ТОП 10:

Теоретическое и практическое значение логики



Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная пра­вил логики, подобно тому, как нередко люди правильно говорят, не зная правил грамматики языка. Но знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательно­сти и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.

Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, в ходе подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помо­гает заметить логические ошибки в устной речи и письменных произведениях других людей, найти более короткие и правиль­ные пути опровержения этих ошибочных мыслей, не допускать ошибок в своем мышлении.

В условиях научно-технической революции и возрастающего потока научной информации особое значение приобретает задача рационального построения процесса обучения в средней школе, вузе, колледже и др. Экстенсивные методы, предполагающие рас­ширение объема вновь усваиваемой информации, уступают мес­то интенсивным, предполагающим рациональный отбор из всего потока новой информации важнейших, определяющих компонен­тов. Необходимым условием внедрения новых методов обучения является развитие логической культуры педагогов и учащихся -овладение методологией и методикой научного познания, усвое­ние рациональных методов и приемов доказательного рассужде­ния, формирование творческого мышления.

Логическая культура - не врожденное качество. Для ее раз­вития необходимо ознакомление учителей, студентов педагоги­ческих вузов, педучилищ и педколледжей, а через них и уча­щихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обосно­ванные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации. Логика способствует становле­нию самосознания, интеллектуальному развитию личности, по­могает формированию у нее научного мировоззрения. Успеш­ное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, от его личной убеж­денности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Профессия учителя требует постоянного творчества, неустан­ной работы мысли и совершенствования ее культуры, без чего невозможно завоевание авторитета учителя у учащихся. Для улучшения подготовки учительских кадров рекомендуется расширить преподавание логики, изучение которой поможет под­нять логическую культуру будущих учителей.

В науке, в полемике, в повседневной жизни, в обучении нам ежедневно приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построен­ные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументирован­ным, эффективным и продуктивным, помогает избежать оши­бок, что особенно важно для учителя.

 

Логика и язык

Предметом изучения логики являются формы и законы пра­вильного мышления. Мышление есть функция человеческого моз­га. Оно неразрывно связано с языком. Язык, по выражению К. Мар­кса, есть непосредственная действительность мысли. В ходе коллективной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была не­возможна сама организация коллективных трудовых процессов.

Функции естественного языка многочисленны и многогран­ны. Язык - средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Язык позво­ляет передавать накопленные знания, практические умения и жиз­ненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять про­цесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть сред­ством познания, быть средством выражения эмоций. '

Язык является знаковой информационной системой, продук­том духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или не­звуковой (как, например, у глухонемых), речью внешней (для других) или внутренней, речью, выраженной с помощью естест­венного или искусственного языка. С помощью научного языка, в основе которого лежит естественный язык, сформулированы положения философии, истории, географии, археологии, геологии, медицины (использующей наряду с “живыми” национальными языками и ныне “мертвый” латинский язык) и многих других наук. Язык - это не только средство общения, но и важнейшая составная часть культуры всякого народа.

На базе естественных языков возникли искусственные язы­ки науки. К ним принадлежат языки математики, символичес­кой логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое приме­нение в современных вычислительных машинах и системах. Языками программирования называются знаковые системы, применяемые для описания процессов решения задач на ЭВМ. В настоящее время усиливается тенденция разработки принци­пов “общения” человека с ЭВМ на естественном языке, чтобы можно было пользоваться компьютерами без посредников-про­граммистов.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), высту­пающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хра­нения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)'.

Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязы­ковым знакам относятся знаки-копии (например, фотографии, от­печатки пальцев, репродукции и т. д.), знаки-признаки, или зна­ки-показатели (например, дым - признак огня, повышенная температура тела - признак болезни), знаки-сигналы (например, звонок - знак начала или окончания занятия), знаки-символы (на­пример, дорожные знаки) и другие виды знаков. Существует особая наука - семиотика, которая является общей теорией зна­ков. Разновидностями знаков являются языковые знаки, исполь­зующиеся в вышеперечисленных функциях. Одна из важнейших функций языковых знаков состоит в обозначении ими предме­тов. Для обозначения предметов служат имена.

Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. (Слова “обозначение”, “именова­ние”, “название” рассматриваются как синонимы). Предмет здесь понимается в весьма широком смысле: это вещи, свойст­ва, отношения, процессы, явления и т. п. как природы, так и об­щественной жизни, психической деятельности людей, продукты их воображения и результаты абстрактного мышления. Итак, имя всегда есть имя некоторого предмета. Хотя предметы из­менчивы, текучи, в них сохраняется качественная определен­ность, которую и обозначает имя данного предмета.

Имена делятся на:

1) простые (“книга”, “снегирь”, “опера”) и сложные, или описательные (“самый большой водопад в Канаде и США”, “планета Солнечной системы”). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются;

2) собственные, т.е. имена отдельных людей, предметов, со­бытий (“П. И. Чайковский”, “Обь”), и общие - название класса однородных предметов, (например, “дом”, “действующий вулкан”).

Каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначаемый им предмет'. Смысл (или концепт) име­ни - это способ, каким имя обозначает предмет, т.е. информа­ция о предмете, которая содержится в имени. Поясним это на примерах. Один и тот же предмет может иметь множество разных имен (синонимов). Так, например, знаковые выраже­ния “4”, “2 + 2”, “9 - 5” являются именами одного и того же предмета - числа 4. Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, но разный смысл (т е. смысл выражений “4”, “2 + 2” и “9 - 5” различен).

Приведем другие примеры, разъясняющие, что такое значе­ние и смысл имени. Такие знаковые выражения, как “великий рус­ский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)”, “автор ро­мана в стихах “Евгений Онегин”, “автор стихотворения, обращен­ного к Анне Петровне Керн, “Я помню чудное мгновенье”, “поэт, смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом”, “автор историче­ской работы “История Пугачева” (1834)”, имеют одно и то же зна­чение (они обозначают поэта А. С. Пушкина), но различный смысл.

Такие языковые выражения, как “самое глубокое озеро мира”, “пресноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 метров”, “озеро, имеющее свыше 300 притоков и единственный исток - реку Ангару”, “озеро, глубина которого 1620 метров”, име­ют одно и то же значение (озеро Байкал), но различный смысл, поскольку эти языковые выражения представляют озеро Байкал с помощью различных его свойств, т. е. дают различную информацию о Байкале.

Соотношение трех понятий: “имя”, “значение”, “смысл” - схе­матически можно изобразить таким образом:


Значение — обозначаемый именем предмет ими класс предметов

Смысл— способ, каким имя обозначает предмет (информация о предмете).

Имя— языковое изображено,

обозначающее предмет.

рис. 1

 

Эта схема пригодна, если имя является не только собственным, т. е. приложимым к одному предмету (“число 4”, “А. С. Пушкин”, “Байкал”), но и общим (например, “человек”, “озеро”). Тоща вме­сто единичного предмета значением имени будет класс однород­ных предметов (например, класс озер или класс собак и т. д.), и схема останется в силе при данном уточнении, при этом вместо смысла будет содержание понятия.

В логике различают выражения, которые являются именны­ми функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями. Примерами первых являются: “х2+ I”, “отец у”, “разность чисел z и 5”; примерами вторых являются: “х- поэт”, “7 =10”, “х > у - 7”. Рассмотрим эти два вида функций.

Именная функция - это выражение, которое при замене пе­ременных постоянными превращается в обозначение предме­та. Возьмем именную функцию “отец у”. Поставив вместо у имя “писатель Жюль Верн”, получим “отец писателя Жюля Верна” - имя предмета (в данном случае - имя человека).

Именная функция - это такое выражение, которое не являет­ся непосредственно именем ни для какого предмета и нуждает­ся в некотором восполнении для того, чтобы стать именем предмета. Так, выражение х2 - 1 не обозначает никакого предмета, но если мы его “восполним”, поставив, например, на место х имя числа 3 (обозначающее это число цифру), то получим выражение З2- 1, которое является уже именем для числа 8, т. е. для некоторого предмета. Аналогично выражение х2 + у2 не обозна­чает никакого предмета, но при подстановке на место -x и y ка­ких-нибудь имен чисел, например “4” и “1”, превращается в имя числа 17. Такие, нуждающиеся в восполнении выражения, как x2-1, х2 + у2 , и называют функциями - первая от одного, вторая от двух аргументов.

Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ло­жное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области

Приведем примеры пропозициональных функций: “z - город”; “x - советский космонавт”; “у - четное число”; “х + у = 10”; “х3- 1 = 124”.

Пропозициональные функции делятся на одноместные, содер­жащие одну переменную, называемые свойствами (например, “x - композитор”, “х - 7 == 3”, “z -гвоздика”), и содержащие две и более переменных, называемые отношениями (например, “х > у”; “х - z = 16”; “объем куба x равен объему куба у”).

Возьмем в качестве примера пропозициональную функцию “х -нечетное число” и, подставив вместо х число 4, получим высказы­вание “4 - нечетное число”, которое ложно, а подставив число 5, получим истинное высказывание “5 - нечетное число”.

Разъясним это на конкретных примерах. Необходимо указать, какие из приведенных выражений являются именными функциями и какие пропозициональными; определить их местность, т. е. число входящих в выражение переменных, и получить из них имена или предложения, выражающие суждения (истинные или ложные).

а) “разность чисел 100 и х”. Это - именная одноместная функ­ция; например, 100-6 есть имя предмета, имя числа 94.

б) “х2 +у”. Это - именная двухместная функция; при подста­новке вместо х числа 5 и вместо у числа 7 превращается в имя предмета, имя числа 32.

в) “у -известный полководец”. Это пропозициональная одно­местная функция; при подстановке вместо yимени “Александр Васильевич Суворов, родившийся 24 ноября 1730 г.”, получим истинное суждение: “Александр Васильевич Суворов, родивший­ся 24 ноября 1730 г., - известный полководец”, выраженное в форме повествовательного предложения.

г) “z является композитором, написавшим оперы х и y”. Это - пропозициональная трехместная функция. Она превращается в ложное суждение при подстановке вместо z имени “Бизе”, вместо х - “Аида”, а вместо у - “Травиата”. Суждение “Бизе является композитором, написавшим оперы “Аида” и “Травиата”, выражен­ное в форме повествовательного предложения, является ложным, потому что обе эти оперы написал не Бизе, а Верди.

Понятие пропозициональной функции широко используется в математике. Все уравнения с одним неизвестным, которые школьники решают, начиная с первого класса, представляют собой одноместные пропозициональные функции, например, х + 2 = 7; 10 -х = 4. Неравенства, содержащие одну или не­сколько переменных, также являются пропозициональными функциями. Например, х < 7 или х2 -у > 0.

Семантические категории

Выражения (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым от­носятся: 1) предложения: повествовательные, побудительные, вопросительные; 2) выражения, играющие определенную роль в составе предложений: дескриптивные и логические термины'.

Суждения выражаются в форме повествовательных предложе­ний (например: “Киев - город”, “Корова - млекопитающее”). В этих суждениях субъектами соответственно являются “Киев”, “коро­ва”, а предикатами - “город”, “млекопитающее”.

К дескриптивным (описательным) терминам относятся:

1. Имена предметов- слова или словосочетания, обозначаю­щие единичные (материальные или идеальные) предметы (“Ари­стотель”, “первый космонавт”, “7”) или классы однородных пред­метов (например, “пароход”, “книга”, “стихотворение”, “засу­ха”, “гвардейский полк” и др.).

В суждении “Енисей - река Сибири” встречаются три имени предмета: “Енисей”, “река”, “Сибирь”. Имя предмета “Енисей” выполняет роль субъекта, а имена “река” и “Сибирь” входят в предикат (“река Сибири”) как его две составные части.

2. Предикаторы (знаки предметно-пропозициональных функций) - слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами (например, “порядочный”, “синий”, “электропроводный”, “есть город”, “мень­ше”, “есть число”, “есть планета” и др.). Предикаторы быва­ют одноместные и многоместные. Одноместные предикаторы обозначают свойства (например, “талантливый”, “горький”, “большой”). Многоместные предикаторы обозначают (выра­жают) отношения. Двухместными предикаторами являются: “равен”, “больше”, “мать”, “помнит” и др. Например: “Пло­щадь земельного участка А равна площади земельного участ­ка В”, “Мария Васильевна - мать Сережи”. Пример трехмест­ного предикатора - “между” (например: “Город Москва распо­ложен между городами Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону”).

3. Функциональные знаки (знаки именных функций) - выра­жения, обозначающие предметные функции, операции (“сtg a”, “+”,“O” и др.).

Кроме того, в языке встречаются так называемые логические термины (логические постоянные, или логические константы).

В естественном языке имеются слова и словосочетания: “и”, “или”, “если... то”, “эквивалентно”, “равносильно”, “не”, “неверно, что”, “всякий” (“каждый”, “все”), “некоторые”, “кроме”, “только”, “тот... который”, “ни... ни”, “хотя... но”, “если и только если” и мно­гие другие, выражающие логические константы (постоянные).

В символической (или математической) логике в качестве таких констант обычно используются конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквиваленция, кванторы общности и су­ществования и некоторые другие.

В символической логике логические термины (логические постоянные) записываются следующим образом:

-,^ , v, ? , >, ?.

Конъюнкция соответствует сонму “и”. Конъюнктивное вы­сказывание обозначается: a ^ b, или а • b, или а & b (например, “Закончились лекции (а), и студенты пошли домой (b)”1.

Дизъюнкция соответствует союзу “или”. Дизъюнктивное сужде­ние обозначается: a v Ь (нестрогая дизъюнкция) и a v b (строгая дизъюнкция); отличие их в том, что при строгой дизъюнкции слож­ное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба, а при нестрогой дизъюнкции истинными могут быть одновременно оба суждения. “Он шахма­тист или футболист” обозначается как а v b. “Сейчас Петров на­ходится дома или в институте” обозначается как а b.

Импликация соответствует союзу “если... то”. Условное суждение обозначается: а > b. (например: “Если бу­дет хорошая погода, то мы пойдем в лес”).

Эквиваленция соответствует словам “если и только если”, “тогда и только тогда, когда”, “эквивалентно”. Эквивалентное высказывание обозначается: а ? b, или а - b, или а>< b.

Отрицание соответствует словам “не”, “неверно, что”. Отрицание высказывания обозначается: a, а, [например: “Па­дает снег” (а); “Неверно, что падает снег” ( a )].

Квантор общности обозначается и соответствует кванторным словам “все” (“всякий”, “каждый”, “ни один”). хР(х) - за­пись в математической логике. (Например, в суждении “Все крас­ные мухоморы ядовиты” кванторное слово “все”).

Квантор существования обозначается и соответствует сло­вам “некоторые”, “существует”. хР(х) - запись в математической логике. (Например, в суждениях “Некоторые люди имеют выс­шее образование” или “Существуют люди, которые имеют выс­шее образование” - кванторные слова выделены курсивом).

Выразим в форме схемы разновидности семантических катего­рий (рис.2).

 


рис.2

 

Задачи к теме “Предмет и значение логики”

I. Укажите на предметное (денотат) и смысловое (концепт) значение выражений: летчик-космонавт; симфония; композитор, написавший музыку к балетам “Спящая красавица” и “Щелкун­чик”; колледж; участник Олимпийских игр.

II. Укажите, какие из приведенных выражений являются имен­ными функциями и какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, или двухместная, или трехместная) и получите из них имена или предложения, выражающие истин­ные или ложные высказывания (суждения).

1. Сумма чисел 21 и х.

2. Разность х3 и у3.

3. х – самая длинная река в мире.

4. Писатель х - современник писателя у.

5. Правильная дробь у больше дроби 213

6. Река х - приток реки у.

7. z, деленное на 3 без остатка.

8. х + у > 10,

9. х и у - сестры.

10. Горы х расположены между горами у и г.

11. х2-y2 =z2

12. Известнее композиторы, жившие в XIX в. в России.

III. Определите, к каким семантическим категориям отно­сятся следующие выражения.

1. “Буря мглою небо кроет” (А.С. Пушкин).

2. Завывающий, пронизывающий ветер.

3. Самая северная в мире атомная электростанция.

4. Самая северная в мире атомная электростанция находит­ся на Кольском полуострове.

5. Тихая песня, раздающаяся в ночной тишине.

6. Песня раздалась в ночной тишине.

7. Руководитель ансамбля народных инструментов.

8. Некоторые водоемы проточные.

9. Автоматизированная система управления.

10. “Легкомысленный человек, не знающий истины, изъясняется абстрактно, высокопарно и неточно” (Б. Брехт).

11. Непроходимый экваториальный лес.

12. Гепарды быстро бегают.

IV. Найдите в художественной литературе четыре ел суждения, содержащих 5-6 простых суждений, и запит структуру с помощью символов.

V. Выразите в символической форме следующие ел суждения.

1. “Дни стояли мягкие; река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар” (К. Паустовский).

2. “Счастливы сосны и ели, вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют” (Н. А. Некрасов).

3. “Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает” (И. Никитин).

4. “В этот час джунгли кишели дичью: стада антилоп разбегались при появлении “лендровера”, два бородавочника едва успели выскочить из-под колес; черногрудые аисты величественно восседали на вершинах деревьев” (Д. X. Чейз).

5. “Львы - спокойные животные. Но если ранить льва и преследовать, тут держи ухо востро” (Д. X. Чейз).

6. “Мы не считаем годы человека, пока у него можно считать что-нибудь другое” (Р. Эмерсон).

7. “Человек редко думает при свете о темноте, в счастье -в довольстве - о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде - о счастье, в нищете - о достатке” (И. Кант).

8. “Если человек совершает одну и ту же ошибку дважды, он должен поднять руки вверх и признаться либо в беспечности, либо в упрямстве” (Дж. Лоример).

9. “Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной” (Р. Эмерсон).

10. Если Петр проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать: или пройдет ряда два с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров.

11. “Никакие житейские блага не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями” (Э. Роттер­дамский).

12. “Неучтивость - не особый порок, а следствие многих поро­ков: пустого тщеславия, отсутствия чувства долга, лености, глу­пости, рассеянности, высокомерия, зависти” (Ж. Лабрюйер). Вы­ражает ли эта формула a ^ ( b ? (c ^ d ^ e ^ f ^ k ^ m ^ n) структуру приведенного высказывания?

 

Глава II ПОНЯТИЕ
§ 1. Понятие как форма мышления

Свойства отдельных предметов или явлений люди отражают с помощью форм эмпирического познания - ощущений, восприятий, представлений. Например, в конкретной, единичной дыне мы ощущаем ее свойства - продолговатая, гладкая, сладкая, ароматная. Совокупность этих и других свойств дает нам восприятие (конкретный образ единичного предмета) данной дыни, при этоммы отражаем как ее существенные свойства, так и несущественные. Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. В понятии же отражаются существенные признаки предметов. Что является признаком?

Признаки - это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Признаками являются свойства и отношения. Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться ими (мед сладкий, а полынь горькая).

Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.

В языке понятия выражаются посредством слов или словосоче­таний (групп слов). Например, “ягода”, “строение”, “добросове­стный человек”, “полезное человеку растение”. Существуют сло­ва-омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (например, слово “коса” в смысле девичья коса, или как орудие труда, или как песчаная отмель). В суждении “Миру - мир!” - два значения у слова “мир”. Ученики пятого класса на уроке по логике для слова “ключ” при­вели 7 различных значений, а для слова “сеть” - более 10 значе­ний. Учащиеся же десятого класса, изучающие логику, для слова “сеть” приводили 50, 60, 70 и более значений (некоторые из них нашли до сотни значений). Например, рыболовная сеть, телефон­ная сеть, компьютерная сеть, паучья сеть, электрическая сеть, агентурная сеть, сеть связи, волейбольная сеть, электронная сеть, транспортная сеть, информационная сеть, высоковольтная сеть, водопроводная сеть, газопроводная сеть, банковская сеть, торго­вая сеть, сеть мостов через Москву-реку и многие другие. Это различные понятия, включающие одно и то же слово “сеть”.

Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значе­ние, т. е. выражающие одно и то же понятие, но различно звуча­щие (например, око - глаз, враг - недруг, хворь - болезнь и др.). Для понятия “множество” (в смысле много) синонимами явля­ются: “масса”, “тьма”, “уйма”, “бездна”, “пропасть”. Напри­мер: “Собралось множество людей; много цветов на лугу;

тьма-тьмущая птиц в небе; масса муравьев...”; “Из комнаты пришлось вымести пропасть мусору и вытереть повсюду пыль” (А. Н. Толстой); “Народу сбежалось бездна, все кричали, все говорили” (Л. Толстой)'.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однород­ных предметов.

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому помогает сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки. Обратная операция - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т. е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.

Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и в отвлечении от несущественных, второстепенных.

Обобщение - мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс.

Перечисленные выше логические приемы используются при формировании понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения (в школе, вузе и других учебных заведениях).

Содержание и объем понятия

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “квадрат” является совокупность двух существенных признаков: “быть прямоугольником” и “иметь равные стороны”.

Объемом понятия называют совокупность (класс) предме­тов, которая мыслится в понятии. Объективно, т. е. вне созна­ния человека, существуют различные предметы, например, школьники. Под объемом понятия “школьник” подразумевает­ся множество всех школьников, которые существуют сейчас, су­ществовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называ­ются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество сто­лиц государств конечно, а множество натуральных чисел беско­нечно. Множество (класс) А называется подмножеством (под­классом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А c. В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс “стол” входит в класс “мебель”).

Отношение принадлежности элемента а классу А записыва­ется так: а є А. Читается: элемент а принадлежит классу А. Например, а - “Нева” и А - “река”.

Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А c В и В c А, что записывается как А=В.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.035 с.)