ТОП 10:

Логика как наука: определение, предмет, значение, краткая история.



Логика как наука: определение, предмет, значение, краткая история.

Логика – наука о законах и формах прав-о мышления, о правилах и путях получения истинных знаний. Объектом логики является мышление – высший уровень познания, соответствующий его рацион-й ступени. Предмет – законы и формы правильного мышления. В настоящее время термин логика чаще всего применяется для обозначения совокупности научных дисциплин, связанных с теорией познания. Среди них выделяют диалектическую и формальную логику. Диалектическая логика – это философия в одном из ее лиц, ее основоположник – Гегель. Формальная же логика имеет непосредственное отношение к структуре мыслительного процесса; она делится на математическую (Лейбниц) и традиционную (Аристотель). История логики насчитывает более 2500 тыс.лет. Ее основоположником признан Аристотель, назвавший ее аналитикой. О важности ее законов говорили еще древнегреческие философы. Впервые термин «логика» применил для обозначения самостоятельной науки о мышлении и языке Зенон из Китиона. В процессе исторического развития понимание предмета логики изменялось. Если Аристотель видел в ней средство проверки и обоснования истинности знаний, то Бэкон предположил рассматривать логику как орудие, с помощью которого делаются новые научные открытия. Значительным моментом в истории логики явилась математизация логических операций. Длительное время в логике признавалось только 2 ответа в вопросе истинности знаний: истинно и ложно, а в начале 20в были созданы основы трехзначной логики, в которой добавился 3й ответ – возможно. В дальнейшем получили разработку многозначные логики, где высказываниями приписывается любое конечное и бесконечное множество значений истинности. По мере своего развития логика постепенно становилась одной из важных учебных дисциплин в системе среднего и высшего образования. Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях людей, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т.д. Все это имеет важное значение в работе образованного человека.

 

 

Характеристика правильного мышления

Прежде, чем давать характеристику, я думаю, следует дать определение того, что мы хотим охарактеризовать. Мышление – объект логики, высший уровень познания, соответствующий его рациональной ступени. Основные формы мышления: понятие (мысль, отражающая предметы в совокупности их существенных и общих признаков), суждение (такая форма мышления, посредством которой на основе сочетания понятий что-либо утверждается или отрицается о мыслимых объектах) и умозаключение (форма мышления, посредством которой в интересах получения нового знания используют ранее приобретенные знания). Чертами логически правильного мышления являются: определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Определенность характеризуется рубежами, задачами, сроками. Последовательность: нельзя применить пуговицу к платью, если нет платья. Непротиворечивость связана с недопущением взаимоисключающих как одинаково приемлемых в том или ином отношении мыслей. Под обоснованностью имеется в виду обоснованность наших рассуждений.Правильным мышлением называется мышление, которое соответствует логическим нормам и законам. При этом речь идет о наиболее общих нормах и требованиях логики, которые она предъявляет к нашему мышлению.

 

Отношения между суждениями

Суждение – такая форма мышления, посредством которой на основе сочетания понятий что-либо утверждается или отрицается о мыслимых объектах. Между суждениями существуют логические отношения. Суждения как и понятия, могут быть сравнимыми и несравнимыми, совместимыми и несовместимыми. Сравнимые суждения – это такие суждения, у которых одинаковы по содержанию соответственно субъекты и предикаты. Отличаться они могут только количественно и качественно. Несравнимые суждения – те, у которых являются разными по содержанию соответствующие термины. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые полностью или частично выражают одну и ту же мысль. Они могут быть в отношении: равнозначности (эквивалентности), подчинения (частичного совпадения). Несовместимые суждения могут быть в отношении противоположности (контрарности) и противоречия (контрадикторности). Исследовать отношения между всеми видами сравнимых суждений - значит установить практически отношения между сравнимыми суждениями типа A,E,I,O.

Понятие как форма мышления: сущность, структура, значение.

Понятие – мысль, отражающая предметы в совокупности их существенных и общих признаков. Признаки, формирующие понятия – стороны, грани предметов, отраженные в понятии, служащие в процессе познания показателями того, в чем эти предм-ы, явл-я сходны друг с другом или чем они отличаются. Признаки делятся на существенные (значимые, необходимо принадлежащие предмету) и несущественные (могут принадлежать предмету, а могут и не принадежать). Но данное разделение отностительно. Один и тот же признак в разных ситуациях может быть сущ-нныи и несущ-ым.Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Работа с понятием требует специальной подготовки. При формировании понятий используются следующие логические приемы: сравнение, когда устанавливается сходство или различие между предметами; анализ – мысленное расчленение, выделение отдельных признаков; абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков; синтез – мысленное соединение выделенных частей предмета и его признаков, полученных в ходе анализа, в единое целое; обобщение – распространение признаков на сходные предметы и объединение их на этом основании в группы.Поскольку логика изучает форму, структуру нашей мысли, любое понятие анализируется в ней с точки зрения его объема и содержания. Содержание – это совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в данном понятии. Чем больше признаков, тем понятие богаче, ярче. Объем понятия – это то множество предметов, которое мыслится в данном понятии. Объем и содержание понятий тесно связаны между собой. Связь эта выражается в законе обратного отношения объема и содержания понятий: чем больше объем понятия, тем оно беднее, и, наоборот, чем меньше объем понятия, тем оно богаче по содержанию. Понятие – важнейший компонент эрудиции, кругозора каждой личности. Понятие – элемент культуры мышления, речи, отношений, культуры в целом. Человек мыслит понятиями и с их помощью общается с другими людьми, осуществляет практическую и познавательную деятельность.

Логика как наука: определение, предмет, значение, краткая история.

Логика – наука о законах и формах прав-о мышления, о правилах и путях получения истинных знаний. Объектом логики является мышление – высший уровень познания, соответствующий его рацион-й ступени. Предмет – законы и формы правильного мышления. В настоящее время термин логика чаще всего применяется для обозначения совокупности научных дисциплин, связанных с теорией познания. Среди них выделяют диалектическую и формальную логику. Диалектическая логика – это философия в одном из ее лиц, ее основоположник – Гегель. Формальная же логика имеет непосредственное отношение к структуре мыслительного процесса; она делится на математическую (Лейбниц) и традиционную (Аристотель). История логики насчитывает более 2500 тыс.лет. Ее основоположником признан Аристотель, назвавший ее аналитикой. О важности ее законов говорили еще древнегреческие философы. Впервые термин «логика» применил для обозначения самостоятельной науки о мышлении и языке Зенон из Китиона. В процессе исторического развития понимание предмета логики изменялось. Если Аристотель видел в ней средство проверки и обоснования истинности знаний, то Бэкон предположил рассматривать логику как орудие, с помощью которого делаются новые научные открытия. Значительным моментом в истории логики явилась математизация логических операций. Длительное время в логике признавалось только 2 ответа в вопросе истинности знаний: истинно и ложно, а в начале 20в были созданы основы трехзначной логики, в которой добавился 3й ответ – возможно. В дальнейшем получили разработку многозначные логики, где высказываниями приписывается любое конечное и бесконечное множество значений истинности. По мере своего развития логика постепенно становилась одной из важных учебных дисциплин в системе среднего и высшего образования. Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях людей, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т.д. Все это имеет важное значение в работе образованного человека.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.004 с.)