Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема I. Логика как наука, её предмет и задачиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(2 часа) Занятие 1-ое. Логика и язык
1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. 2. Понятие о формах мысли и логических законах. Логика формальная и диалектическая. Истинность мышления и формальная правильность рассуждения. 3. Символика для обозначения структуры мысли: постоянные, переменные, логические связки (союзы).
Упражнения
1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях: 5 не делится на 2 без остатка, компьютер Pentium, пафос, интеллект, факультет вычислительной техники, средневековая эпоха, студент ФКСиС БГУИР, Париж – моя мечта, ФКСиС расположен в четвертом корпусе, на том основании, что все металлы электропроводны и медь – металл, заключаем, что медь электропроводна, некоторые болезни - неизлечимы. 2. Вставьте пропущенное слово - омоним: собака (…) прейскурант; шалость (…) болезнь; металл (…) кожа; животное (…) монах. 3. Укажите, в каких случаях нарушены законы логики. Квалифицируйте ошибку. 3.1. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу... Однако ж не до зарезу тетки!» 3.2. Правильно говорят, что язык до Киева доведет. Я как раз купил вчера копченый язык. Теперь можно смело идти в Киев. 3.3. Здесь можно заморить не только червячка. (Из объявления в столовой). 3.4. При покупке мертвых душ Чичиков говорит Собакевичу: - Вы, кажется, человек умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что ж он стоит? Кому нужен? - Да вот вы же покупаете, стало быть нужен - Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что отвечать. 3.5. Существуют разные мнения относительно того, что означает сигнал бедствия «SOS». Одни утверждают, что он означает «Спасите наши души», а другие – «Спасите наш корабль» На самом деле оба мнения - ложные. Этот сигнал никаких слов не обозначает, а означает кодовое обозначение - три точки, три тире, три точки. Как сигнал бедствия был принят в 1908 г., т.к. легко запоминается, передается и распознается.
Литература Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986, гл. I, § 1-5. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991 Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1982 Малыхина Г.И., Логика. – Мн., 2002, гл. I, IV. Свинцов В.И. Логика. – М., 1987, гл. I Логика / Под ред. Беркова В.Ф. – Мн., 1998. Введение, гл.I, §3. Формальная логика. Ленинград, 1987. Введение, § 1-7. Маковельский А.0. История логики. - М., 1967.
Контрольные вопросы 1. Чем отличается чувственное познание от абстрактного мышления? 2. Мышление - это непосредственный или опосредованный способ отражения действительности? 3. Каковы формы чувственного опыта, и логические формымысли? 4. Может ли быть мышление без языка? Почему? 5. Каковы существенныепризнаки знака? 6. Что изучает семантика? 7. Что изучает семиотика? 8. Что изучает синтаксис? 9. Что изучает прагматика? 10. Какой из аспектов языка изучается в формальной логике? 11. Чем объясняется существование искусственных языков? 12. Что означают слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы? 13. Только ли формальная логика изучает мышление? 14. Что такое «логический закон»? 15. Как вы понимаете такие логические ошибки, как «подмена понятия», «противоречивость в рассуждении», «непоследовательность, незавершенность рассуждения», «декларативность, бездоказательность»? Почему они возникают? 16. Чем отличается истинность мышления от его формальной правильности? 17. В чем особенность формализованного языка? 18. Из чего образуется символический язык? 19. Какие логики называется неклассическими? 20. Каковы принципы построения модальной логики?
Тема 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ (4 часа) Занятие 2-ое. Понятие (2 часа)
1. Определение понятия. Понятие и слово. 2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение. 3. Структура понятия. Объем и содержание. 4. Виды понятий. 5. Отношения между понятиями.
Упражнения
1. Определите объем понятий в следующих выражениях: Минское море, поэты пушкинской поры, вычислительное устройство, декан, кентавр, Циклоп, самая кровопролитная война, основатель кибернетики, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, книга, телескоп, президент Республики Беларусь, вечный двигатель. Укажитеих вид. 2. Установите вид отношений по объему и содержанию между следующими понятиями: племя – общность людей; геометрическая фигура – стройная фигура; музыка – классическая музыка; любовь – ненависть; ЭВМ – закон божий; аудитория № 301 – аудитория № 321; стипендия – ежемесячная выплата учащемуся вуза; клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства; студент – спортсмен; Аристотель – создатель формальной логики; Персональный компьютер – персональный автомобиль, 3. Укажите понятия, подчиненные нижеследующим: книга, закон, событие, взятка, программа, планета, устройство, преступление, движение, задача, документ. 4. Укажите понятия, подчиняющие нижеследующие: свадьба, агорафобия, банан, закон де Моргана, БРУИР, А.С.Пушкин, гепатит, буддизм, кража, любовь. 5. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствует нижеследующим схемам:
Литература
Гетманова А.Д. Логика. - М.,1986, гл. П. § 1-4. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -М.,1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.II, § 1-4. Логика / Под ред. Беркова В.Ф. -Мн., 1998, гл.II. Малыхина Г.И. Логика, - М., 2002, гл. II, § 1-4. Формальная логика. - Ленинград. 1987, гл.I, § 8-12. Сборник упражнений по логике - Мн., 1990, гл. II, § 5-7. Свинцов В.И. Логика. - М., 1987, гл. II, § 12-23.
Контрольные вопросы 1. Что такое понятие? 2. Как оно выражено в языке? 3. Как образуется понятие? 4. Что такое признак? 5. Что входит в структуру понятия? 6. Как определить объем понятия? 7. Из чего образуется содержание понятия? 8. Каким законом связаны между собой объем и содержание понятий? 9. Различаются ли понятия по объему? 10. Различаются ли понятия по содержанию? 11. Какие существуют отношения между понятиями по объему и 12. содержанию? 13. Какие виды понятий существуют? 14. Что значит дать полную логическую характеристику понятия?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.007 с.) |