Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика как наука: определение, предмет, значение, краткая история.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Логика как наука: определение, предмет, значение, краткая история. Логика – наука о законах и формах прав-о мышления, о правилах и путях получения истинных знаний. Объектом логики является мышление – высший уровень познания, соответствующий его рацион-й ступени. Предмет – законы и формы правильного мышления. В настоящее время термин логика чаще всего применяется для обозначения совокупности научных дисциплин, связанных с теорией познания. Среди них выделяют диалектическую и формальную логику. Диалектическая логика – это философия в одном из ее лиц, ее основоположник – Гегель. Формальная же логика имеет непосредственное отношение к структуре мыслительного процесса; она делится на математическую (Лейбниц) и традиционную (Аристотель). История логики насчитывает более 2500 тыс.лет. Ее основоположником признан Аристотель, назвавший ее аналитикой. О важности ее законов говорили еще древнегреческие философы. Впервые термин «логика» применил для обозначения самостоятельной науки о мышлении и языке Зенон из Китиона. В процессе исторического развития понимание предмета логики изменялось. Если Аристотель видел в ней средство проверки и обоснования истинности знаний, то Бэкон предположил рассматривать логику как орудие, с помощью которого делаются новые научные открытия. Значительным моментом в истории логики явилась математизация логических операций. Длительное время в логике признавалось только 2 ответа в вопросе истинности знаний: истинно и ложно, а в начале 20в были созданы основы трехзначной логики, в которой добавился 3й ответ – возможно. В дальнейшем получили разработку многозначные логики, где высказываниями приписывается любое конечное и бесконечное множество значений истинности. По мере своего развития логика постепенно становилась одной из важных учебных дисциплин в системе среднего и высшего образования. Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях людей, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т.д. Все это имеет важное значение в работе образованного человека.
Характеристика правильного мышления Прежде, чем давать характеристику, я думаю, следует дать определение того, что мы хотим охарактеризовать. Мышление – объект логики, высший уровень познания, соответствующий его рациональной ступени. Основные формы мышления: понятие (мысль, отражающая предметы в совокупности их существенных и общих признаков), суждение (такая форма мышления, посредством которой на основе сочетания понятий что-либо утверждается или отрицается о мыслимых объектах) и умозаключение (форма мышления, посредством которой в интересах получения нового знания используют ранее приобретенные знания). Чертами логически правильного мышления являются: определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Определенность характеризуется рубежами, задачами, сроками. Последовательность: нельзя применить пуговицу к платью, если нет платья. Непротиворечивость связана с недопущением взаимоисключающих как одинаково приемлемых в том или ином отношении мыслей. Под обоснованностью имеется в виду обоснованность наших рассуждений.Правильным мышлением называется мышление, которое соответствует логическим нормам и законам. При этом речь идет о наиболее общих нормах и требованиях логики, которые она предъявляет к нашему мышлению.
Отношения между суждениями Суждение – такая форма мышления, посредством которой на основе сочетания понятий что-либо утверждается или отрицается о мыслимых объектах. Между суждениями существуют логические отношения. Суждения как и понятия, могут быть сравнимыми и несравнимыми, совместимыми и несовместимыми. Сравнимые суждения – это такие суждения, у которых одинаковы по содержанию соответственно субъекты и предикаты. Отличаться они могут только количественно и качественно. Несравнимые суждения – те, у которых являются разными по содержанию соответствующие термины. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые полностью или частично выражают одну и ту же мысль. Они могут быть в отношении: равнозначности (эквивалентности), подчинения (частичного совпадения). Несовместимые суждения могут быть в отношении противоположности (контрарности) и противоречия (контрадикторности). Исследовать отношения между всеми видами сравнимых суждений - значит установить практически отношения между сравнимыми суждениями типа A,E,I,O. Понятие как форма мышления: сущность, структура, значение. Понятие – мысль, отражающая предметы в совокупности их существенных и общих признаков. Признаки, формирующие понятия – стороны, грани предметов, отраженные в понятии, служащие в процессе познания показателями того, в чем эти предм-ы, явл-я сходны друг с другом или чем они отличаются. Признаки делятся на существенные (значимые, необходимо принадлежащие предмету) и несущественные (могут принадлежать предмету, а могут и не принадежать). Но данное разделение отностительно. Один и тот же признак в разных ситуациях может быть сущ-нныи и несущ-ым.Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Работа с понятием требует специальной подготовки. При формировании понятий используются следующие логические приемы: сравнение, когда устанавливается сходство или различие между предметами; анализ – мысленное расчленение, выделение отдельных признаков; абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков; синтез – мысленное соединение выделенных частей предмета и его признаков, полученных в ходе анализа, в единое целое; обобщение – распространение признаков на сходные предметы и объединение их на этом основании в группы.Поскольку логика изучает форму, структуру нашей мысли, любое понятие анализируется в ней с точки зрения его объема и содержания. Содержание – это совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в данном понятии. Чем больше признаков, тем понятие богаче, ярче. Объем понятия – это то множество предметов, которое мыслится в данном понятии. Объем и содержание понятий тесно связаны между собой. Связь эта выражается в законе обратного отношения объема и содержания понятий: чем больше объем понятия, тем оно беднее, и, наоборот, чем меньше объем понятия, тем оно богаче по содержанию. Понятие – важнейший компонент эрудиции, кругозора каждой личности. Понятие – элемент культуры мышления, речи, отношений, культуры в целом. Человек мыслит понятиями и с их помощью общается с другими людьми, осуществляет практическую и познавательную деятельность. Логика как наука: определение, предмет, значение, краткая история. Логика – наука о законах и формах прав-о мышления, о правилах и путях получения истинных знаний. Объектом логики является мышление – высший уровень познания, соответствующий его рацион-й ступени. Предмет – законы и формы правильного мышления. В настоящее время термин логика чаще всего применяется для обозначения совокупности научных дисциплин, связанных с теорией познания. Среди них выделяют диалектическую и формальную логику. Диалектическая логика – это философия в одном из ее лиц, ее основоположник – Гегель. Формальная же логика имеет непосредственное отношение к структуре мыслительного процесса; она делится на математическую (Лейбниц) и традиционную (Аристотель). История логики насчитывает более 2500 тыс.лет. Ее основоположником признан Аристотель, назвавший ее аналитикой. О важности ее законов говорили еще древнегреческие философы. Впервые термин «логика» применил для обозначения самостоятельной науки о мышлении и языке Зенон из Китиона. В процессе исторического развития понимание предмета логики изменялось. Если Аристотель видел в ней средство проверки и обоснования истинности знаний, то Бэкон предположил рассматривать логику как орудие, с помощью которого делаются новые научные открытия. Значительным моментом в истории логики явилась математизация логических операций. Длительное время в логике признавалось только 2 ответа в вопросе истинности знаний: истинно и ложно, а в начале 20в были созданы основы трехзначной логики, в которой добавился 3й ответ – возможно. В дальнейшем получили разработку многозначные логики, где высказываниями приписывается любое конечное и бесконечное множество значений истинности. По мере своего развития логика постепенно становилась одной из важных учебных дисциплин в системе среднего и высшего образования. Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях людей, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т.д. Все это имеет важное значение в работе образованного человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.008 с.) |