В ординалистской концепции. Оптимум потребителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ординалистской концепции. Оптимум потребителя



Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с по- мощью предпочтения или ранжирования благ.

Итак, кривая безразличия – это кривая, каждая точка которой представ- ляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова (рис. 3.2).

 

Y

Рис. 3.2. Кривые безразличия

 

Таким образом, все наборы, лежащие на кривой U 1, имеют одинаковую полезность для потребителя. Совокупность множества кривых безразличия называется картой безразличия.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относи- тельно начала ординат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.

Если предположить, что товар Х – это булочки, а товар Y – яблоки, то движение по кривой безразличия показывает нам, от какого количества яблок мы может отказаться в пользу булочек. Таким образом, возникает понятие предельной нормы замещения (MRS), которая показывает, на какое коли- чество должно быть сокращено потребление товара Y для увеличения по- требления количества блага X на единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.


MRSxy = –


D Y.

D X


При этом минус перед дробью делает значение нормы замещения по- ложительным, так как отношение по определению отрицательно.

Замещение одного товара другим происходит под действием «эффекта замещения» и «эффекта дохода».

«Эффект замещения» проявляется в том, что снижение цены бла- га увеличивает его относительную привлекательность и заставляет по- требителя заменять “подешевевшим” благом относительно более доро- гие товары. Тем самым меняется структура потребления. Например, снижение цены на мясо курицы делает его более привлекательным для потребителя, чем мясо говядины или свинины, при их неизменных це- нах, в результате чего потребитель заменяет курятиной относительно подорожавшую говядину или свинину.

«Эффект дохода» проявляется в том, что снижение цены блага увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему по- купать большее количество данного товара. Например, при доходе в 1000 рублей можно купить 5 кг свинины по цене 200 руб., однако при снижении цены до 150 руб. за кг на тот же доход можно купить уже 6,6 кг данного вида мяса.

Кривые безразличия позволяет выявить предпочтения потребителя и воз- можность замены одного блага другим. Но они не показывают, какой именно на- бор товаров потребитель считает для себя наиболее предпочтительным.

Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, рас- положенный на наиболее удаленной от начала координат кривой безразли- чия, но при этом он ограничен в своих средствах. Поэтому не всякий товар- ный набор будет доступен потребителю.

Для изображения множества доступных потребителю товарных набо- ров используется бюджетная линия (рис. 3.3).

 
 

 

X

Рис. 3.3. Линия бюджетного ограничения

Все товарные наборы, соответствующие точкам на линии бюджетного ограничения по стоимости, равны доходу в 1 д. е. и поэтому являются дос- тупными для потребителя.

Бюджетное ограничение имеет следующий вид:


I = PxX + PyY.

Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество дос- тупных для потребителя наборов.

Перенесем бюджетное ограничение на карту безразличия (рис. 3.4). Потребитель выберет товарный набор, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать.

 

Y

Рис. 3.4. Оптимум потребителя

Точки А и В потребитель не выберет, так как они расположены на бо- лее низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия. Таким образом, в точке Е наклоны кривой безразличия (MRS) и линии бюджетного ограничения (P x/ P y) совпа- дают. Поэтому в этой точке выполняется равенство

Px = MRSxy, являющееся условием оптимума потребителя.

Py



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.005 с.)