Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление как предмет изучения логики↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ
Изучение логики является важной составной частью обучения правовым наукам. Знание логики и умение ее использовать в практической деятельности – гарантия успеха в квалификации преступления, выступлении в суде, заключении договора и других видах деятельности юриста. Логика присутствует на всех этапах процесса применения права. Изучение логики повышает логическую и профессиональную культуру юристов. Успех приходит к тому юристу, который вооружен в своей деятельности этой наукой. Основные цели и задачи дисциплины – дать студентам представление о структуре логического знания, основных функциях логики, основных ориентирах применения логики в юридической практике; об отличии предмета логики от предметов смежных дисциплин, о содержании понятий и законов логики, о формах и способах логически правильного мышления. Главное в изучении логики – не механическое заучивание логических понятий, законов, форм мышления, а умение применять все это для решения конкретных задач, которые встречаются в юридической практике (умение вести спор, доказывать истинность своих утверждений, опровергать утверждения своих оппонентов, проверять свои и чужие версии и т. д.). Но умению предшествует знание. Поэтому систематическое изучение логики дает в руки юриста сильное и острое оружие, умелое использование которого позволит добиваться успехов в работе. Примером этому служат жизнь и деятельность знаменитых русских юристов. При изучении логики целесообразно сначала прочесть и запомнить то или иное теоретическое положение, а затем решить несколько задач и упражнений. Это позволит закрепить теоретическое знание и придаст ему практический смысл: для чего нужна логика и как пользоваться теоретическими положениями, как использовать логические приемы для правильных рассуждений и как разоблачать ложные умопостроения. Учебное пособие направлено на то, чтобы способствовать формированию навыков по правильному использованию логических форм, чтобы применять полученные знания не только при выполнении соответствующих упражнений, но и в дискуссиях, спорах, при написании курсовых работ, изучении других дисциплин, а также в самых различных сферах и формах повседневной и профессиональной деятельности. Автором отобран только тот теоретический материал, который может быть непосредственно полезен для формирования таких навыков. В пособии предпринята попытка выделить главное, что требуется знать впервые приступающему к изучению логики, особенно будущему юристу. Этим обусловлен и подбор иллюстративного материала. Автор стремился к известной полноте изложения поставленных проблем и в то же время к его максимальной краткости. Вот почему девизом может стать латинское выражение «Sapienti sat» («Умному достаточно»).
Библиографический список Основная литература
1. Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. О софистических опровержениях // Соч. в четырех томах. Т.2. – М., 1978. 2. Бойко, А. П. Практикум по логике / А. П. Бойко. – М., 1997. 3. Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев: учебное пособие для вузов / В. Н. Брюшинкин. – М., 1995. 4. Войшвилло, Е. К. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии: учебник / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М., 1994. 5. Гетманова, А. Д. Логика: для педагогических учебных заведений / А. Д. Гетманова. – М., 1994. 6. Ивин, А. А. Логика: учебное пособие / А. А. Ивин. – М., 1997. 7. Ивин, А. А. Основы теории аргументации: учебник / А. А. Ивин. – М., 1997. 8. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев. – М., 1992. 9. Иванов, Е. А. Логика: учебник / Е. А. Иванов. – М., 1996. 10. Кант, И. Логика. Пособие к лекциям // Трактаты и письма. – М., 1980. 11. Кириллов, В. И. Логика: учебное пособие для юридических вузов и факультетов университетов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1996. 12. Логика. Логические основы общения: учебное пособие для высших учебных заведений. /В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Бартон и др. – М., 1994. 13. Логика. Логические основы общения: хрестоматия / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Бартон и др. – М., 1994. 14. Никифоров, А. Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этого предмета профессором философии / А. Л. Никифоров. – М., 1997. 15. Рузавин, Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов / Г. И. Рузавин. – М., 1997. 16. Рузавин, Г. И. Логика: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. – М., 2002. 17. Уемов, А. И. Задачи и упражнения по логике / А. И. Уемов. – М., 1961. 18. Челпанов, Г. И. Учебник логики / Г. И. Челпанов. – М., 1994.
Дополнительная литература 19. Алексеев, Н. С. Ораторское искусство в суде / Н. С. Алексеев, З. В. Макарова. – Л., 1989. 20. Брайт, Л. Развиваем интеллект / Л. Брайт. – СПб., 1997. 21. Галенок, В. А. Логика в вопросах, задачах, ответах (анализ ситуаций из практики органов внутренних дел) / В. А. Галенок. – Минск, 1988. 22. Гарднер, А. А ну-ка, догадайся! / А. Гарднер. – М., 1984. 23. Жоль, К. К. Логика в лицах и символах / К. К. Жоль. – М., 1993. 24. Жоль, К. К. Логика: учебное пособие для вузов / К. К. Жоль. – М., 2004. 25. Зарецкая, Е. Н. Логика речи для менеджера / Е. Н. Зарецкая. – М., 1997. 26. Казаков, А. Н. Логика. Парадоксология / А. Н. Казаков, А. О. Якушев. – М., 1994. 27. Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М.. 1991. 28. Меськов, В. С. Логика: наука и искусство / В. С. Меськов, О. Ю. Карпинская, О. В. Ляшенко, Я. В. Шрамко. – М., 1993. 29. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л. Г. Павлова. – М., 1991. 30. Петров, Ю. А. Азбука логичного мышления / Ю. А. Петров. – М., 1991. 31. Сергеич, П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. – М., 1988. 32. Смаллиан, Р. Как же называется эта книга? / Р. Смаллиан. – М., 1981. 33. Судебные речи знаменитых адвокатов. – М., 1997.
Интернет-ресурсы 1. http://www.e-biblio.ru/cgi/lib.pl?func=book&level=9&book=257 – Учебник: Ивлев Ю. В. «Логика для юристов». 2. http://library.istu.edu/news/recent/psycho200101.htm – Юридическая логика – формальная логика – диалектическая логика – язык права. 3. http://philos.msu.ru/library.php – Библиотека философского факультета МГУ. 4. http://www.bookz.ru – Электронная библиотека. 5. http://www.biblus.ru/ – Библиографический каталог. 6. http://free.ovl.ru/pages/ebook/edu/logic_logic.php – Книги по логике. 7. http://www.ebook-free.com.ru – Электронные книги. Каталог. 8. http://www.ekniga.com.ua – Литературная информационно-поисковая система – каталог.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Предмет и значение логики
Термин «логика» происходит от древнегреческого слова «λογος», что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Кроме того, данный термин применяется для обозначения любых закономерностей («логика вещей», «логика событий» и пр.). Конечно, предмет всякой науки становится вполне ясным лишь в процессе знакомства с самой наукой, поэтому все определения этого предмета остаются неполными и не очень ясными. Однако некоторое предварительное указание на то, что изучает логика, необходимо. Логика есть наука о законах и формах познающего мышления. Итак, логика – это наука о мышлении. Науками о мышлении являются также психология, физиология высшей нервной деятельности, педагогика, кибернетика и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, следует рассмотреть мышление как предмет изучения логики.
Логика и язык Язык возникает и существует как средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются и другой информацией. Мысль находит свое выражение, прежде всего, в языке, и без такого реального выражения мысли одного человека были бы недоступны другому. Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Так же как мышление рассматривается различными науками, так и язык является предметом разных дисциплин: литературы, филологии, теоретической лингвистики, этнографии и т. п. Для логики язык – это средство, с помощью которого мыслительные процедуры могут быть рекомендованы в различных рассуждениях. В отличие от других наук логику не интересует национальная специфика языка, она отвлекается от его грамматической структуры, фонетических особенностей. Язык интересует логику только как средство выражения рациональности мышления, т. е. как определенный инструментарий. Почему так важен анализ языка, какую роль он играет в процессе познания? 1. Поскольку язык возник и развивался как средство коммуникации и взаимопонимания между людьми, то он совершенствовался главным образом для быстрой передачи информации и удобства общения, иногда даже за счет его неточности и неопределенности. 2. Как универсальное средство общения и преобразования информации язык используется не только для передачи истинностного значения утверждений, но и эмоционального состояния говорящего, его отношения к сообщаемым фактам, их оценки и т. п., которые не интересуют традиционную логику, и могут даже создавать помехи для правильного понимания. Это особенно касается образного языка ораторской речи и художественных текстов, которые изобилуют сравнениями, метафорами, синонимами, придающими сообщениям особую окраску, эмоциональность и выразительность. Но они же затрудняют логический анализ языка, к которому стремится логика. Исторически сложившийся в процессе общения язык (естественный язык) не всегда устраивает логику. Во многих случаях он не годится для того, чтобы точно, однозначно и корректно описать предмет познания.
Постарайтесь сформулировать достоинства и недостатки естественного языка, подумайте о причинах, их обусловливающих. Можно сказать, что естественный язык слишком богат для того, чтобы быть только инструментарием. Логике нужна менее богатая, но более четкая структура, поэтому она строит искусственные языки, подобные формулам математики и химии, чертежам и графикам технологии, нотам в теории музыки. Искусственный язык логики – это язык знаков, символов, формул и обозначений. Основываясь на естественном языке, он отвлекается от конкретных особенностей слова и строится лишь на его логическом смысле, структуре или форме. Поэтому такой язык называется формализованным. Формализация играет важную роль в научном познании вообще и в логике в особенности: · она дает возможность выделить форму рассуждений в отвлечении от их конкретного содержания, и тем самым помогает установить, какие из них являются правильными, а какие – неправильными; · с ее помощью можно анализировать, уточнять, определять и эксплицировать (разъяснять) понятия. Интуитивные понятия хотя и кажутся более ясными с точки зрения здравого смысла, но оказываются неподходящими не только для научного познания, но и определенных видов гуманитарной и практической деятельности, в частности, например, для судопроизводства; · формализация, связанная с построением логико-математических языков, служит теоретической основой для построения алгоритмов и программ для вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации научно-технического и другого точного знания.
Значение логики В пользу изучения логики можно привести следующие прагматичные соображения. · Занятия логикой приучают нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. · Логика воспитывает умение убеждать и обосновывать свои идеи. · Изучение логики постепенно формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения. · Логика научит вас спорить: корректно отстаивать свое мнение, опровергать ошибочный тезис, разоблачать недобросовестные приемы и уловки. · И все-таки самое важное – логика вырабатывает привычку думать. Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкий планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов и т. д. Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. Если в суде они обнаруживали ошибку в рассуждениях, например, обвинителя, они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал большое воздействие на присутствующих, даже если они никогда не изучали логики.
В настоящее время разрабатывается раздел логики, называемый логикой норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, например, легко находить противоречия в кодексах и других нормативных актах, выяснять, вытекает ли данная норма из других норм и не является ли ее включение в нормативный акт ненужным и т. д. Эти вопросы особенно актуальны при совершенствовании законодательства. В заключение приведем высказывание знаменитого логика Д. Ст. Милля: «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время, когда мы его не понимаем».
Понятие
Понятие как форма мышления
В истории логики при решении вопроса о понятии допускались прежде всего две крайности. Одна – это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение уяснить органическую связь с ней. А другая – отождествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его специфику. Чтобы избежать этих крайностей, нужно вначале установить генезис (происхождение) понятия и раскрыть его природу (сущность). Возникновение понятий – объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Иными словами, этот процесс имеет свои предпосылки, условия, а также причины. Образование понятия – не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший процесс. Он предполагает активность субъекта, включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ – это мысленное разложение предмета на части; этот прием позволяет выделять признаки предмета. Синтез – мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование (от лат. аbstractio – отвлечение) – логический прием, заключающийся в мысленном выделении одного признака предмета и отвлечении от других признаков. Например, мы отвлекаемся от национальности, роста, цвета глаз, образования и других признаков индивида и выделяем лишь один признак – «преступник». Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных признаков. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму – понятия. Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. Под предметом здесь и далее будут подразумеваться не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем – словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль. Этим подчеркивается универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить все качественное многообразие и единство мира. Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу. Будучи коррелятом предметной действительности, понятия характеризуются относительной самостоятельностью своего существования. Предмет может исчезнуть, а понятие его сохраняется, передаваясь от поколения к поколению. С изменением и развитием действительности возникают новые понятия. Так, с возникновение частной собственности появляется и возможность ее нарушения – кража, а также средство защиты ее от кражи – право. Все это находит свое отражение в соответствующих понятиях, в частности в понятии «право». Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «ген» и др. Понятия выполняют две основных функции. Первая – это познавательная функция. Она осуществляется на основе такой логической операции, как применение понятия (или подведение предмета под понятие). Например, выработав понятие «вещество» путем обобщения представлений о твердых телах, жидкостях и газах, мы распространяем его затем на новые виды вещества, например, плазму. Другая, тесно связанная с предыдущей, функция понятия – коммуникативная, т. е. функция средства общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений. Языковой формой выражения понятия является слово (словосочетание), например, «государство», «правовое государство», «федеративное правовое государство». Отношения между понятием и словом подвижны и многоплановы. Одно понятие может быть выражено разными словами: «конституция» – «основной закон государства», «юрист» – «правовед», такие слова называют синонимами. В свою очередь, одно и то же слово может обозначать несколько понятий: «закон» – это и объективный закон природы или общества, и юридический закон; подобные слова называются омонимами. Многозначность слов таит в себе опасность логических ошибок: двусмысленность, смешение и подмена понятий и пр., на них зачастую базируется софистика. В понятии различаются прежде всего содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Так, содержание понятия «преступление» включает: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость и др. Объем понятия – множество предметов, которое мыслится в понятии. Например, объем понятия «преступление» охватывает все преступления. Графически объем понятия изображается кругом:
где А – любое понятие.
Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот, причем с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Например, «преступление» и «особо опасное преступление». Первое понятие имеет меньшее содержание, но больший объем, в сравнении со вторым. Рассмотрим, например, понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того, славяне это или не славяне, а тем более русские или не русские. Содержание понятия «славянин» – богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки славян (в отличие от немцев, французов, англичан и т. п.). Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, именно славяне. Содержание понятия «русский» еще богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются еще и специфические признаки русских людей (в отличие от украинцев, белорусов, болгар и др.). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть славян – именно русские. Для наглядности представим соотношение этих понятий графически:
, где А – русский; В – славянин; С – человек.
Знание природы понятий, их отношения к действительности – важная предпосылка их правильного применения в практике мышления.
Виды понятий по содержанию В соответствии с этим признаком понятия можно разделить на следующие значимые группы. Конкретные – понятия, в которых находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования, например «алмаз», «дуб», «юрист». Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «твердость» (например, алмаза), «долговечность» (например, дуба), «компетентность» (например, юриста). Те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т. д., называются положительными, например, «металл», «живое», «порядок», «глупость». Отрицательные – понятия, которые характеризуются отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т. п. В русском языке они выражаются с помощью отрицательных частиц («не»), приставок («без-» и «бес-») и др., например: «неметалл», «неживое», «бездействие», «беспорядок». В словах иностранного происхождения используются также иностранные приставки «а-» («аморальность»), «анти-» («антиобщественный»), «дез-» («дезинформация»), «контр-» («контрреволюция») и прочие. В соотносительных понятиях один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен («соотносится» с ним – этим и обусловлено его название). Таковы понятия «родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей; в свою очередь, отцами или матерями нас делают именно дети. В безотносительных понятиях мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, «отдельно» от других: «природа», «растение», «животное», «человек».
Виды понятий по их объему
По объему все понятия можно разделить на три вида: · единичные, в объем которых входит один-единственный предмет, – «первый космонавт», «столица Франции», «Луна» т. п.; единичные понятия выражаются в языке именами собственными или эквивалентными им выражениями; · общие, в объем которых входит несколько (два и более) предметов, – «стол», «дом», «химический элемент»; · пустые (или нулевые), в объем которых не входит ни одного реально существующего предмета, – «кентавр», «русалка», «человек, побывавший на Марсе». Употребление пустых понятий требует определенной осторожности, ибо способно приводить к недоразумениям и парадоксам. Начать с того, что порой весьма трудно решить, является некоторое понятие пустым или нет: понятия, являющиеся непустыми в одной системе («шкале ценностей»), могут оказаться пустыми в другой, и наоборот. Так, понятие «Бог» для верующего человека будет непустым, ибо Господь существует; атеист же полагает это понятие пустым.
Рассказывают, что один врач из Тулузы (Франция), желая позабавиться, поместил в местной газете объявление: «В связи с выездом за границу продаю редкую историческую реликвию – череп Вольтера-ребенка». В течение недели он получил более ста вопросов о цене реликвии. Простаки, они не поняли, что понятие «череп Вольтера-ребенка» – пустое!
Деление понятий на виды по их содержанию и объему имеет немаловажное значение в логике. Оно позволяет в огромном понятийном материале, накопленном науками и повседневной практикой людей, выделять немногие наиболее крупные и распространенные группы, а также более или менее отчетливо представлять себе особенности этих групп. Дать логическую характеристику понятию – значить определить, к какому виду понятий оно относится. Рассматриваемое понятие может быть конкретным или абстрактным, положительным или отрицательным, соотносительным или безотносительным, и, наконец, единичным, общим или пустым. Например понятие «первый в мире ребенок-космонавт» – пустое, конкретное, положительное, безотносительное.
Отношения между понятиями
Отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и объема. Общая схема отношений между понятиями представлена на рисунке 2.1. Если в содержании двух понятий имеются общие признаки, то их объемы можно сравнивать, и такие понятия называются сравнимыми; если же общих признаков нет, то сравнение объемов оказывается бессмысленным, и такие понятия называются несравнимыми. В самом деле, как сравнивать такие вещи, как «ответственность» и «романс», «деньги» и «впадина», «невоспитанность» и «радуга»? Правда, такое деление носит в известной мере условный, относительный характер, ибо степень несравнимости тоже может быть различной. Например, что общего между столь, казалось бы, различными понятиями, как «космический корабль» и «авторучка», кроме некоторого, чисто внешнего сходства в форме строения? А между тем и то, и другое – творения человеческого гения. Несравнимые понятия есть и в юридической науке и практике: «алиби» и «пенсионный фонд», «вина» и «версия», «юрисконсульт» и «независимость судьи» и т. д. и т. п. Несравнимость характеризует даже, казалось бы, близкие по содержанию понятия: «предприятие» и «администрация предприятия», «трудовой спор» – «рассмотрение трудового спора» и «орган рассмотрения трудового спора», «коллективный договор» и «коллективные переговоры по поводу коллективного договора». Это обстоятельство важно учитывать в процессе оперирования подобными понятиями, чтобы вопреки желанию не впасть в комическое положение. Дальнейший логический анализ несравнимых понятий невозможен. Поэтому ниже вновь пойдет речь лишь о сравнимых понятиях. Сравнимые понятия, в свою очередь, распадаются на две группы: совместимые и несовместимые. Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Кругом (или точкой) изображается и единичное понятие.
где А – понятие.
Совместимыми называются такие понятия, объемы которых имеют общие элементы, т. е. полностью или частично совпадают. Существуют три вида совместимости: · равнозначными, или тождественными, называются понятия, которые, различаясь содержанием, имеют равные объемы, к примеру, «река Нил» – «самая длинная река в мире», автор романа «Красное и черное» – «автор романа «Пармская обитель», «равносторонний прямоугольник» – «квадрат» – «равноугольный ромб». Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.
где А и В – равнозначные понятия, а круг – их общий объем.
Равнозначные понятия нередко используются в юридической практике. Таковы, например, понятия «гражданство» и «подданство». В государствах с республиканской формой правления, где есть конституция, употребляется понятие «гражданство», а при монархической форме правления ему соответствует «подданство»; · пересечение (перекрещивание) – отношение между понятиями, объемы которых частично совпадают. Примерами таких понятий являются следующие пары: «горожанин» и «садовод», «студент» и «спортсмен», «служащий» и «взяточник». Они изображаются пересекающимися кругами.
где А и В – пересекающиеся понятия, а общая часть – область частичного совпадения их объемов;
· отношение подчинения характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Вот графическое изображение этого отношения:
где А – подчиняющее понятие, а В – подчиненное.
Это отношение вида и рода; А – подчиняющее (родовое) понятие («животное»), Несовместимыми называются такие понятия, объемы которых не имеют общих элементов. Несовместимые понятия могут находиться в следующих отношениях; · соподчинение: объемы двух понятий А и В произвольным образом включаются в объем третьего, более широкого понятия С. В таком отношении находятся, к примеру, понятия «береза» и «сосна», объемы которых включаются в объем более широкого понятия «дерево».
где А и В – соподчиненные видовые понятия, а общий круг С – их родовое понятие;
· противоречие (контрадикторность): объемы понятий А и не-А полностью исчерпывают объем родового понятия С, при этом одно понятие отрицает некоторый признак, входящий в содержание другого понятия, не заменяя его никаким другим признаком: например, «нетрудовые доходы» – «трудовые доходы», «справедливость» – «несправедливость», «белый» – «небелый». Это видно на схеме:
где А и не-А – противоречащие понятия, а круг – их общий род;
· противоположность (контрарность): объемы понятий А и В не произвольно включаются в объем родового понятия С, а занимают в нем наиболее удаленные части, располагаются, так сказать, на разных полюсах родового понятия. В указанном отношении находятся такие понятия, одно из которых имеет с своем содержании некоторый признак, а в другом понятии этот признак заменен на противоположный, например, «богатство» – «бедность», «мудрость» – «глупость», «истец» – «ответчик». Вот схема:
где А и В – противоположные понятия, занимающие лишь крайние позиции в рамках общего для них рода и не исключающие чего-то среднего.
Рис. 2.1. Общая схема отношений между понятиями Какое значение имеет знание отношений между понятиями? Без преувеличения огромное и разнообразное – для правильного употребления понятий в устной и письменной речи. И наоборот, незнание этих отношений способно повлечь за собой искаженное отражение действительности – отношений между самими вещами. Особое значение имеет употребление различных понятий об одном и том же событии или лице в политике. Политическая ситуация зачастую меняется очень быстро, и вслед за этим меняются оценки одного и того же события.
Вспомним из истории эпизод с Наполеоном, когда он самовольно отбыл с Эльбы на материк и за короткий срок вновь покорил Францию. Вот как быстро менялись понятия о нем по мере его приближения к Парижу. Первые сообщения гласили: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Хуан», «Людоед идет к Грасу», «Узурпатор вошел в Гренобль». Далее: «Бонапарт занял Лион», «Наполеон приближается к Фонтенбло». Это все примеры равнозначных понятий, но какую интенсивную эволюцию претерпело их содержание: от непримиримо враждебного к нейтральному и затем к верноподданническому.
Знание родовидовых отношений между понятиями имеет значение для правильного написании соответствующих слов. Если в одно сложное слово объединяются слова, выражающие род и вид, то оно пишется слитно: «сельскохозяйственное производство», «западноевропейские государства», «незаконнорожденный» и т. д. Но если взять в качестве сравнения соподчиненные понятия, то тут ситуация иная. Равноправность соподчиненных понятий в смысле степени обобщения требует написания их через дефис: «юго-запад Москвы», «газетно-журнальное дело», даже «красно-коричневые» (при всем желании сблизить или отождествить то и другое сами слова приходится в силу законов логики разделять дефисом). Сказанного достаточно, чтобы уяснить себе, какое многообразное познавательное и практическое значение имеет изучение и знание отношений между понятиями, овладение приемами их анализа в тех или иных интеллектуально-речевых фрагментах.
Определение понятий Определение (дефиниция) – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым, а понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, – определяющим. Например, «остров (определяемое понятие) – это часть суши, со всех сторон окружения водой (определяющая часть определения)». От определений в узком, собственном смысле слова, следует отличать определения в широком смысле. Так называется, например, всякая квалификация предмета вообще: «Золото – это металл», «Конституция – это закон». Определения в собственном смысле этого слова нельзя смешивать также со сходными операциями, такими, как сравнение, описание, характеристика и т. д. В процессе сравнения устанавливается сходство одних предметов с другими в том или ином отношении: «СПИД – чума ХIХ века», «Организованная преступность есть не что иное, как партизанская война против общества». Описание – это перечисление ряда признаков предмета, как существенных, так и несущественных, часто внешних, позволяющих выделить его среди других: например, описание внешности преступника, жертвы преступления, самого деяния, вообще обстоятельств какого-либо дела. Характеристика есть выделение лишь некоторых, наиболее важных и существенных в каком-либо отношении признаков предмета: например, характеристика человека с места работы или учебы. Отличительные черты определения по сравнению с перечисленными приемами состоят в том, что в нем указываются такие общие и существенные признаки предмета, каждый из которых в отдельности необходим, а все вместе достаточны для выделения предмета среди других сходных предметов. Всегда ли необходимы определения? Нет, ведь содержание многих понятий нам известно из опыта. Попытку определять все понятия – как будто
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.014 с.) |