Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности

Поиск

11.4.1. Понятие инфляции и её измерение

 

Инфляцию определяют как рост уровня цен на всех рынках. Она проявля- ется как обесценивание денег, т. е. падение их покупательной способности. Для того, чтобы узнать, как изменился уровень цен, используют индексы цен. Ин- декс цен – это средневзвешенная цен какого-либо набора благ. Для определения средневзвешенной цен определяют так называемые «экономические весы», т. е. долю расходов на данное благо в общем объеме расходов потребителя.

Например, если представить набор агрегированных благ из продуктов питания (А), услуг ЖКХ (Б) и медицинского обслуживания (В) и констатиро- вать рост цен на них в следующих размерах:

А – на 12 %; Б – на 20 %; В – на 3 %,

то без знания экономических весов практически невозможно определить, как же изменился уровень цен. Экономические весы определяются опросным пу- тем специальными институтами и службами. Опросы позволяют выяснить, какова доля расходов на те или иные агрегированные блага, входящие в по- требительскую корзину. Потребительская корзина – это минимальный набор благ, позволяющий поддерживать потребление на приемлемом в данном обществе уровне. На основе потребительской корзины рассчитывается ин- декс потребительских цен (ИПЦ). Если в нашем условном примере потреби-


тельская корзина состоит из благ А, Б и В, и если выяснены экономические весы для каждого из этих благ:

А – 0,7; Б – 0, 2; В – 0, 1, которые означают, что на продукты питания население тратит 70 % своего дохода, на услуги ЖКХ – 20 %, на медобслу- живание – 10 %, то индекс потребительских цен (ИПЦ) будет высчитан сле- дующим образом:

ИПЦ = 12 % · 0,7 + 20 % · 0,2 + 3 % · 0,1 = 12,7 %.

Темпы инфляции определяются как отношение разницы индекса по- требительских цен текущего года и индекса цен базового года к индексу цен базового года:

(ИПЦ t – ИПЦ0) / ИПЦ0.

Проблемы измерения инфляции связаны с тем, что может меняться со- став потребительской корзины. Например, в базовом году в потребительской корзине под молочно-кислыми продуктами подразумевались кефир и про- стокваша, а в текущем – это продукты более широкого ассортимента: йогур- ты разных сроков хранения, молочно-фруктовые напитки и т. д. Изменение качества товаров будет показано как изменение уровня цен. Кроме того, с те- чением времени меняются экономические весы. Это не всегда учитывается при подсчетах.

Вычисления по методу Ласпейреса и по методу Пааше как раз предпо- лагают учет изменений в потребительской корзине.

 

11.4.2. Типы инфляции по темпам, формам и причинам возникновения

 

Не всякая инфляция представляет собой проблему для экономики. Раз- личают три типа инфляции, классифицируемые по темпам: умеренную, гало- пирующую и гиперинфляцию.

Под умеренной понимается инфляция с темпами примерно 10 % в год. Она считается допустимой и даже полезной для нормального развития хозяй- ства. Под галопирующей инфляцией понимается рост цен на десятки и даже сотни процентов в год. Это уже опасно для экономики. При такой инфляции контракты не заключаются в текущих ценах, как это имеет место при уме- ренной инфляции, а привязываются к твердой валюте или индексируются. И наконец, гиперинфляция – это рост цен на тысячи процентов. Такая инфля- ция не только разрушает благосостояние средне- и даже высокодоходных слоев населения, но и парализует хозяйственный механизм. При ней проис- ходит переход к бартерному обмену, так называемое «бегство от денег».

Различают типы инфляции по формам её проявления. Открытая инфля- ция проявляется в продолжительном росте цен, подавленная инфляция не на- блюдается как рост цен, ибо цены фиксированы, зато проявляется через дефи- цит.


По причинам возникновения различают инфляцию спроса и инфля- цию предложения. Инфляция спроса возникает в случае избытка сово- купного спроса над предложением. Инфляция предложения связана с уменьшением совокупного предложения. Поскольку совокупное предло- жение уменьшается в связи с ростом издержек, этот тип инфляции еще на- зывают инфляцией издержек.

Инфляция спроса преодолевается сложнее. В её механизме заложена

«спираль»: рост совокупного спроса вызывает рост уровня цен и одновре- менно рост объема совокупного выпуска, т. е. доходов. Рост же доходов яв- ляется причиной дальнейшего роста расходов, т. е. совокупного спроса. Ин- фляция предложения предполагает механизм самоугасания: рост цен сопро- вождается уменьшением объема выпуска и, следовательно, совокупных до- ходов. Это, в свою очередь, приведет к снижению расходов, т. е. совокупного спроса (рис.11.5, а,б).

 

Р Р AS0

P1

P1

P0 P0

 
 

Y0 Y 1 Y Y1 Y0 Y

Рис. 11.5. Инфляция: а – спроса; б – предложения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.006 с.)