проблем того времени был вопрос об источниках богатства нации и способах его увеличения. Условия для систематизирован- ного описания национального хозяйства появились лишь в период становле- ния капитализма (конец XV – начало XVI века) и первым экономическим учением стал меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец). Основ-


ные идеи меркантилистов заключались в том, что они отождествляли бо- гатство нации с деньгами и их натуральной формой – серебром и золотом. Источником богатства они считали торговлю и особенно внешнюю тор- говлю. Исходя из этого, меркантилисты выработали систему мер, которую должно использовать государство для стимулирования притока в страну денег и ограничения их оттока.

Эта система мер легла в основу политики протекционизма (от лат.

protectio – покровительство, защита).

Следующее экономическое учение – физиократия (от греч. physis – природа, kratos – власть) существовало в I–XVII веках. Его основателем был Франсуа Кенэ (1694–1744). Физиократы, критикуя меркантилистов, утвер- ждали, что богатство нации представлено многообразием товаров, а его ис- точником является труд. Однако ограниченность идей физиократов заключа- лась в том, что они признавали производительным только труд в сельском хозяйстве, относя все другие виды труда к непроизводительному.

Продолжая учение физиократов, представители классической поли- тической экономии – прежде всего Адам Смит (1723–1790) и Давид Рик- кардо (1772–1823), обосновали следующие теоретические положения:

– богатство нации создается в сфере материального производства;

– источником богатства является труд; он же служит мерилом ценности всех товаров;

– экономика должна регулироваться рынком; она имеет свои законы, которые объективны.

В начале второй половины XIX века политическая экономия пережива- ла кризис. Она распалась на два направления: марксизм и маржинализм.

Основателем марксизма был Карл Маркс (1818–1883), который считал предметом своего исследования капиталистический способ производства и соответствующие ему производственные отношения. Маркс создал теорию прибавочной стоимости и доказал, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а присвоение капиталистами этой прибавочной стоимости является постоянным источником увеличения их богатства. Как и А. Смит, К. Маркс был убежден, что рынок служит могучим средством нако- пления капитала. Но он полагал, что этот процесс закончится обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Экономи- ческое учение К. Маркса получило широкое распространение в России.

Маржинализм (от фр. marginal – предельный) зародился в 70-е годы XIX века. Его представители К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и др. – видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных спо- собов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствова- ния. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «эко- номикс». Существенным недостатком маржинализма является его перегру- женность абстрактными рассуждениями, математическими выкладками и асоциальность.


Главными направлениями современной экономической мысли принято считать:

неоклассическое направление – современные экономические тео- рии и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами А. Смита и Д. Рикардо; неоклассицизм ввел в экономическую науку понятие спроса, предложения, полезности, маргинальности и всеобщего рав- новесия. Становление неоклассического направления связывают с именем Альфреда Маршалла (1842–1924);

кейнсианское направление макроэкономическое учение, автором которого является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883–1946). Он обосновал необходимость государственного регулирования рыночной эко- номики, с целью ее сохранения;

институциализм направление экономической мысли, которое сформировалось для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального кон- троля общества над экономикой. Его представители: Т. Веблен, У. Митчелл, М. Вебер, Д. Гелбрейт и др.

Экономическая наука в своем развитии прошла несколько этапов и имела разные названия: политическая экономия, экономикс, экономическая теория (экономика).

Объект изучения у них единый – национальное хозяйство общества. Однако разные экономические школы понимали и понимают его по- разно- му. Экономическая теория (экономика) синтезирует представления ранее су- ществовавших школ и направлений для условий современного этапа разви- тия общества. Она включает в себя и политическую экономию (сущностный анализ) и микро- и макроэкономику (функциональный анализ). Объектом ее исследования являются современные экономические системы, существую- щие в форме смешанной экономики. Экономическая теория изучает объек- тивные экономические законы и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях, а также поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в условиях огра- ниченности ресурсов в целях удовлетворения потребностей.

Выделяют несколько функций, которые выполняет экономическая тео- рия как наука:

познавательная – познание реальных экономических процессов, т. е. раскрытие законов развития экономики;

– методологическая – объясняет, каким образом построить экономиче- ские модели, какими методами пользоваться;

– прикладная – используется для выработки экономической политики, для создания программ, разработки стратегических экономических прогнозов.

Если предмет экономической теории раскрывает «что» познается, то метод – «как» познается. Метод – это совокупность приемов и подходов к исследованию. Метод не может быть произвольным, он должен соответство- вать особенностям предмета соответствующей науки. Выделяют такие мето- ды исследования экономических явлений и процессов:


– метод научной абстракции – упрощение научного анализа путем ис- ключения из него тех факторов, которые в данном анализе не играют веду- щей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины для определения основных взаимосвязей и взаимозависимостей;

– анализ и синтез – анализ позволяет изучить составные части, элемен- ты изучаемой системы, а синтез – объединять отдельные знания и информа- цию в единое целое;

– индукция и дедукция – индукция представляет собой выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от ча- стного к общему, а дедукция – движение познания от теории к фактом, от общего к частному;

– агрегирование – укрупнение экономических показателей посредством их объединения в группы. Агрегированные показатели представляют обоб- щенные синтетические измерители, объединяющие в одном показателе мно- гие частные. Агрегирование производится путем суммирования, группиров- ки, перемножения или других способов сведения частных показателей в обобщенные;

– исторический метод – процесс исследования событий в хронологиче- ском порядке;

– метод экономико-математического моделирования – это подход к на- учному познанию, основанный на изучении количественных показателей по- средством моделирования экономических явлений и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.008 с.)