Производство и издержки фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство и издержки фирмы



В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ

4.1. Классификация предприятий.

4.2. Экономическая теория производства.

4.2.1. Издержки производства в краткосрочный период деятельности.

4.2.2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

4.2.3. Равновесие фирмы в долгосрочный период.

 

Классификация предприятий

Под производством в современной микроэкономике понимается дея- тельность по использованию факторов производства (материально- технических и интеллектуальных элементов ресурсов – труда, земли, капита- ла) с целью достижения наилучшего результата.

Основным субъектом производственной деятельности является фирма. Фирма – это определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйствен- ной самостоятельностью.

К основным организационно-правовым формам относятся: единолич- ная (частнопредпринимательская) фирма; партнерство (товарищество); кор- порация (акционерное общество). Существуют также государственные фир- мы и кооперативы.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает всю прибыль и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам. Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

– простота организации (учреждения, управления и т. д.);

– свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);

– сильный экономический стимул (получение прибыли одним лицом). Среди недостатков частнопредпринимательской фирмы необходимо выде-

лить:

– ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как

с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

– отсутствие развитой системы внутренней специализации производст- венных и управленческих функций;

– существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

Партнерство (товарищество) – это фирма, организованная рядом лиц, владеющих и управляющих предприятием на основе внесенного пая, кото-


рый может принимать денежную, материальную или интеллектуальную форму.

Выделяют три типа партнерства:

– полное, когда все партнеры полностью отвечают за деятельность фирмы, причем кредиторы вправе сами назначить ответственного по делам фирмы;

– ограниченное, когда партнеры несут ответственность по делам фир- мы только в пределах внесенного пая;

– коммандитное (смешанное), когда часть партнеров входит на правах полной ответственности по делам фирмы, а часть на ограниченной.

Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринима- тельской фирмы. В то же время они обладают рядом преимуществ по срав- нению с частнопредпринимательской фирмой, к которым относятся:

– более высокая специализация производственных и управленческих функций;

– большие возможности по привлечению финансовых и матери- альных ресурсов;

– существование ограниченной ответственности.

Помимо несомненных достоинств, партнерства обладают такими не- достатками, как:

– некоторая скудность финансовых ресурсов;

– несогласованность действий и несовместимость интересов в резуль- тате разделения функций;

– угроза потенциального распада партнерства (в результате возникаю- щих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

Корпорация (акционерное общество) – это фирма, имеющая форму юридического лица и обладающая уставным капиталом, разделенное на оп- ределенное число долей – акций. Владельцы акций – акционеры – имеют право на долю доходов корпорации. Часть прибылей, выплачиваемая вла- дельцу одной акции, называется дивидендом. Часть прибылей, не выплачи- ваемая в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью. Функции владения и управления собственностью в случае корпоративной собственности отделены друг от друга.

Достоинствами такой организационно-правовой формы предпринима- тельской деятельности, как корпорация, являются:

– возможность привлечения огромных финансовых ресурсов посредст- вом распространения акций, путем их продажи на открытом рынке;

– кредиторы предъявляют свои претензии к корпорации в целом, а не к отдельным акционерам как частным лицам;

– корпорация существует независимо от воли и желания отдельных ак- ционеров, поэтому корпорации обладают стабильностью во времени (неко- торые корпорации насчитывают 100 и более лет).

Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и впол- не ощутимыми недостатками:

– открываются широкие возможности для всевозможных злоупотреб- лений в результате размывания прав собственности;


– существование двойного налогообложения (часть дохода корпорации, выплаченная акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом – как часть дохода держателя акции).

Кооператив – общество, деятельность которого направлена в принци- пе не на получение доходов, а на оказание помощи и содействия членам об- щества. Достаточно широкое распространение кооперативы получили в про- изводственной деятельности, особенно в сельскохозяйственном производст- ве, строительной деятельности.

Государственное предприятие – это предприятие, имущество ко- торого и управление им полностью или частично находятся в руках госу- дарства и его органов; они либо владеют капиталом предприятия и обла- дают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать ре- шения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздейст- вуют и контролируют их.

В своей деятельности государственное предприятие руководствует- ся не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономи- ческую эффективность или даже вести в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.005 с.)