ТОП 10:

Понятие о логической форме и логическом законе.



Предмет и значение логики.

Логика-наука о правильном мышлении,о его формах и законах.Предметом являются законы и формы,приемы и операции мышления,с помощью которых человек познает окр мир.

Значение логики:

-любая профессиональная деятельность невозможна без развитой логической культуры

-профессиональная деятельность экономиста требует умение агрументированно доказывать,ясно излагать свои мысли,владеть специальной терминологией.

Познание-процесс получения знаний от простого к сложному:

1.Чувственное(единый образ,ограниченное познание)

-ощущение(отражение отдельных предметов)

-восприятие(целостный образ в результате взаимнодействия)

-представление(образ предмета,сохранившийся в сознании)

2.Абстрактное-влишено наглядности(способность отражать окр мир в идеальных образах,с помощью обобщения образов,формул,схем,способность собирать признаки и отделять существенные от несуществ)

-опосредованное отражение действительности.

Мышление-способность познавать мир в действительности,процесс активного отражения действительности.

Мышление неразрывно связано с языком,любая мысль выражается с помощью языковой оболочки,язык-средство выражения мысли:

1.понятие-логическая форма,которая отражает существенные признаки предметов.(омонимы,синонимы)Языковая оболчка-словосочетание

2.суждение-логическая форма,состоящая из понятий,эта форма отражает связь предмета с его признаком,которая может быть как +,так и –(истина,ложь)Языковая оболчка-предложение

Формула:S-P9(S-субъект,P-признаки,-связть между ними)

3.умозаключение-логическая форма,с помощью которой из двух суждений выводится третье,можно получать новые знания.

Три схода мыслей:

-дедукция(от общего к частному)

-индукция(от частного к общему)

-аналогия(от частного к частному)

Понятие о логической форме и логическом законе.

Логическая форма-способ связи элементов мысли,ее строение,благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

Логический закон-необходимая,существенная связть мыслей в процессе рассуждения.

1.Закон тождества(всякая мысль=самой себе)

2.Закон непротиворечия(два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными,одно-ложно)

3.Закон исключенного третьего(два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными,одно-истинно)

4.Закон достаточного основания(всякая мысль признается истинной,если она имеет достаточное основание(проверенная мысль)

Формальная логика в древнем мире

Формальная логика изучает принципы умозаключений. В первую очередь ее интересует структура аргументации и процесс, благодаря которому из посылок делаются выводы. Таким образом, основное внимание уделяется не высказываниям как таковым, а отношениям между ними.

Формальная логика как наука зародилась еще в древнем мире. Первоначально логика была подчинена риторике (учению о красноречии) и не являлась самостоятельной наукой. В Древней Индии и Древней Греции очень популярными были состязания в ораторском искусстве при большом стечении зрителей. право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор. Логика использовалась в подобного рода состязаниях больше в конъюнктурных целях убеждения слушателей, чем для достижения истины.

Древняя Греция- дедуктивная логика –Аристотеля,сформулировал основные законы мышления:тождества,противоречия,исключение третьего.

В древнегреческой философии в середине V в. до н. э. появи­лись так называемые софисты (Протагор, Горгий и др.), которые главным предметом своего философского исследования делают не природу (как это было до них), а человека и его деятельность, в том числе этику, риторику, грамматику.

Против софистов выступил выдающийся материалист Древ­ней Греции Демокрит (460-370 до н. э.), создавший всеобъем­лющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию, теорию познания, логику, этику, политику, эстети­ку и ряд других областей научного знания: математику, физику, биологию, медицину, филологию.

Учение Сократа(индукция,дифиниция точное определение) о знании развил его ученик Платон (428-347 до н. э.) в теории “видов”, или “идей”, создавший систему объективного идеализма, утверждавшую существование духов­ного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Свою школу Платон основал в Афинах, создав там Академию

Индийская логика.

Особенностями индийской логики являются следующие:

1) оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в кото­ром важна мысль о неразрывной связи дедукции и индукции;

2) суждение не признается самостоятельным актом мысли, а рассматривается как член умозаключения;

3) восприятие не есть нечто непосредственно данное, а заклю­чает в себе акт “суждения - умозаключения”. Иными словами, в основе наших восприятии лежит приобретенный нами опыт;

4) различение речи “в себе” (т. е. внутренней речи, являющей­ся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет раз­говор с самим собой) и речи “для других” (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме).

Пань Шимо отметил ряд особенностей логики Древнего Китая:

а) логические теории концентрировались вокруг основных понятий - “мин” (имени) и “цы” (предложения, высказывания);

б) развитие логики было тесно связано с языком того време­ни; не обращалось внимания на различие между логической при­родой “мин” и “цы” и их языковыми свойствами;

в) логика этого периода “обычно исходила из практических требований риторики (способы ведения спора) и познаватель­ного аспекта дискуссии... Логика Древнего Китая не смогла выработать строгих представлений о формах умозаключений и от­делить их от теории познания”', так как придавала чрезмерное значение содержательной стороне мышления и пренебрегала его формой;

г) логика в Древнем Китае находилась под сильным влия­нием различных политических доктрин и морально-этических концепций.

Логика в средние века.

Средневековая логика (VI-XV вв.) изучена еще недостаточ­но. В средние века теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблеме истолкования природы общих понятий. Так называемые реалисты, продолжая идеалистическую линию Платона, считали, что общие понятия существуют реально, вне и независимо от единичных вещей. Номиналисты же, напротив, считали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия - лишь имена, названия для них. Оба взгляда были неправильными, однако номинализм был ближе к материализму.

Теоретические источники средневековой арабоязычной логи­ки следует искать в логике Аристотеля. Основателем арабоязыч­ной логики считается сирийский математик аль-Фараби (ок. 870-950) Логика аль-Фараби направлена на анализ научного мышления. Имисследуются вопросы и теории познания, и грамматики. У него, как и у Аристотеля, метод мышления соотносится с реальными отношениями и связями бытия. Аристотель был “духовным настав­ником” аль-Фараби в области логики.

Другим крупным арабским аристотеликом был Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Он также тщательно комментировал логические тексты Аристотеля. Ибн-Рушд развивал понимание модальностей.

Сирийская логика послужила посредником между античной и арабоязычной наукой. Историки логики признают влияние ло­гики арабов на развитие европейской логики в средние века.

5.Логика эпохи Возрождения и Нового времени'

В XV-XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения, происходит усиле­ние эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. Идет бурное развитие науки, делаются великие географи­ческие открытия, наука сближается с практикой. Все большую роль в других науках начинает играть математика.

Заслугой Ф.Бэкона-разработка индуктивного метода;,теория индукции является разработка им вопросов научной индукции, целью которой является раскрытое причинных связей между явлениями окружающего мира. Ф. Бэкон разработал методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод разли­чия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.Новый Органон- Далее, в XIX в., разработка вопросов научной индукции была продолжена Дж. Ст. Миллем и другими логиками.

Декарт развил идеи дедуктивной логики,сформулировал правила научного исследования..

Лейбниц сформулировал закон достаточного основания,мат логику

Диалектическая логика

Особенность формальной логики состоит в том,что она рассматривает формы мышления,отвлекаясь от их возникновения,изменения,развития-эту сторону мышления изучает диалектическая(Гегель)

Изучает законы развития челов мышления-объективность,всесторонность рассмотрения предмета,принцип историзма,восхождение от абстрактного к конкретному,раздвоение единого на противоаоложные стороны.Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Символическая

Символическая логика-развивающаяся область логических исследований,включающая множество разделов(логик(предикатов).Большое внимание уделяется многозначной логики,в которой помимо истинно и ложно,допускается много значений истинности.Я.Лукасевич разработал трехзначную логику(возможно)

Логика и язык.

Язык-ср-во выражения мысли;знаковая информационная система,выполняющая функцию формирования,хранения и передачи инфы в процессе познания действительности и общения между людьми.

Знак-это любой чувственно воспринимаемый предмет.

Алфавит-мн-во исходных знаков языка

Семиотика-комплексное изучение языка:

Синтаксис-(структура языка)

Семантика-(анализ отношений между знаками)

Прагматика-(анализирует отношения носителя языка к самому языку)

Естественные языки-исторически сложившиеся в об-ве(речь,письмо).

Искуусственные-вспомогательные знаковые системы,создаваемые на базе естественных языков для точной и экономноц передачи научной инфы:

-язык логики высказываний

-язык логики предикатов

Понятие.Понятие и слово

понятие-логическая форма,которая отражает существенные признаки предметов.(омонимы,синонимы)Языковая оболочка-словосочетание

Признак предмета-то,в чем предметы сходны или чем отличаются.:

Существенные(суть предмета)

Несущественные(можно пренебречь)

Логические приемы:

-анализ

-синтез(соединение в единое целое)

-сравнение(сходства,различия предметов по признакам)

-сопоставление

-формализация

-абстрагирование(мысленное выделение признаков)

Понятие и слово.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей-словом.Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях,без которых невозможно ни формирование понятиц,ни оперирование ими

Слово-форма выражения понятия,а понятие выражает смысловое содержание слова

Омонимы(одинаковые поз вучанию,разный смысл)

Синонимы(разные по звучанию,схожий смысл)

Полисемия-многозначность слов

Термин-слово или словосочетание,обозначающее строго определенное понятие.

10.Объем и содержание

Содержание-совокупность существенных признаков

V-то кол-во предметов,которые подходят под данное содержание.

Чем больше содержание,тем меньше объем.

Между содержанием понятия и V есть связь-закон обратного отношения между содержанием и объемом.

Класс-род-совокупность предметов,имеющая общие признаки(канц товар)

Подкласс-вид(маркер)

Виды понятий:

1.единичные(ЛНТолстой)

Общие(столица)-регистрирующие-мн-во элементов поддается учету,регистрируется(участник Великой Отечественной войны 1941-1945)

Нерегистрирующие(человек,следователь)

2.Собирательные-мыслятся признак некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое,существ признаки неприложимы к каждому отдельному члену группы(коллектив,полк)

Несобирательные-мыслятся признаки,относящиеся к каждому его элементу(звезда,государство)

3.Разделительный смысл-если высказывание относится к каждому элементу класса(студенты 1 курса и изучают логику)

Собирательный смысл-если ко всем,взятым в единстве(студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию)

4.Конкретные(самостоятельно существующее свидетель,книга)

Абстрактные(мыслится признак предмета или отношение между предметами белизна,смелость)

5.Положительные(св-ва,присущие предмету)

Отрицательные(указывается на отсутствие определенных св-в)

6.Безотносительные(предметы,существующие отдельно студент,гос-во)

Соотносительные(зависимость одного предмета от другого отец-ребенок,пр-во-потребление)

Определение понятий

1.определение должно быть ясным,полным,недвусмысленным.

2.Любое определение должно быть соразмерно

А-Вс,А-определяемое,В-определяющее(родовой признак),С(видовой признак)

3.определяемое не должно содержать в себе круга(тавтология)

4.Определение не должно быть отрицательным

Стул-предмет мебели,предназначенный для сиденья с противопоставленной спинкой

Деление понятий

Деление понятий-логическая операция по отношению к V понятий

(кол-во предметов,которые подходят под данные признаки)

Делимое(объем которого следует раскрыть)род

Члены деления(виды)

Основание деления(признак,по которому делят)

Сущность-предметы,входящие в объем делимого понятия,распределяются по группам.

Правила деления:

1.Деление должно быть соразмерным

2.Должно производиться только по одному основанию

3.Члены деления должны исключать друг друга

4.деление должно быть непрерывным

Суждение и предложение.

Суждение-форма мышления,отражающая свзязь предмета с его признаками,которое может быть как утвердительной,так и отрицательной,выражать как истину,так и ложь.Любое суждение состоит из понятий.

Языковой формой выражения является предложение.Суждение и предложение образуют неразрывное единство,но это единство включает в себя определенные оазличия,кеоторые необходимо учитывать,так как отождествление суждения как формы мышления и предложения как его языкового выражения порождает ошибки в их анализе.

О-некоторые S-P(не есть)

Некоторые студенты не спортсмены.

Логическая форма-структура мысли суждения,которая задает определенную последовательность мысли.

Сложные суждения.

-состоит из нескольких простых,связанных логическими связками.

1)конъюктивные суждения(соединительные)(логическая связка И)

Студенты делятся на заочников и очников.Карандаш и ручка-кан товар

2)дизъюктивные(разделительные)(логическая связка-или)

Петров или иванов виновен.

Человек виновен или нет

3)Импликативные(условные)

Логическая связка-если ,то..

Если нажать выключатель,то погаснет свет.

Отношения между суждениями.

Простые суждения

Несравнимыми среди простых являются суждения, имеющие различные субъекты или предикаты. Таковы, например, два суждения: «Среди космонавтов есть летчики»; «Среди космонавтов есть женщины».

Сравнимыми являются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами иразличающиеся связкой

или квантором. Обычно их называют суждениямиодинаковой материи. Например: «Все амери­канские индейцы живут в резервациях»; «Некоторые американские индейцы не живут в резервациях».

Отношения между простыми суждениями обычно рассматрива­ются с помощью мнемонической схемы, называемойлогическим квадратом.

Отношение совместимости.

К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными. Различают три вида совместимости: 1)эквивалентность(полная совместимость), 2)частичная совмести­мость (субконтрарность) и 3)подчинение.

Несовместимыми являются суждения А и E, А и О, Е и I, которые одновременно не могут быть истинными. Различают два вида несовместимости: противоположность и противоречие.

1. Противоположными (контрарными) являются суждения А и Е, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.

2. Противоречащими (контрадикторными) являются сужде­ния Аи О, Е и I, которые одновременно не могут быть ни истин­ными, ни ложными.

Сложные суждения

Сложные суждения также могут бытьсравнимыми и несравни­мыми.

Несравнимые — это суждения, которые не имеют общих пропо­зициональных переменных. Например, р ^ q и m ^ n.

Сравнимые это суждения, которые имеют одинаковые пропозиционные переменные (составляющие) и различаются логически­ми связками, включая отрицание.

Сложные сравнимые суждения могут бытьсовместимыми и нeсовместимыми.

Отношение совместимости.

К совместимым относятся такие сравнимые суждения, кото­рые одновременно могут быть истинными.

1. Эквивалентные — это суждения, которые принимают одни и те значения, т.е. одновременно являются либо истинными, либо ложными.

2. Частичная совместимость характерна для суждений, кото­рые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одно­временно ложными.

3. Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.

 

Отношение несовместимости.

Несовместимыми являются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Из двух видов несовместимости одна —противоположность, другая —противоречие.

Противоположность — отношение между суждениями, кото­рые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одно­временно ложными.

Противоречие — отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них другое будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным.

Логический квадрат

Логические операции с суждениями затрагивают их типы и виды, их субъектно-предикатную структуру и т. д. Среди данных операций выделяют две наиболее общие и важные группы: преобразование простых и сложных суждений и отрицание данных суждений.

Преобразование суждений – выяснение точного логического смысла суждения. Это достигается посредством таких логических операций, как обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Отрицания нельзя сравнивать с отрицательными суждениями. Когда говорится об отрицательном суждении, то имеется в виду один вид суждения по характеру связки. Когда говорится об отрицании, то подразумевается особая логическая операция с суждениями.

20.Преобразование,отрицание

Логические операции с суждениями затрагивают их типы и виды, их субъектно-предикатную структуру и т. д. Среди данных операций выделяют две наиболее общие и важные группы: преобразование простых и сложных суждений и отрицание данных суждений.

Преобразование суждений – выяснение точного логического смысла суждения. Это достигается посредством таких логических операций, как обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Отрицания нельзя сравнивать с отрицательными суждениями. Когда говорится об отрицательном суждении, то имеется в виду один вид суждения по характеру связки. Когда говорится об отрицании, то подразумевается особая логическая операция с суждениями.

21.Умозаключение-форма мышления,в которой из двух суждений выводится третье новое суждение.

По характеру:

Дедукция(от общего к частному)

Индукция(от частного к общему)

По аналогии

Дедуктивные

Протекает от знания обо все классе к знанию о части класса или даже единице.

-две посылки(большая,малая)

-заключение

Дедуктивные умозаключения-силлогизмы

S-субъект

P-больший термин,предикат

M-меньший термин,отсутствует в умозаключении

23.индуктивные-те,в которых от частного знания к общему,от знания от отдельных предметах какого-либо класса к знанию обо всем классе предметов.

Полная-все предметы данного класса,все планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца)а,б,с,д-вращаются

Неполная-вывод на основе нескольких преметов(научная индукция-направленная на изучение взаимосвязанных явлений и прежде всего установлению причин их зависимости.она отличается целенаправленнм хар-ром осуществления.материал предварительно изучается,ставятся эксперименты(бекон)

Категорический силлогизм

Простой категорический силлогизм есть вид умозаключения (более общо - форма мысли), в котором из двух исходных истинных простых категорических суждений (называемых посылками), связанных между собой определенным образом (по среднему термину), выводится новое по содержанию суждение (называемое выводом, следствием, заключением). В целом, данное умозаключение состоит из трех простых категорических суждений, два из которых — посылки, третье — вывод.

 

Все студенты - учащиеся

Некоторые спортсмены - студенты

Некоторые спортсмены - учащиеся

в формульном виде будет выглядеть так:

S-субъект

P-больший термин,предикат

M-меньший термин,отсутствует в умозаключении

 

 

25. Энтимемои, или сокращенным категорическим силлогиз­мом, называется силлогизм, в котором пропущена одна из по­сылок или заключение.

Примером энтимемы является такое умозаключение: “Все кашалоты - киты, следовательно, все кашалоты - млекопитаю­щие”. Восстановим энтимему:

Все киты - млекопитающие.

Все кашалоты - киты

Все кашалоты - млекопитающие.

Здесь пропущена большая посылка.

26. Полисиллогизмом (сложным силлогизмом) называются Д1 или несколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из них становится посылкой другого. Различают прогрессивные и peгрессивные полисиллогизмы.

В прогрессивном полисиллогизме заключение предшествующего полисиллогизма (просиллогизма) становится большей посылкой последующего силлогизма (эписиллогизма). Приведем пример прогрессивного полисиллогизма, представляющего собой цепь из двух силлогизмов и имеющего такую схему:

Схема:

Спорт (А) укрепляет здоровье (В) Все А суть В.

Гимнастика (С) – спорт (А). Все С суть А.

Значит, гимнастика (С) укрепляет здоровье (В). Значит, все С суть В.

Аэробика (D) – гимнастика (С).Все D суть С.

Аэробика(D) укрепляет здоровье (В). Все D суть В.

В регрессивном полисиллогизме заключение просиллогиз­ма становится меньшей посылкой эписиллогизма. Например:

 

Все планеты (А) - космические тела (В).

Сатурн (С) - планета (А).

Сатурн (С) - космическое тело (В).

 

Все космические тела (В) имеют массу (D)

Сатурн (С) - космическое тело (В).

Сатурн (С) имеет массу (D).

Сорит (с общими посылками)

Прогрессивный и регрессивный полисиллогизмы в мышлении чаще всего применяются в сокращенной форме - в виде соритов. Существует два вида соритов: прогрессивный и регрессивный.

Прогрессивный сорит (иначе называется по имени описав­шего этот сорит логика гоклениевским)получается из прогрес­сивного полисиллогизма путем выбрасывания заключений пред­шествующих силлогизмов и больших посылок последующих. Прогрессивный сорит начинается с посылки, содержащей пре­дикат заключения, и заканчивается посылкой, содержащей субъ­ект заключения.

Пример:

Все продукты, содержащие витамины (А), полезны (В).

Фрукты (С) - продукты, содержащие витамины (А).

Бананы (D) фрукты (С).

Бананы (D) полезны(В).

Регрессивный сорит (иначе аристотелевский) получается из регрессивного полисиллогизма путем выбрасывания заключе­ний просиллогизмов и меньших посылок эписиллогизмов. В просиллогизме меняем местами посылки. Регрессивный сорит начинается с посылки, содержащей субъект заключения, и конча­ется посылкой, содержащей предикат заключения.

Пример:

Все розы (А) - цветы (В).

Все цветы (В) - растения (С).

Все растения (С) дышат (D).

Все розы (А) дышат (D).

Схема регрессивного сорита:

Все А суть В.

Все В суть С.

Все С суть D.

Все А суть D.

Эпихейремой в традиционной логике называется такой слож­носокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют со­бой сокращенные простые категорические силлогизмы (энтимемы).

Схема эпихейремы, содержащей лишь общеутвердительные высказывания, обычно записывается следующим образом:

Все А суть С, так как А суть В.

Все D суть А, так как D суть Е.

Все D суть С.

Пример эпихейремы:

Благородный труд (А} заслуживает уважения (С), так как благородный

труд (А) способствует прогрессу общества (В).

Труд учителя (D) есть благородный труд (А), так как труд учителя (D)

заключается в обучении и воспитании подрастающего поколения (Е).

Труд учителя (D) заслуживает уважения (С).

Разделительные

Разделительным называется дедуктивное умозаключение, в котором одна или несколько посылок - разделительные (дизъ­юнктивные) суждения. Существуют чисто разделительные и разделительно-категорические умозаключения.

В чисто разделительном умозаключении обе (или все) посылки являются разделительными суждениями.

Предложения бывают простыми или сложными.

Сложные предложения бывают сложносочиненными или сложноподчиненными.

Предложения бывают простыми, или сложносочиненными, или сложнопод­чиненными.

Умозаключения по аналогии

В логике при проведении аналогии не ограничиваются указанием на сходства

Аналогия-вывод от частного к частному,основа получения выводов там.где познание об объектах по каким-то причинам было затркднено,в таких случаях целесообразно обратиться к похожим объектам в интересующих исследователя отношения.

Если предметы а и б схожи в трех признаках,то схожив 4

Тунец,кит

1)живет в воде

2)питается в воде

3)размножается

4)рыба

Аналогия дает более вероятностные выводы лишь тогда,когда объекты сравниваются между собой в существенных признаках

31.Доказательство - это логическое рассуждение, в процессе которого подтверждается или опровергается истинность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных практикой. Путем доказательства совершается переход от вероятного, недостоверного знания к достоверному. Его назначение - служить сверкой теоретических положений и выводов с реальной действительностью.

Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные).

Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, то есть истинность доказательства непосредственно обосновывается аргументами.

Непрямое (Косвенное) доказательство - это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путём доказательства ложности антитезиса. Оно применяется тогда, когда нет аргументов для прямого доказательства.

 

Опровержение и его виды

Опровержение - это рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее целью установление его ложности или недоказанности; это обоснование ложности тезиса, которое достигается с помощью истинных доводов.

Опровержение может быть направлено: 1) против тезиса; 2) против аргументов; 3) против демонстрации.

Существует прямое и косвенное опровержение тезиса.

Прямое опровержение - это обоснование тезиса без обращения к конкурирующим с тезисом допущением.

Прямое опровержение тезиса устанавливается с помощью приема сведения к абсурду

Косвенное опровержение - это обоснование тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений.

Ошибки

-параллогизмы(двусмысленность)

-софизмы(умышленные ошибки,сознательное искажение правила логики

-“Подмена тезиса”.

-Ложность основания (“Основное заблуждение” ) . В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные

-“Предвосхищение оснований” . Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его.

 

- “Порочный круг” . Ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Эта разновидность ошибки “применение недоказанного аргумента” .

Правила: 1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным.

2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения.

Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.

-аргументы должны быть истинными,не вызывать сомнения.

-определенное кол-во

-факты авторитетные

Демонстрация должна строиться как цепочка умозаключений

-нужно уметь поставить проблему!!!найти главное условие ее решения!

Гипотеза

Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Не являются гипотезой:

Догадки

Вымыслы

Фантазии

(1) Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому

объекту свойствах. Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта.

(2) Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

 

 

Построение гипотезы

-затруднения-несогласованность знанияи новых фактов

-предположение

-следствия(сопоставить знания с реальностью)

-заключение

В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько

этапов.

1-й этап. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние

теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. предположений,

которые объясняют данные факты.

3-й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее

следствий.

4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную

теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не

возникает противоречия с ранее известными законами на

36-39. Формально-логические законы - это законы правильного мышления, соблюдение которых делает рассуждения ясными, четкими, последовательными и непротиворечивыми, обоснованными и доказательными.

Закон тождества: "Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание". Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.

Закон противоречия: "Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными". По мнению исследователей, впервые этот закон был сформулирован Аристотелем. Закон противоречия он считал основным принципом мышления.

Закон исключенного третьего: "Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно". Этот закон, как и предыдущий, был сформулирован Аристотелем. Латинская формулировка этого закона звучит так: "Третьего не дано" (tertium non datur).

Закон достаточного основания: "Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана". Этот закон был сформулирован немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующего принципа: "Все существующее имеет достаточное основание для своего существования".

40.Дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики - одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

 

 

Предмет и значение логики.

Логика-наука о правильном мышлении,о его формах и законах.Предметом являются законы и формы,приемы и операции мышления,с помощью которых человек познает окр мир.

Значение логики:

-любая профессиональная деятельность невозможна без развитой логической культуры

-профессиональная деятельность экономиста требует умение агрументированно доказывать,ясно излагать свои мысли,владеть специальной терминологией.

Познание-процесс получения знаний от простого к сложному:

1.Чувственное(единый образ,ограниченное познание)

-ощущение(отражение отдельных предметов)

-восприятие(целостный образ в результате взаимнодействия)

-представление(образ предмета,сохранившийся в сознании)

2.Абстрактное-влишено наглядности(способность отражать окр мир в идеальных образах,с помощью обобщения образов,формул,схем,способность собирать признаки и отделять существенные от несуществ)

-опосредованное отражение действительности.

Мышление-способность познавать мир в действительности,процесс активного отражения действительности.

Мышление неразрывно связано с языком,любая мысль выражается с помощью языковой оболочки,язык-средство выражения мысли:

1.понятие-логическая форма,которая отражает существенные признаки предметов.(омонимы,синонимы)Языковая оболчка-словосочетание

2.суждение-логическая форма,состоящая из понятий,эта форма отражает связь предмета с его признаком,которая может быть как +,так и –(истина,ложь)Языковая оболчка-предложение

Формула:S-P9(S-субъект,P-признаки,-связть между ними)

3.умозаключение-логическая форма,с помощью которой из двух суждений выводится третье,можно получать новые знания.

Три схода мыслей:

-дедукция(от общего к частному)

-индукция(от частного к общему)







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.06 с.)