Изменение оптимума потребителя при изменении его дохода и цены одного из потребляемых благ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение оптимума потребителя при изменении его дохода и цены одного из потребляемых благ



С ростом реального дохода происходит смещение бюджетной линии вправо вверх (рис. 3.5).

По точкам Е 1, Е 2, … Е n можно построить кривую «доход-потребление» или иначе, кривую уровня жизни (W). Если данная кривая – луч под 45 о, то это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции уве-

личивает потребление блага X и Y.


 

Y

X

Рис. 3.5. Кривая уровня жизни

 

С последовательным снижением цен на товар X при неизменном дохо- де и постоянной цене Y, потребитель замещает относительно подорожавший товар Y на Х. В этом случае бюджетная линия смещается вправо и получают- ся точки оптимума Е 1, Е 2,… Е n, по которым можно построить кривую «цена- потребление». Если эту кривую построить в координатах P–Q, то мы полу- чим кривую спроса D (рис. 3.6).

Таким образом, мы рассмотрели факторы, лежащие в основе кривой спроса. Существенная причина изменения объема спроса как обратной функ- ции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности то- вара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующее количество данного товара, приносящее ему меньше удовлетворения.


 

Y

а

 

 

P

б

 

 

Q

Рис. 3.6. Кривая «цена-потребление» а) и кривая спроса б)

 

Вопросы

1. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения?

2. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

3. Почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а ал- мазы, являясь менее полезными для человека, имеют высокую цену?

4. Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияет на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

5. Кривая спроса отображает общую или предельную полезность товара при той или иной цене?

 

Тесты

1. Общая полезность – это:

а) уровень полезности, достигаемый при приобретении данного объема экономического блага;

б) сумма полезностей всех возможных способов использования данного блага;

в) уровень полезностей, на который стремится выйти потребитель;

г) уровень полезности, выше которого потребителю не позволяет под- няться его доход.

2. Готовность покупать дополнительные единицы товара только по бо- лее низкой цене лучше всего объясняет:


а) эффект замещения;

б) принцип убывающей предельной полезности; в) эффект дохода;

г) закон предложения.

 

3. Какой из следующих перечней общей полезности иллюстрирует дей- ствие закона убывающей предельной полезности:

а) 100, 300, 500, 700;

б) 100, 150, 250, 400;

в) 100, 150, 180, 190;

г) 100, 120, 150, 170.

 

4. Потребительское равновесие на карте безразличия – это:

а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону каса- тельной к ней кривой безразличия;

г) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюд- жетной линией.

 

5. Предположим, что ввиду изменения вкусов потребителя предельная полезность каждой единицы некоторого блага возросла. В этом случае кри- вая индивидуального спроса:

а) сдвинется влево;

б) станет более крутой; в) станет более пологой; г) сдвинется вправо.

 

Библиографичкский список

1. Ивашковский, С. Н. Микроэкономика / И. Н. Ивашковский. – М.:

Дело, 2001. – Гл. 6.

2. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидорович. – М.: ДИС, 1997. – Гл. 10.

3. Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Кисиле- вой. – Киров: АСА, 2001. – Гл. 5.

4. Макконелл, К. Р. Экономикс: пер. с англ. / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1993. – Т. 2. – Гл. 23.

5. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики / Р. М. Нуреев. – М.: НОРМА- ИНФА, 1999. – Гл. 4.


 

 

Тема 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.004 с.)