Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инфляция как проявление макроэкономической нестабильностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
11.4.1. Понятие инфляции и её измерение
Инфляцию определяют как рост уровня цен на всех рынках. Она проявля- ется как обесценивание денег, т. е. падение их покупательной способности. Для того, чтобы узнать, как изменился уровень цен, используют индексы цен. Ин- декс цен – это средневзвешенная цен какого-либо набора благ. Для определения средневзвешенной цен определяют так называемые «экономические весы», т. е. долю расходов на данное благо в общем объеме расходов потребителя. Например, если представить набор агрегированных благ из продуктов питания (А), услуг ЖКХ (Б) и медицинского обслуживания (В) и констатиро- вать рост цен на них в следующих размерах: А – на 12 %; Б – на 20 %; В – на 3 %, то без знания экономических весов практически невозможно определить, как же изменился уровень цен. Экономические весы определяются опросным пу- тем специальными институтами и службами. Опросы позволяют выяснить, какова доля расходов на те или иные агрегированные блага, входящие в по- требительскую корзину. Потребительская корзина – это минимальный набор благ, позволяющий поддерживать потребление на приемлемом в данном обществе уровне. На основе потребительской корзины рассчитывается ин- декс потребительских цен (ИПЦ). Если в нашем условном примере потреби- тельская корзина состоит из благ А, Б и В, и если выяснены экономические весы для каждого из этих благ: А – 0,7; Б – 0, 2; В – 0, 1, которые означают, что на продукты питания население тратит 70 % своего дохода, на услуги ЖКХ – 20 %, на медобслу- живание – 10 %, то индекс потребительских цен (ИПЦ) будет высчитан сле- дующим образом: ИПЦ = 12 % · 0,7 + 20 % · 0,2 + 3 % · 0,1 = 12,7 %. Темпы инфляции определяются как отношение разницы индекса по- требительских цен текущего года и индекса цен базового года к индексу цен базового года: (ИПЦ t – ИПЦ0) / ИПЦ0. Проблемы измерения инфляции связаны с тем, что может меняться со- став потребительской корзины. Например, в базовом году в потребительской корзине под молочно-кислыми продуктами подразумевались кефир и про- стокваша, а в текущем – это продукты более широкого ассортимента: йогур- ты разных сроков хранения, молочно-фруктовые напитки и т. д. Изменение качества товаров будет показано как изменение уровня цен. Кроме того, с те- чением времени меняются экономические весы. Это не всегда учитывается при подсчетах. Вычисления по методу Ласпейреса и по методу Пааше как раз предпо- лагают учет изменений в потребительской корзине.
11.4.2. Типы инфляции по темпам, формам и причинам возникновения
Не всякая инфляция представляет собой проблему для экономики. Раз- личают три типа инфляции, классифицируемые по темпам: умеренную, гало- пирующую и гиперинфляцию. Под умеренной понимается инфляция с темпами примерно 10 % в год. Она считается допустимой и даже полезной для нормального развития хозяй- ства. Под галопирующей инфляцией понимается рост цен на десятки и даже сотни процентов в год. Это уже опасно для экономики. При такой инфляции контракты не заключаются в текущих ценах, как это имеет место при уме- ренной инфляции, а привязываются к твердой валюте или индексируются. И наконец, гиперинфляция – это рост цен на тысячи процентов. Такая инфля- ция не только разрушает благосостояние средне- и даже высокодоходных слоев населения, но и парализует хозяйственный механизм. При ней проис- ходит переход к бартерному обмену, так называемое «бегство от денег». Различают типы инфляции по формам её проявления. Открытая инфля- ция проявляется в продолжительном росте цен, подавленная инфляция не на- блюдается как рост цен, ибо цены фиксированы, зато проявляется через дефи- цит. По причинам возникновения различают инфляцию спроса и инфля- цию предложения. Инфляция спроса возникает в случае избытка сово- купного спроса над предложением. Инфляция предложения связана с уменьшением совокупного предложения. Поскольку совокупное предло- жение уменьшается в связи с ростом издержек, этот тип инфляции еще на- зывают инфляцией издержек. Инфляция спроса преодолевается сложнее. В её механизме заложена «спираль»: рост совокупного спроса вызывает рост уровня цен и одновре- менно рост объема совокупного выпуска, т. е. доходов. Рост же доходов яв- ляется причиной дальнейшего роста расходов, т. е. совокупного спроса. Ин- фляция предложения предполагает механизм самоугасания: рост цен сопро- вождается уменьшением объема выпуска и, следовательно, совокупных до- ходов. Это, в свою очередь, приведет к снижению расходов, т. е. совокупного спроса (рис.11.5, а,б).
Р Р AS0 P1 P1 P0 P0 Y0 Y 1 Y Y1 Y0 Y Рис. 11.5. Инфляция: а – спроса; б – предложения
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.006 с.) |