Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формальная логика в древнем миреСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формальная логика изучает принципы умозаключений. В первую очередь ее интересует структура аргументации и процесс, благодаря которому из посылок делаются выводы. Таким образом, основное внимание уделяется не высказываниям как таковым, а отношениям между ними. Формальная логика как наука зародилась еще в древнем мире. Первоначально логика была подчинена риторике (учению о красноречии) и не являлась самостоятельной наукой. В Древней Индии и Древней Греции очень популярными были состязания в ораторском искусстве при большом стечении зрителей. право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор. Логика использовалась в подобного рода состязаниях больше в конъюнктурных целях убеждения слушателей, чем для достижения истины. Древняя Греция - дедуктивная логика –Аристотеля,сформулировал основные законы мышления:тождества,противоречия,исключение третьего. В древнегреческой философии в середине V в. до н. э. появились так называемые софисты (Протагор, Горгий и др.), которые главным предметом своего философского исследования делают не природу (как это было до них), а человека и его деятельность, в том числе этику, риторику, грамматику. Против софистов выступил выдающийся материалист Древней Греции Демокрит (460-370 до н. э.), создавший всеобъемлющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию, теорию познания, логику, этику, политику, эстетику и ряд других областей научного знания: математику, физику, биологию, медицину, филологию. Учение Сократа(индукция,дифиниция точное определение) о знании развил его ученик Платон (428-347 до н. э.) в теории “видов”, или “идей”, создавший систему объективного идеализма, утверждавшую существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Свою школу Платон основал в Афинах, создав там Академию Индийская логика. Особенностями индийской логики являются следующие: 1) оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в котором важна мысль о неразрывной связи дедукции и индукции; 2) суждение не признается самостоятельным актом мысли, а рассматривается как член умозаключения; 3) восприятие не есть нечто непосредственно данное, а заключает в себе акт “суждения - умозаключения”. Иными словами, в основе наших восприятии лежит приобретенный нами опыт; 4) различение речи “в себе” (т. е. внутренней речи, являющейся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет разговор с самим собой) и речи “для других” (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме). Пань Шимо отметил ряд особенностей логики Древнего Китая: а) логические теории концентрировались вокруг основных понятий - “мин” (имени) и “цы” (предложения, высказывания); б) развитие логики было тесно связано с языком того времени; не обращалось внимания на различие между логической природой “мин” и “цы” и их языковыми свойствами; в) логика этого периода “обычно исходила из практических требований риторики (способы ведения спора) и познавательного аспекта дискуссии... Логика Древнего Китая не смогла выработать строгих представлений о формах умозаключений и отделить их от теории познания”', так как придавала чрезмерное значение содержательной стороне мышления и пренебрегала его формой; г) логика в Древнем Китае находилась под сильным влиянием различных политических доктрин и морально-этических концепций. Логика в средние века. Средневековая логика (VI-XV вв.) изучена еще недостаточно. В средние века теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблеме истолкования природы общих понятий. Так называемые реалисты, продолжая идеалистическую линию Платона, считали, что общие понятия существуют реально, вне и независимо от единичных вещей. Номиналисты же, напротив, считали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия - лишь имена, названия для них. Оба взгляда были неправильными, однако номинализм был ближе к материализму. Теоретические источники средневековой арабоязычной логики следует искать в логике Аристотеля. Основателем арабоязычной логики считается сирийский математик аль-Фараби (ок. 870-950) Логика аль-Фараби направлена на анализ научного мышления. Имисследуются вопросы и теории познания, и грамматики. У него, как и у Аристотеля, метод мышления соотносится с реальными отношениями и связями бытия. Аристотель был “духовным наставником” аль-Фараби в области логики. Другим крупным арабским аристотеликом был Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Он также тщательно комментировал логические тексты Аристотеля. Ибн-Рушд развивал понимание модальностей. Сирийская логика послужила посредником между античной и арабоязычной наукой. Историки логики признают влияние логики арабов на развитие европейской логики в средние века. 5.Логика эпохи Возрождения и Нового времени' В XV-XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения, происходит усиление эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. Идет бурное развитие науки, делаются великие географические открытия, наука сближается с практикой. Все большую роль в других науках начинает играть математика. Заслугой Ф.Бэкона-разработка индуктивного метода;,теория индукции является разработка им вопросов научной индукции, целью которой является раскрытое причинных связей между явлениями окружающего мира. Ф. Бэкон разработал методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.Новый Органон- Далее, в XIX в., разработка вопросов научной индукции была продолжена Дж. Ст. Миллем и другими логиками. Декарт развил идеи дедуктивной логики,сформулировал правила научного исследования.. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания,мат логику Диалектическая логика Особенность формальной логики состоит в том,что она рассматривает формы мышления,отвлекаясь от их возникновения,изменения,развития-эту сторону мышления изучает диалектическая(Гегель) Изучает законы развития челов мышления-объективность,всесторонность рассмотрения предмета,принцип историзма,восхождение от абстрактного к конкретному,раздвоение единого на противоаоложные стороны.Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира. Символическая Символическая логика-развивающаяся область логических исследований,включающая множество разделов(логик(предикатов).Большое внимание уделяется многозначной логики,в которой помимо истинно и ложно,допускается много значений истинности.Я.Лукасевич разработал трехзначную логику(возможно) Логика и язык. Язык-ср-во выражения мысли;знаковая информационная система,выполняющая функцию формирования,хранения и передачи инфы в процессе познания действительности и общения между людьми. Знак-это любой чувственно воспринимаемый предмет. Алфавит-мн-во исходных знаков языка Семиотика-комплексное изучение языка: Синтаксис-(структура языка) Семантика-(анализ отношений между знаками) Прагматика-(анализирует отношения носителя языка к самому языку) Естественные языки-исторически сложившиеся в об-ве(речь,письмо). Искуусственные-вспомогательные знаковые системы,создаваемые на базе естественных языков для точной и экономноц передачи научной инфы: -язык логики высказываний -язык логики предикатов Понятие.Понятие и слово понятие-логическая форма,которая отражает существенные признаки предметов.(омонимы,синонимы)Языковая оболочка-словосочетание Признак предмета-то,в чем предметы сходны или чем отличаются.: Существенные(суть предмета) Несущественные(можно пренебречь) Логические приемы: -анализ -синтез(соединение в единое целое) -сравнение(сходства,различия предметов по признакам) -сопоставление -формализация -абстрагирование(мысленное выделение признаков) Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей-словом.Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях,без которых невозможно ни формирование понятиц,ни оперирование ими Слово-форма выражения понятия,а понятие выражает смысловое содержание слова Омонимы(одинаковые поз вучанию,разный смысл) Синонимы(разные по звучанию,схожий смысл) Полисемия-многозначность слов Термин-слово или словосочетание,обозначающее строго определенное понятие. 10.Объем и содержание Содержание-совокупность существенных признаков V-то кол-во предметов,которые подходят под данное содержание. Чем больше содержание,тем меньше объем. Между содержанием понятия и V есть связь-закон обратного отношения между содержанием и объемом. Класс-род-совокупность предметов,имеющая общие признаки(канц товар) Подкласс-вид(маркер) Виды понятий: 1.единичные(ЛНТолстой) Общие(столица)-регистрирующие-мн-во элементов поддается учету,регистрируется(участник Великой Отечественной войны 1941-1945) Нерегистрирующие(человек,следователь) 2.Собирательные-мыслятся признак некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое,существ признаки неприложимы к каждому отдельному члену группы(коллектив,полк) Несобирательные-мыслятся признаки,относящиеся к каждому его элементу(звезда,государство) 3.Разделительный смысл-если высказывание относится к каждому элементу класса(студенты 1 курса и изучают логику) Собирательный смысл-если ко всем,взятым в единстве(студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию) 4.Конкретные(самостоятельно существующее свидетель,книга) Абстрактные(мыслится признак предмета или отношение между предметами белизна,смелость) 5.Положительные(св-ва,присущие предмету) Отрицательные(указывается на отсутствие определенных св-в) 6.Безотносительные(предметы,существующие отдельно студент,гос-во) Соотносительные(зависимость одного предмета от другого отец-ребенок,пр-во-потребление)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.4 (0.011 с.) |