Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о логической форме и логическом законе.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и значение логики. Логика- наука о правильном мышлении,о его формах и законах.Предметом являются законы и формы,приемы и операции мышления,с помощью которых человек познает окр мир. Значение логики: -любая профессиональная деятельность невозможна без развитой логической культуры -профессиональная деятельность экономиста требует умение агрументированно доказывать,ясно излагать свои мысли,владеть специальной терминологией. Познание-процесс получения знаний от простого к сложному: 1.Чувственное(единый образ,ограниченное познание) -ощущение(отражение отдельных предметов) -восприятие(целостный образ в результате взаимнодействия) -представление(образ предмета,сохранившийся в сознании) 2.Абстрактное-влишено наглядности(способность отражать окр мир в идеальных образах,с помощью обобщения образов,формул,схем,способность собирать признаки и отделять существенные от несуществ) -опосредованное отражение действительности. Мышление-способность познавать мир в действительности,процесс активного отражения действительности. Мышление неразрывно связано с языком,любая мысль выражается с помощью языковой оболочки,язык-средство выражения мысли: 1.понятие-логическая форма,которая отражает существенные признаки предметов.(омонимы,синонимы)Языковая оболчка-словосочетание 2.суждение-логическая форма,состоящая из понятий,эта форма отражает связь предмета с его признаком,которая может быть как +,так и –(истина,ложь)Языковая оболчка-предложение Формула:S-P9(S-субъект,P-признаки,-связть между ними) 3.умозаключение-логическая форма,с помощью которой из двух суждений выводится третье,можно получать новые знания. Три схода мыслей: -дедукция(от общего к частному) -индукция(от частного к общему) -аналогия(от частного к частному) Понятие о логической форме и логическом законе. Логическая форма-способ связи элементов мысли,ее строение,благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Логический закон-необходимая,существенная связть мыслей в процессе рассуждения. 1.Закон тождества(всякая мысль=самой себе) 2.Закон непротиворечия(два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными,одно-ложно) 3.Закон исключенного третьего(два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными,одно-истинно) 4.Закон достаточного основания(всякая мысль признается истинной,если она имеет достаточное основание(проверенная мысль) Формальная логика в древнем мире Формальная логика изучает принципы умозаключений. В первую очередь ее интересует структура аргументации и процесс, благодаря которому из посылок делаются выводы. Таким образом, основное внимание уделяется не высказываниям как таковым, а отношениям между ними. Формальная логика как наука зародилась еще в древнем мире. Первоначально логика была подчинена риторике (учению о красноречии) и не являлась самостоятельной наукой. В Древней Индии и Древней Греции очень популярными были состязания в ораторском искусстве при большом стечении зрителей. право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор. Логика использовалась в подобного рода состязаниях больше в конъюнктурных целях убеждения слушателей, чем для достижения истины. Древняя Греция - дедуктивная логика –Аристотеля,сформулировал основные законы мышления:тождества,противоречия,исключение третьего. В древнегреческой философии в середине V в. до н. э. появились так называемые софисты (Протагор, Горгий и др.), которые главным предметом своего философского исследования делают не природу (как это было до них), а человека и его деятельность, в том числе этику, риторику, грамматику. Против софистов выступил выдающийся материалист Древней Греции Демокрит (460-370 до н. э.), создавший всеобъемлющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию, теорию познания, логику, этику, политику, эстетику и ряд других областей научного знания: математику, физику, биологию, медицину, филологию. Учение Сократа(индукция,дифиниция точное определение) о знании развил его ученик Платон (428-347 до н. э.) в теории “видов”, или “идей”, создавший систему объективного идеализма, утверждавшую существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Свою школу Платон основал в Афинах, создав там Академию Индийская логика. Особенностями индийской логики являются следующие: 1) оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в котором важна мысль о неразрывной связи дедукции и индукции; 2) суждение не признается самостоятельным актом мысли, а рассматривается как член умозаключения; 3) восприятие не есть нечто непосредственно данное, а заключает в себе акт “суждения - умозаключения”. Иными словами, в основе наших восприятии лежит приобретенный нами опыт; 4) различение речи “в себе” (т. е. внутренней речи, являющейся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет разговор с самим собой) и речи “для других” (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме). Пань Шимо отметил ряд особенностей логики Древнего Китая: а) логические теории концентрировались вокруг основных понятий - “мин” (имени) и “цы” (предложения, высказывания); б) развитие логики было тесно связано с языком того времени; не обращалось внимания на различие между логической природой “мин” и “цы” и их языковыми свойствами; в) логика этого периода “обычно исходила из практических требований риторики (способы ведения спора) и познавательного аспекта дискуссии... Логика Древнего Китая не смогла выработать строгих представлений о формах умозаключений и отделить их от теории познания”', так как придавала чрезмерное значение содержательной стороне мышления и пренебрегала его формой; г) логика в Древнем Китае находилась под сильным влиянием различных политических доктрин и морально-этических концепций. Логика в средние века. Средневековая логика (VI-XV вв.) изучена еще недостаточно. В средние века теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблеме истолкования природы общих понятий. Так называемые реалисты, продолжая идеалистическую линию Платона, считали, что общие понятия существуют реально, вне и независимо от единичных вещей. Номиналисты же, напротив, считали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия - лишь имена, названия для них. Оба взгляда были неправильными, однако номинализм был ближе к материализму. Теоретические источники средневековой арабоязычной логики следует искать в логике Аристотеля. Основателем арабоязычной логики считается сирийский математик аль-Фараби (ок. 870-950) Логика аль-Фараби направлена на анализ научного мышления. Имисследуются вопросы и теории познания, и грамматики. У него, как и у Аристотеля, метод мышления соотносится с реальными отношениями и связями бытия. Аристотель был “духовным наставником” аль-Фараби в области логики. Другим крупным арабским аристотеликом был Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Он также тщательно комментировал логические тексты Аристотеля. Ибн-Рушд развивал понимание модальностей. Сирийская логика послужила посредником между античной и арабоязычной наукой. Историки логики признают влияние логики арабов на развитие европейской логики в средние века. 5.Логика эпохи Возрождения и Нового времени' В XV-XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения, происходит усиление эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. Идет бурное развитие науки, делаются великие географические открытия, наука сближается с практикой. Все большую роль в других науках начинает играть математика. Заслугой Ф.Бэкона-разработка индуктивного метода;,теория индукции является разработка им вопросов научной индукции, целью которой является раскрытое причинных связей между явлениями окружающего мира. Ф. Бэкон разработал методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.Новый Органон- Далее, в XIX в., разработка вопросов научной индукции была продолжена Дж. Ст. Миллем и другими логиками. Декарт развил идеи дедуктивной логики,сформулировал правила научного исследования.. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания,мат логику Диалектическая логика Особенность формальной логики состоит в том,что она рассматривает формы мышления,отвлекаясь от их возникновения,изменения,развития-эту сторону мышления изучает диалектическая(Гегель) Изучает законы развития челов мышления-объективность,всесторонность рассмотрения предмета,принцип историзма,восхождение от абстрактного к конкретному,раздвоение единого на противоаоложные стороны.Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира. Символическая Символическая логика-развивающаяся область логических исследований,включающая множество разделов(логик(предикатов).Большое внимание уделяется многозначной логики,в которой помимо истинно и ложно,допускается много значений истинности.Я.Лукасевич разработал трехзначную логику(возможно) Логика и язык. Язык-ср-во выражения мысли;знаковая информационная система,выполняющая функцию формирования,хранения и передачи инфы в процессе познания действительности и общения между людьми. Знак-это любой чувственно воспринимаемый предмет. Алфавит-мн-во исходных знаков языка Семиотика-комплексное изучение языка: Синтаксис-(структура языка) Семантика-(анализ отношений между знаками) Прагматика-(анализирует отношения носителя языка к самому языку) Естественные языки-исторически сложившиеся в об-ве(речь,письмо). Искуусственные-вспомогательные знаковые системы,создаваемые на базе естественных языков для точной и экономноц передачи научной инфы: -язык логики высказываний -язык логики предикатов Понятие.Понятие и слово понятие-логическая форма,которая отражает существенные признаки предметов.(омонимы,синонимы)Языковая оболочка-словосочетание Признак предмета-то,в чем предметы сходны или чем отличаются.: Существенные(суть предмета) Несущественные(можно пренебречь) Логические приемы: -анализ -синтез(соединение в единое целое) -сравнение(сходства,различия предметов по признакам) -сопоставление -формализация -абстрагирование(мысленное выделение признаков) Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей-словом.Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях,без которых невозможно ни формирование понятиц,ни оперирование ими Слово-форма выражения понятия,а понятие выражает смысловое содержание слова Омонимы(одинаковые поз вучанию,разный смысл) Синонимы(разные по звучанию,схожий смысл) Полисемия-многозначность слов Термин-слово или словосочетание,обозначающее строго определенное понятие. 10.Объем и содержание Содержание-совокупность существенных признаков V-то кол-во предметов,которые подходят под данное содержание. Чем больше содержание,тем меньше объем. Между содержанием понятия и V есть связь-закон обратного отношения между содержанием и объемом. Класс-род-совокупность предметов,имеющая общие признаки(канц товар) Подкласс-вид(маркер) Виды понятий: 1.единичные(ЛНТолстой) Общие(столица)-регистрирующие-мн-во элементов поддается учету,регистрируется(участник Великой Отечественной войны 1941-1945) Нерегистрирующие(человек,следователь) 2.Собирательные-мыслятся признак некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое,существ признаки неприложимы к каждому отдельному члену группы(коллектив,полк) Несобирательные-мыслятся признаки,относящиеся к каждому его элементу(звезда,государство) 3.Разделительный смысл-если высказывание относится к каждому элементу класса(студенты 1 курса и изучают логику) Собирательный смысл-если ко всем,взятым в единстве(студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию) 4.Конкретные(самостоятельно существующее свидетель,книга) Абстрактные(мыслится признак предмета или отношение между предметами белизна,смелость) 5.Положительные(св-ва,присущие предмету) Отрицательные(указывается на отсутствие определенных св-в) 6.Безотносительные(предметы,существующие отдельно студент,гос-во) Соотносительные(зависимость одного предмета от другого отец-ребенок,пр-во-потребление) Определение понятий 1.определение должно быть ясным,полным,недвусмысленным. 2.Любое определение должно быть соразмерно А-Вс,А-определяемое,В-определяющее(родовой признак),С(видовой признак) 3.определяемое не должно содержать в себе круга(тавтология) 4.Определение не должно быть отрицательным Стул-предмет мебели,предназначенный для сиденья с противопоставленной спинкой Деление понятий Деление понятий-логическая операция по отношению к V понятий (кол-во предметов,которые подходят под данные признаки) Делимое(объем которого следует раскрыть)род Члены деления(виды) Основание деления(признак,по которому делят) Сущность-предметы,входящие в объем делимого понятия,распределяются по группам. Правила деления: 1.Деление должно быть соразмерным 2.Должно производиться только по одному основанию 3.Члены деления должны исключать друг друга 4.деление должно быть непрерывным Суждение и предложение. Суждение-форма мышления,отражающая свзязь предмета с его признаками,которое может быть как утвердительной,так и отрицательной,выражать как истину,так и ложь.Любое суждение состоит из понятий. Языковой формой выражения является предложение.Суждение и предложение образуют неразрывное единство,но это единство включает в себя определенные оазличия,кеоторые необходимо учитывать,так как отождествление суждения как формы мышления и предложения как его языкового выражения порождает ошибки в их анализе. О-некоторые S-P(не есть) Некоторые студенты не спортсмены. Логическая форма-структура мысли суждения,которая задает определенную последовательность мысли. Сложные суждения. -состоит из нескольких простых,связанных логическими связками. 1)конъюктивные суждения(соединительные)(логическая связка И) Студенты делятся на заочников и очников.Карандаш и ручка-кан товар 2)дизъюктивные(разделительные)(логическая связка-или) Петров или иванов виновен. Человек виновен или нет 3)Импликативные(условные) Логическая связка-если,то.. Если нажать выключатель,то погаснет свет. Отношения между суждениями. Простые суждения Несравнимыми среди простых являются суждения, имеющие различные субъекты или предикаты. Таковы, например, два суждения: «Среди космонавтов есть летчики»; «Среди космонавтов есть женщины». Сравнимыми являются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами иразличающиеся связкой или квантором. Обычно их называют суждениямиодинаковой материи. Например: «Все американские индейцы живут в резервациях»; «Некоторые американские индейцы не живут в резервациях».Отношения между простыми суждениями обычно рассматриваются с помощью мнемонической схемы, называемой логическим квадратом. Отношение совместимости. К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными. Различают три вида совместимости: 1) эквивалентность (полная совместимость), 2) частичная совместимость (субконтрарность) и 3) подчинение. Несовместимыми являются суждения А и E, А и О, Е и I, которые одновременно не могут быть истинными. Различают два вида несовместимости: противоположность и противоречие. 1. Противоположными (контрарными) являются суждения А и Е, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными. 2. Противоречащими (контрадикторными) являются суждения Аи О, Е и I, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. Сложные суждения Сложные суждения также могут быть сравнимыми и несравнимыми. Несравнимые — это суждения, которые не имеют общих пропозициональных переменных. Например, р ^ q и m ^ n. Сравнимые — это суждения, которые имеют одинаковые пропозиционные переменные (составляющие) и различаются логическими связками, включая отрицание. Сложные сравнимые суждения могут быть совместимыми и нeсовместимыми. Отношение совместимости. К совместимым относятся такие сравнимые суждения, которые одновременно могут быть истинными. 1. Эквивалентные — это суждения, которые принимают одни и те значения, т.е. одновременно являются либо истинными, либо ложными. 2. Частичная совместимость характерна для суждений, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. 3. Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.
Отношение несовместимости. Несовместимыми являются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Из двух видов несовместимости одна — противоположность, другая — противоречие. Противоположность — отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными. Противоречие — отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них другое будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным. Логический квадрат Логические операции с суждениями затрагивают их типы и виды, их субъектно-предикатную структуру и т. д. Среди данных операций выделяют две наиболее общие и важные группы: преобразование простых и сложных суждений и отрицание данных суждений. Преобразование суждений – выяснение точного логического смысла суждения. Это достигается посредством таких логических операций, как обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату. Отрицания нельзя сравнивать с отрицательными суждениями. Когда говорится об отрицательном суждении, то имеется в виду один вид суждения по характеру связки. Когда говорится об отрицании, то подразумевается особая логическая операция с суждениями. 20.Преобразование,отрицание Логические операции с суждениями затрагивают их типы и виды, их субъектно-предикатную структуру и т. д. Среди данных операций выделяют две наиболее общие и важные группы: преобразование простых и сложных суждений и отрицание данных суждений. Преобразование суждений – выяснение точного логического смысла суждения. Это достигается посредством таких логических операций, как обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату. Отрицания нельзя сравнивать с отрицательными суждениями. Когда говорится об отрицательном суждении, то имеется в виду один вид суждения по характеру связки. Когда говорится об отрицании, то подразумевается особая логическая операция с суждениями. 21.Умозаключение-форма мышления,в которой из двух суждений выводится третье новое суждение. По характеру: Дедукция(от общего к частному) Индукция(от частного к общему) По аналогии Дедуктивные Протекает от знания обо все классе к знанию о части класса или даже единице. -две посылки(большая,малая) -заключение Дедуктивные умозаключения-силлогизмы S-субъект P-больший термин,предикат M-меньший термин,отсутствует в умозаключении 23.индуктивные-те,в которых от частного знания к общему,от знания от отдельных предметах какого-либо класса к знанию обо всем классе предметов. Полная-все предметы данного класса,все планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца)а,б,с,д-вращаются Неполная-вывод на основе нескольких преметов(научная индукция-направленная на изучение взаимосвязанных явлений и прежде всего установлению причин их зависимости.она отличается целенаправленнм хар-ром осуществления.материал предварительно изучается,ставятся эксперименты(бекон) Категорический силлогизм Простой категорический силлогизм есть вид умозаключения (более общо - форма мысли), в котором из двух исходных истинных простых категорических суждений (называемых посылками), связанных между собой определенным образом (по среднему термину), выводится новое по содержанию суждение (называемое выводом, следствием, заключением). В целом, данное умозаключение состоит из трех простых категорических суждений, два из которых — посылки, третье — вывод.
Все студенты - учащиеся Некоторые спортсмены - студенты Некоторые спортсмены - учащиеся в формульном виде будет выглядеть так: S-субъект P-больший термин,предикат M-меньший термин,отсутствует в умозаключении
25. Энтимемои, или сокращенным категорическим силлогизмом, называется силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. Примером энтимемы является такое умозаключение: “Все кашалоты - киты, следовательно, все кашалоты - млекопитающие”. Восстановим энтимему: Все киты - млекопитающие. Все кашалоты - киты Все кашалоты - млекопитающие. Здесь пропущена большая посылка. 26. Полисиллогизмом (сложным силлогизмом) называются Д1 или несколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из них становится посылкой другого. Различают прогрессивные и peгрессивные полисиллогизмы. В прогрессивном полисиллогизме заключение предшествующего полисиллогизма (просиллогизма) становится большей посылкой последующего силлогизма (эписиллогизма). Приведем пример прогрессивного полисиллогизма, представляющего собой цепь из двух силлогизмов и имеющего такую схему: Схема: Спорт (А) укрепляет здоровье (В) Все А суть В. Гимнастика (С) – спорт (А). Все С суть А. Значит, гимнастика (С) укрепляет здоровье (В). Значит, все С суть В. Аэробика (D) – гимнастика (С).Все D суть С. Аэробика(D) укрепляет здоровье (В). Все D суть В. В регрессивном полисиллогизме заключение просиллогизма становится меньшей посылкой эписиллогизма. Например:
Все планеты (А) - космические тела (В). Сатурн (С) - планета (А). Сатурн (С) - космическое тело (В).
Все космические тела (В) имеют массу (D) Сатурн (С) - космическое тело (В). Сатурн (С) имеет массу (D). Сорит (с общими посылками) Прогрессивный и регрессивный полисиллогизмы в мышлении чаще всего применяются в сокращенной форме - в виде соритов. Существует два вида соритов: прогрессивный и регрессивный. Прогрессивный сорит (иначе называется по имени описавшего этот сорит логика гоклениевским) получается из прогрессивного полисиллогизма путем выбрасывания заключений предшествующих силлогизмов и больших посылок последующих. Прогрессивный сорит начинается с посылки, содержащей предикат заключения, и заканчивается посылкой, содержащей субъект заключения. Пример: Все продукты, содержащие витамины (А), полезны (В). Фрукты (С) - продукты, содержащие витамины (А). Бананы (D) фрукты (С). Бананы (D) полезны ( В ). Регрессивный сорит (иначе аристотелевский) получается из регрессивного полисиллогизма путем выбрасывания заключений просиллогизмов и меньших посылок эписиллогизмов. В просиллогизме меняем местами посылки. Регрессивный сорит начинается с посылки, содержащей субъект заключения, и кончается посылкой, содержащей предикат заключения. Пример: Все розы (А) - цветы (В). Все цветы (В) - растения (С). Все растения (С) дышат (D). Все розы (А) дышат (D). Схема регрессивного сорита: Все А суть В. Все В суть С. Все С суть D. Все А суть D. Эпихейремой в традиционной логике называется такой сложносокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы (энтимемы). Схема эпихейремы, содержащей лишь общеутвердительные высказывания, обычно записывается следующим образом: Все А суть С, так как А суть В. Все D суть А, так как D суть Е. Все D суть С. Пример эпихейремы: Благородный труд (А} заслуживает уважения (С), так как благородный труд (А) способствует прогрессу общества (В). Труд учителя (D) есть благородный труд (А), так как труд учителя (D) заключается в обучении и воспитании подрастающего поколения (Е). Труд учителя (D) заслуживает уважения (С). Разделительные Разделительным называется дедуктивное умозаключение, в котором одна или несколько посылок - разделительные (дизъюнктивные) суждения. Существуют чисто разделительные и разделительно-категорические умозаключения. В чисто разделительном умозаключении обе (или все) посылки являются разделительными суждениями. Предложения бывают простыми или сложными. Сложные предложения бывают сложносочиненными или сложноподчиненными. Предложения бывают простыми, или сложносочиненными, или сложноподчиненными. Умозаключения по аналогии В логике при проведении аналогии не ограничиваются указанием на сходства Аналогия-вывод от частного к частному,основа получения выводов там.где познание об объектах по каким-то причинам было затркднено,в таких случаях целесообразно обратиться к похожим объектам в интересующих исследователя отношения. Если предметы а и б схожи в трех признаках,то схожив 4 Тунец,кит 1)живет в воде 2)питается в воде 3)размножается 4)рыба Аналогия дает более вероятностные выводы лишь тогда,когда объекты сравниваются между собой в существенных признаках 31.Доказательство - это логическое рассуждение, в процессе которого подтверждается или опровергается истинность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных практикой. Путем доказательства совершается переход от вероятного, недостоверного знания к достоверному. Его назначение - служить сверкой теоретических положений и выводов с реальной действительностью. Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные). Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, то есть истинность доказательства непосредственно обосновывается аргументами. Непрямое (Косвенное) доказательство - это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путём доказательства ложности антитезиса. Оно применяется тогда, когда нет аргументов для прямого доказательства.
Опровержение и его виды Опровержение - это рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее целью установление его ложности или недоказанности; это обоснование ложности тезиса, которое достигается с помощью истинных доводов. Опровержение может быть направлено: 1) против тезиса; 2) против аргументов; 3) против демонстрации. Существует прямое и косвенное опровержение тезиса. Прямое опровержение - это обоснование тезиса без обращения к конкурирующим с тезисом допущением. Прямое опровержение тезиса устанавливается с помощью приема сведения к абсурду Косвенное опровержение - это обоснование тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений. Ошибки -параллогизмы(двусмысленность) -софизмы(умышленные ошибки,сознательное искажение правила логики -“Подмена тезиса”. -Ложность основания (“Основное заблуждение”). В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные -“Предвосхищение оснований”. Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его.
- “Порочный круг”. Ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Эта разновидность ошибки “применение недоказанного аргумента”. Правила: 1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. 2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения. Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства. -аргументы должны быть истинными,не вызывать сомнения. -определенное кол-во -факты авторитетные Демонстрация должна строиться как цепочка умозаключений -нужно уметь поставить проблему!!!найти главное условие ее решения! Гипотеза Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Не являются гипотезой: Догадки Вымыслы Фантазии (1) Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. (2) Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований.
Построение гипотезы -затруднения-несогласованность знанияи новых фактов -предположение -следствия(сопоставить знания с реальностью) -заключение В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов. 1-й этап. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой. 2-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. предположений, которые объясняют данные факты. 3-й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий. 4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами. 5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами на 36-39. Формально-логические законы - это законы правильного мышления, соблюдение которых делает рассуждения ясными, четкими, последовательными и непротиворечивыми, обоснованными и доказательными. Закон тождества: "Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание". Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Закон противоречия: "Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными". По мнению исследователей, впервые этот закон был сформулирован Аристотелем. Закон противоречия он считал основным принципом мышления. Закон исключенного третьего: "Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно". Этот закон, как и предыдущий, был сформулирован Аристотелем. Латинская формулировка этого закона звучит так: "Третьего не дано" (tertium non datur). Закон достаточного основания: "Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана". Этот закон был сформулирован немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующего принципа: "Все существующее имеет достаточное основание для своего существования". 40.Дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики - одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Предмет и значение логики. Логика- наука о правильном мышлении,о его формах и законах.Предметом являются законы и формы,приемы и операции мышления,с помощью которых человек познает окр мир. Значение логики: -любая профессиональная деятельность невозможна без развитой логической культуры -профессиональная деятельность экономиста требует умение агрументированно доказывать,ясно излагать свои мысли,владеть специальной терминологией. Познание-процесс получения знаний от простого к сложному: 1.Чувственное(единый образ,ограниченное познание) -ощущение(отражение отдельных предметов) -восприятие(целостный образ в результате взаимнодействия) -представление(образ предмета,сохранившийся в сознании) 2.Абстрактное-влишено наглядности(способность отражать окр мир в идеальных образах,с помощью обобщения образов,формул,схем,способность собирать признаки и отделять существенные от несуществ) -опосредованное отражение действительности. Мышление-способность познавать мир в действительности,процесс активного отражения действительности. Мышление неразрывно связано с языком,любая мысль выражается с помощью языковой оболочки,язык-средство выражения мысли: 1.понятие-логическая форма,которая отражает существенные признаки предметов.(омонимы,синонимы)Языковая оболчка-словосочетание 2.суждение-логическая форма,состоящая из понятий,эта форма отражает связь предмета с его признаком,которая может быть как +,так и –(истина,ложь)Языковая оболчка-предложение Формула:S-P9(S-субъект,P-признаки,-связть между ними) 3.умозаключение-логическая форма,с помощью которой из двух суждений выводится третье,можно получать новые знания. Три схода мыслей: -дедукция(от общего к частному) -индукция(от частного к общему) -аналогия(от частного к час
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.012 с.) |