Конкуренция и монополия. Поведение фирм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция и монополия. Поведение фирм



В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

5.1. Понятие конкуренции и ее виды.

5.2. Совершенная конкуренция.

5.3. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

5.3.1. Чистая монополия.

5.3.2. Монополистическая конкуренция.

5.3.3. Олигополия.

5.4. Ценовая дискриминация.


Понятие конкуренции и ее виды

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба неза- висимых экономических субъектов за ограниченные экономические ре- сурсы. Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не ох- ватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хо- зяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капи- тал соперничает с другим капиталом. Выделяют четыре основных типа конкуренции (табл. 5.1.1).

 

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, свободные условия входа на ры- нок, однородный тип продукции. Все фирмы на этом рынке приспосаблива- ются к общим условиям рынка, цена в этом случае будет заданной для каж- дого производителя, т. Е. он выступает в роли ценополучателя. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы аб- солютно эластична (рис. 5.2.1).

Рынок совершенной конкуренции появился в XVII–XVIII вв. В качест- ве основных предпосылок его образования можно отметить однородность товаров и услуг, мобильность ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. В XX веке в связи с развитием и укрупнением производства совершенная конкуренция, как уже отмечалось выше, встреча- ется довольно редко. Можно сказать, что некоторые рынки приближаются к ней. Это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок иностранных валют.

Таблица 5.1.1

Виды конкуренции

Название типа рынка Количество и размер фирм Условия вхо- да/выхода в отрасль Доступ- ность инфор- мации Тип продук- ции Эластич- ность спроса Пример
1. Совер- Множество Свободные Сво- Однородная Абсо- Рынок сель-
шенная мелких фирм   бодная   лютно скохоз.
конкурен-         элас- Продукции
ция         тичный  

2. Несовершенная конкуренция

  Одна крупная Высокие Инфор- Уникальная Неэлас- АО «Красс-
2.1. Моно-   входные мация для данной тичный ноярск-
полия   барьеры недос- местности   энерго»
      тупна      

Продолжение таблицы 5.1.1

Название Количество и Условия Доступ- Тип продук- Эластич- Пример
типа рынка размер фирм вхо- ность ции ность  
    да/выхода в инфор-   спроса  
    отрасль мации      
  Несколько Высокие Инфор- Может быть Неэла- ОПЕК (Ор-
2.2. Олиго- крупных входные мация как однород- стичный ганизация
полия фирм (до 10) барьеры недо- ной, так и   стран экс-
  захватывают   ступна разнород-   портеров
  отрасль     ной   нефти)
  Множество Нужно Отно- Разнородная Эластич- Рынок кос-
2.3. Моно- средних фирм предло- ситель- (дифферен- ный метики
полис- (но их мень- жить про- но сво- цированая)    
тическая ше, чем при дукцию, бодна      
конку- совершенной имеющую        
ренция конкуренции) принципи-        
    альное от-        
    личие от        
    существу-        
    ющей        

 

К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести сле- дующие характеристики.

1. Как было отмечено в предыдущей главе, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = MC = AC

= P. Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конку- ренции является бесприбыльным, т. е. цена для потребителя на этом рынке минимальна.

2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор про- дукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.

3. Производство осуществляется таким образом, что издержки стано- вятся минимальными.

К недостаткам рынка совершенной конкуренции относятся.

1. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартиза- ции продукции.

2. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число мелких фирм, не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для финансирования крупномасштабных проектов.

3. Совершенная конкуренция не предусматривает производство обще- ственных благ, таких как противопожарная безопасность, национальная обо- рона и т. д.


 

 

P

P Е

 

0 Q

Рис. 5.2.1. Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Современная экономическая теория предполагает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельная выручка равна предельным издержкам (MR = MC). Объем производства, при котором достигается это равенство, считается оптимальным. Иллюстрирует- ся это положение с помощью кривых издержек производства.

В условиях совершенной конкуренции фирма может наращивать про- изводство до точки N = k (точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (MC = P). В условиях совершенной конкуренции цена склады- вается независимо от фирмы и воспринимается ей как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравня- ются с ценой. Если MC < P, то производство можно увеличивать; если MC > P, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить.

На рис. 5.2.2 валовой доход TR = P × Q равен площади прямоугольника OGKN.

Валовые издержки TC равны площади OHSN, максимум общей прибыли

(П max = TR - TC) представляет собой прямоугольник GKSH.

Часть кривой предельных издержек, которая расположена пра- вее минимума средних валовых издержек, представляет собой кривую предложения фирмы, или индивидуального предложения. Горизон- тальное суммирование таких кривых по отрасли в целом дает уже из- вестную кривую предложения, имеющую положительный наклон: с ростом цены предложение увеличивается.


 

AVC P

Рис. 5.2.2. Издержки и прибыль конкурентной фирмы

 

В краткосрочном периоде можно выделить четыре типа фирм. Та фир- ма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = P), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть “на плаву” лишь недолгое время. В случае достаточного повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные) издержки, но и все издержки (средние валовые издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма), где ATC = P.

В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрыть даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где ACP > P). Ес- ли цена больше средних общих издержек (ATC < P), то фирма наряду с нор- мальной бухгалтерской прибылью получает сверхприбыль.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль но- вых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует не- специфические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие от- расли), то цена на ресурсы может не подняться. В этом случае положитель- ная экономическая прибыль типичной фирмы, работающей в данной отрасли, привлекает и другие фирмы. Это ведет к росту предложения и, следователь- но, к понижению рыночной цены. Цена может снижаться только до тех пор, пока она покрывает средние издержки. Поэтому для долгосрочного периода помимо универсального равенства P = MC, характеризующего рациональное поведение каждой фирмы, для типичной фирмы отрасли выполняется также равенство цены средним валовым издержкам (P = ATC) (рис. 5.2.4).

Если спрос на благо меняется под влиянием долгосрочных факторов, то после естественного изменения цены и при отсутствии барьеров для входа в отрасль и выхода из нее устремляются новые фирмы или, наоборот, часть фирм ее покинет. При неизменных технологиях производства это означает, что со временем цена вернется на прежний уровень, равный минимальным- средним издержкам.


 

 

P MC ATC

P MR

Q Е Q

Рис. 5.2.4. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Таким образом, цена в конечном счете определяется средними издерж- ками. Однако это бывает не всегда, а только в условиях совершенной конку- ренции и при дополнительном условии, что ресурсы, используемые в отрас- ли, не являются специфическими и изменение отраслевого спроса не ведет к изменениям цен на них. В противоположном случае долгосрочная кривая предложения также становится положительно наклоненной, как и в кратко- срочном периоде, а потому спрос будет влиять на уровень цены в долгосроч- ном периоде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.01 с.)