Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкуренция и монополия. Поведение фирм
В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5.1. Понятие конкуренции и ее виды. 5.2. Совершенная конкуренция. 5.3. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции. 5.3.1. Чистая монополия. 5.3.2. Монополистическая конкуренция. 5.3.3. Олигополия. 5.4. Ценовая дискриминация. Понятие конкуренции и ее виды Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба неза- висимых экономических субъектов за ограниченные экономические ре- сурсы. Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не ох- ватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хо- зяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капи- тал соперничает с другим капиталом. Выделяют четыре основных типа конкуренции (табл. 5.1.1).
Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, свободные условия входа на ры- нок, однородный тип продукции. Все фирмы на этом рынке приспосаблива- ются к общим условиям рынка, цена в этом случае будет заданной для каж- дого производителя, т. Е. он выступает в роли ценополучателя. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы аб- солютно эластична (рис. 5.2.1). Рынок совершенной конкуренции появился в XVII–XVIII вв. В качест- ве основных предпосылок его образования можно отметить однородность товаров и услуг, мобильность ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. В XX веке в связи с развитием и укрупнением производства совершенная конкуренция, как уже отмечалось выше, встреча- ется довольно редко. Можно сказать, что некоторые рынки приближаются к ней. Это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок иностранных валют. Таблица 5.1.1 Виды конкуренции
2. Несовершенная конкуренция
Продолжение таблицы 5.1.1
К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести сле- дующие характеристики. 1. Как было отмечено в предыдущей главе, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = MC = AC = P. Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конку- ренции является бесприбыльным, т. е. цена для потребителя на этом рынке минимальна. 2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор про- дукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей. 3. Производство осуществляется таким образом, что издержки стано- вятся минимальными. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относятся. 1. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартиза- ции продукции. 2. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число мелких фирм, не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для финансирования крупномасштабных проектов.
3. Совершенная конкуренция не предусматривает производство обще- ственных благ, таких как противопожарная безопасность, национальная обо- рона и т. д.
P P Е
0 Q Рис. 5.2.1. Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции
Современная экономическая теория предполагает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельная выручка равна предельным издержкам (MR = MC). Объем производства, при котором достигается это равенство, считается оптимальным. Иллюстрирует- ся это положение с помощью кривых издержек производства. В условиях совершенной конкуренции фирма может наращивать про- изводство до точки N = k (точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (MC = P). В условиях совершенной конкуренции цена склады- вается независимо от фирмы и воспринимается ей как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравня- ются с ценой. Если MC < P, то производство можно увеличивать; если MC > P, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис. 5.2.2 валовой доход TR = P × Q равен площади прямоугольника OGKN. Валовые издержки TC равны площади OHSN, максимум общей прибыли (П max = TR - TC) представляет собой прямоугольник GKSH. Часть кривой предельных издержек, которая расположена пра- вее минимума средних валовых издержек, представляет собой кривую предложения фирмы, или индивидуального предложения. Горизон- тальное суммирование таких кривых по отрасли в целом дает уже из- вестную кривую предложения, имеющую положительный наклон: с ростом цены предложение увеличивается.
AVC P Рис. 5.2.2. Издержки и прибыль конкурентной фирмы
В краткосрочном периоде можно выделить четыре типа фирм. Та фир- ма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = P), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть “на плаву” лишь недолгое время. В случае достаточного повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные) издержки, но и все издержки (средние валовые издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма), где ATC = P. В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрыть даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где ACP > P). Ес- ли цена больше средних общих издержек (ATC < P), то фирма наряду с нор- мальной бухгалтерской прибылью получает сверхприбыль. Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль но- вых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует не- специфические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие от- расли), то цена на ресурсы может не подняться. В этом случае положитель- ная экономическая прибыль типичной фирмы, работающей в данной отрасли, привлекает и другие фирмы. Это ведет к росту предложения и, следователь- но, к понижению рыночной цены. Цена может снижаться только до тех пор, пока она покрывает средние издержки. Поэтому для долгосрочного периода помимо универсального равенства P = MC, характеризующего рациональное поведение каждой фирмы, для типичной фирмы отрасли выполняется также равенство цены средним валовым издержкам (P = ATC) (рис. 5.2.4).
Если спрос на благо меняется под влиянием долгосрочных факторов, то после естественного изменения цены и при отсутствии барьеров для входа в отрасль и выхода из нее устремляются новые фирмы или, наоборот, часть фирм ее покинет. При неизменных технологиях производства это означает, что со временем цена вернется на прежний уровень, равный минимальным- средним издержкам.
P MC ATC P MR Q Е Q Рис. 5.2.4. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Таким образом, цена в конечном счете определяется средними издерж- ками. Однако это бывает не всегда, а только в условиях совершенной конку- ренции и при дополнительном условии, что ресурсы, используемые в отрас- ли, не являются специфическими и изменение отраслевого спроса не ведет к изменениям цен на них. В противоположном случае долгосрочная кривая предложения также становится положительно наклоненной, как и в кратко- срочном периоде, а потому спрос будет влиять на уровень цены в долгосроч- ном периоде.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.01 с.) |