Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел II. Общая структура курса↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Л О Г И К А
Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения
Минск 2002 УДК 16 (075.8) ББК 87.4 я 73 М 20
Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения. Сост. Г.И.Малыхина. – Мн.: БГУИР, 2002. – 41 с. ISBN 985-06-0734-3. В учебно-методическом комплексе формулируются основные цели курса «Логика», а также пути их достижения. Эффективное овладение логической культурой предполагает усвоение как теоретической ее части (лекционный материал), так и практической – активные и систематические усилия студентов на семинарских занятиях. Дается общая структура курса, перечень тем лекций, вопросы и упражнения к семинарам. Подчеркивается фундаментальное значение курса «Логика» в деле формирования самостоятельно, творчески мыслящих специалистов, в том числе и инженеров.
© Малыхина Г.И., 2002 ISBN 985-06-0734-3. © БГУИР, 2002 Раздел I. ЗАДАЧИ КУРСА
Изучение курса «Логика» предусматривает активное освоение студентами основных элементов логической культуры. Под последней понимается как усвоение теоретического материала, так и наработка практических навыков осознанного решения различных мыслительных задач. Нужно уметь определять предмет мысли или разговора, правильно систематизировать класс мыслимых объектов, уметь устанавливать родовидовые отношения между различными понятиями при помощи операций обобщения и ограничения, различать истинные и ложные суждения, корректно формулировать вопросы и отвечать на них, владеть искусством правильного дедуктивного и индуктивного умозаключения, а также вывода по аналогии, аргументировано защищать свою точку зрения при помощи доказательства и опровержения, уметь выявлять противоречия и непоследовательность в рассуждениях, противостоять софистическим приемам ложной аргументации. Эти и другие практические логические навыки необходимы в различных сферах жизни: педагогической, научной, политической, юридической, религиозной, нравственной, управленческой и др. Овладевший знанием и навыками логического мышления: - всегда понятен окружающим, т.к. точно, ясно, однозначно формулирует свои мысли; - исключает всякую-двусмысленность и расплывчатость в деловом разговоре, при составлении деловых бумаг; - демонстрирует систематичность и упорядоченность мышления при обработке любой информации и её изложении; - умеет абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиваться на структуре своей мысли; - способен «навести порядок» и отыскать рациональное зерно в любой сбивчивой речи; - легко обнаруживает и классифицирует логические ошибки, как умышленные, так и непреднамеренные; - противостоит голословности и декларативности при помощи аргументированного и доказательного рассуждения; - умело сочетает логические и психологические приемы аргументации; - использует различные стили и методы ораторского искусства, владеет техникой и художественными средствами убеждения. Раздел II. ОБЩАЯ СТРУКТУРА КУРСА Курс «Логика» состоит из лекций, семинарских занятий и зачета. Рассчитан курс на один семестр и включает следующие темы:
Раздел III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Цель семинарских занятий по логике – способствовать формированию логической культуры студентов, выработке практических навыков при совершении разнообразных логических операций, умению увязывать изучаемый материал со своими профессиональными интересами, с другими областями человеческого знания. Для приобретения этих навыков необходимы систематические практические занятия в строго определенной последовательности тем. Не уяснив предыдущей темы, нельзя переходить к следующей.
Тема I. ЛОГИКА КАК НАУКА, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ (2 часа) Занятие 1-ое. Логика и язык
1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. 2. Понятие о формах мысли и логических законах. Логика формальная и диалектическая. Истинность мышления и формальная правильность рассуждения. 3. Символика для обозначения структуры мысли: постоянные, переменные, логические связки (союзы).
Упражнения
1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях: 5 не делится на 2 без остатка, компьютер Pentium, пафос, интеллект, факультет вычислительной техники, средневековая эпоха, студент ФКСиС БГУИР, Париж – моя мечта, ФКСиС расположен в четвертом корпусе, на том основании, что все металлы электропроводны и медь – металл, заключаем, что медь электропроводна, некоторые болезни - неизлечимы. 2. Вставьте пропущенное слово - омоним: собака (…) прейскурант; шалость (…) болезнь; металл (…) кожа; животное (…) монах. 3. Укажите, в каких случаях нарушены законы логики. Квалифицируйте ошибку. 3.1. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу... Однако ж не до зарезу тетки!» 3.2. Правильно говорят, что язык до Киева доведет. Я как раз купил вчера копченый язык. Теперь можно смело идти в Киев. 3.3. Здесь можно заморить не только червячка. (Из объявления в столовой). 3.4. При покупке мертвых душ Чичиков говорит Собакевичу: - Вы, кажется, человек умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что ж он стоит? Кому нужен? - Да вот вы же покупаете, стало быть нужен - Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что отвечать. 3.5. Существуют разные мнения относительно того, что означает сигнал бедствия «SOS». Одни утверждают, что он означает «Спасите наши души», а другие – «Спасите наш корабль» На самом деле оба мнения - ложные. Этот сигнал никаких слов не обозначает, а означает кодовое обозначение - три точки, три тире, три точки. Как сигнал бедствия был принят в 1908 г., т.к. легко запоминается, передается и распознается.
Литература Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986, гл. I, § 1-5. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991 Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1982 Малыхина Г.И., Логика. – Мн., 2002, гл. I, IV. Свинцов В.И. Логика. – М., 1987, гл. I Логика / Под ред. Беркова В.Ф. – Мн., 1998. Введение, гл.I, §3. Формальная логика. Ленинград, 1987. Введение, § 1-7. Маковельский А.0. История логики. - М., 1967.
Контрольные вопросы 1. Чем отличается чувственное познание от абстрактного мышления? 2. Мышление - это непосредственный или опосредованный способ отражения действительности? 3. Каковы формы чувственного опыта, и логические формымысли? 4. Может ли быть мышление без языка? Почему? 5. Каковы существенныепризнаки знака? 6. Что изучает семантика? 7. Что изучает семиотика? 8. Что изучает синтаксис? 9. Что изучает прагматика? 10. Какой из аспектов языка изучается в формальной логике? 11. Чем объясняется существование искусственных языков? 12. Что означают слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы? 13. Только ли формальная логика изучает мышление? 14. Что такое «логический закон»? 15. Как вы понимаете такие логические ошибки, как «подмена понятия», «противоречивость в рассуждении», «непоследовательность, незавершенность рассуждения», «декларативность, бездоказательность»? Почему они возникают? 16. Чем отличается истинность мышления от его формальной правильности? 17. В чем особенность формализованного языка? 18. Из чего образуется символический язык? 19. Какие логики называется неклассическими? 20. Каковы принципы построения модальной логики?
Тема 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ (4 часа) Занятие 2-ое. Понятие (2 часа)
1. Определение понятия. Понятие и слово. 2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение. 3. Структура понятия. Объем и содержание. 4. Виды понятий. 5. Отношения между понятиями.
Упражнения
1. Определите объем понятий в следующих выражениях: Минское море, поэты пушкинской поры, вычислительное устройство, декан, кентавр, Циклоп, самая кровопролитная война, основатель кибернетики, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, книга, телескоп, президент Республики Беларусь, вечный двигатель. Укажитеих вид. 2. Установите вид отношений по объему и содержанию между следующими понятиями: племя – общность людей; геометрическая фигура – стройная фигура; музыка – классическая музыка; любовь – ненависть; ЭВМ – закон божий; аудитория № 301 – аудитория № 321; стипендия – ежемесячная выплата учащемуся вуза; клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства; студент – спортсмен; Аристотель – создатель формальной логики; Персональный компьютер – персональный автомобиль, 3. Укажите понятия, подчиненные нижеследующим: книга, закон, событие, взятка, программа, планета, устройство, преступление, движение, задача, документ. 4. Укажите понятия, подчиняющие нижеследующие: свадьба, агорафобия, банан, закон де Моргана, БРУИР, А.С.Пушкин, гепатит, буддизм, кража, любовь. 5. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствует нижеследующим схемам:
Литература
Гетманова А.Д. Логика. - М.,1986, гл. П. § 1-4. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -М.,1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.II, § 1-4. Логика / Под ред. Беркова В.Ф. -Мн., 1998, гл.II. Малыхина Г.И. Логика, - М., 2002, гл. II, § 1-4. Формальная логика. - Ленинград. 1987, гл.I, § 8-12. Сборник упражнений по логике - Мн., 1990, гл. II, § 5-7. Свинцов В.И. Логика. - М., 1987, гл. II, § 12-23.
Контрольные вопросы 1. Что такое понятие? 2. Как оно выражено в языке? 3. Как образуется понятие? 4. Что такое признак? 5. Что входит в структуру понятия? 6. Как определить объем понятия? 7. Из чего образуется содержание понятия? 8. Каким законом связаны между собой объем и содержание понятий? 9. Различаются ли понятия по объему? 10. Различаются ли понятия по содержанию? 11. Какие существуют отношения между понятиями по объему и 12. содержанию? 13. Какие виды понятий существуют? 14. Что значит дать полную логическую характеристику понятия? Литература
Гетманова А.Д. Логика -М., 1986, гл. II, § 5-7. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -М., 1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. -М., 1982, гл.III. Логика / Под ред. Беркова В.Ф. - Мн., 1998, гл. II. Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл. II, § 5. Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.I, § 13. Сборник упражнений по логике. - Мн., 1990, гл. II, § 8-12. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. -М., 1991, гл. I, §0-10. Контрольные вопросы
1. Что такое род и вид? 2. Каким законом связаны содержание и объем понятия? 3. Как обобщить понятие? Есть ли предел у этой операции? 4. Как ограничить понятие? Есть ли предел у этой операции? 5. Род и вид. Какоеиз них является подчиненным понятием, а какое - подчиняющим? Почему? 6. С помощью какой логической операции можно уточнитьили выяснить смысл того или иного термина? 7. Что значит выражение: «Я без понятия»? 8. Почему существует разные виды определения понятий? 9. Чем отличаются явные определения от неявных? 10. Какие существуют правила определения и как называются ошибки, связанные с их нарушением? 11. Какую роль в повышении логической культуры мышления играет операция определения понятий? 12. Иногда в разговоре нас не понимают или искажают смысл сказанного нами. Почему так происходит? 13. Зачем нужна операция деления понятия? 14. Что такое дихотомическое деление, классификация? 15. Как правильно разделить понятия? 16. Какие при этом возможны ошибки? 17. Одним из положительных качеств мышления является его систематичность, упорядоченность. В чем его логический смысл?
Упражнения
1. Определите качество и количество следующих суждений. Назовите субъект, предикат и связку: 1.1. Некоторые сообщения, публикуемые в печати, не соответствуют действительности; 1.2. Эрмитаж является однимиз лучших музеев мира; 1.3. Все компьютеры IBM отличаются высокой надежностью; 1.4. Эта задача не решена; 1.5. Каждый кулик свое болото хвалит; 1.6. Никто не хочет быть обманутым; 1.7. Хороший роман не всегда имеет счастливый конец; 1.8. Не все то золото, что блестит; 1.9. Христианство не оправдывает самоубийства; 1.10. В любой мировой религии есть свой пантеон; 1.11. Некоторые насекомые очень опасны; 1.12. БГУИР не является коммерческим учебным заведением; 2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях: 2.1. Некоторые выпускники БГУИР работают в банках; 2.2. Ни один вид спорта не дается без упорного труда; 2.3. Все химические элементы обладают атомным весом; 2.4. Не все средства хороши; 2.5. На всякого мудреца довольно простоты. 3. Образуйте суждения всех типов (А, Е, I, О), используя в качестве субъектов и предикатов следующие понятия: Штраф – нарушение правил дорожного движения; Домашнее животное – друг человека; Дельфин – способность жить на суше; Программист – знание языков; Логика – абстрактное мышление; Клеопатра – символ. 4. Из этих пар понятий образуйте суждения типа А, Е, I, О, в которых: 4.1. распределен только субъект, а предикат не распределен; 4.2. распределен только предикат, а субъект не распределен; 4.3. субъект и предикат - распределены; 4.4. субъект и предикат - не распределены. 5. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: А, I, O, если Е – истина; I, O, Е если А – истина; А, Е, I, если О – истина; А, Е, O, если I – ложь; А, I, O, если Е – ложь; А, Е, I, если О – ложь; I, O, Е если А – ложь; А, Е, O, если I – истина; 6. При помощи логического квадрата образуйте суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные следующим суждениям: 6.1. Всякое литературное произведение имеет автора. 6.2. Ни один человек себе не враг. 6.3. Всякое время года прекрасно. 6.4. Некоторые заболевания не поддаются лечению. 6.5. Иногда студенты пропускают занятия. Пример: Любой калькулятор является вычислительным устройством (АИ) Ни один калькулятор не является вычислительным устройством (ЕЛ) Некоторые калькуляторы являются вычислительными устройствами (IИ) Некоторые калькуляторы не являются вычислительными устройствами (0Л). 7. С помощью логического квадрата определите вид отношений между суждениями: 7.1. Неверно, что все реки являются судоходными - некоторые реки являются судоходными; 7.2. Все студенты сдают экзамены - некоторое студенты не сдают экзамены; 7.3. Ни один человек не может знать всё - некоторые люди знают всё; 7.4. Не все средства - хороши - некоторые средства - хороши.
Литература
Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986, гл. III. § 1,2. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.IV, § 1-3. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991, гл. I, § 1. Логика /Под ред. Беркова В.Ф. - Мн., 1998, гл. I. Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл.III, разд. 1, §1-5. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М., 1991, гл. III. Сборник упражнений по логике. – Мн., 1990, гл. III, § 13-21. Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.II, § 14-21.
Контрольные вопросы
1. Какая форма мысли называется суждением? 2. В чем отличие суждения от понятия? 3. Может ли понятие быть истинным или ложным? А суждение? 4. Как суждение выражено в языке? 5. Любое ли предложение является суждением? 6. Какое суждение называется простым и каковы его виды? 7. Категорическое и атрибутивное суждение - это разные суждения? 8. Какова структура атрибутивного суждения? 9. В каком случае термин называется распределенным, а в каком нераспределенным? 10. Как определить качество суждения? 11. Как определить его количество? 12. Что представляет собой объединенная классификация суждений по качеству и количеству? 13. Какие существуют отношения между простыми суждениями? 14. Что означает логический квадрат?
Занятие 5. Сложные суждения (2 часа)
1. Образование сложных суждений. Понятие о логическом союзе. 2. Отношения между сложными суждениями. Таблицы истинности. 3. Суждение и вопрос. Логика вопросов и ответов.
Упражнения
1. Определите вид следующих сложных суждений и укажите условия их истинности с помощью таблиц: 1.1. Была без радостей любовь, разлука будет без печали (М.Ю.Лермонтов); 1.2. Истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований; 1.3. Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.Ж.Руссо); 1.4. Кто не работает, тот не ест; 1.5. Согласно легенде, право считаться родиной Гомера оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины; 1.6. Некоторые продукты используются в пищу в соленом, вареном, консервированном и свежем виде; 1.7. Он сейчас находится в Минске или в Москве; 1.8. Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим (Плавт); 1.9. Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей (А.С.Пушкин); 1.10. Если данная геометрическая фигура – треугольник, то сумма ее внутренних - углов равна 180°; 1.11. Любой из нас знает басню или хотя бы имя И.А.Крылова; 1.12. Лебедь рвется в облака. Рая пятится назад, а Щука тянет в воду; 1.13. Неправда, что он готовился к зачету и может его сегодня сдавать; 1.14. К рассмотрению следующей темы следует приступить, если только вы усвоили предыдущую. 2. Определите логическое значение Р, если: 2.1.p & q – ложно, а q – истинно; 2.2.p v q – истинно, а q – ложно; 2.3.p v q – ложно, а q – истинно; 2.4.p® q – истинно, и q – истинно; 2.5. p «q – истинно, а q – ложно; 3. Постройте таблицы истинности для следующих суждений: ù(p®(p\/q)); ùp & ùq; (p & q)® p; ù p\/q. 4. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы: 4.1. Какая река является самой длинной рекой в мире? 4.2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни? 4.3.В каком городе родился А.С.Пушкин? 4.4. Он сел на лошадь с поломанной ногой? 4.6. Может ли православный жениться на сестре своей вдовы? 4.6.И какой же русский не любит быстрой езды? 4.7. Как зовут космонавта, побывавшего на Марсе? 4.8. Кто автор романа «Айвенго»? 4.9. Почему карлики не едят рыбу? 4.10. Сколько крыльев у кентавра? 4.11. Какие четные числа делятся на 2? 5. На какие правила логики вопросов и ответов указывают следующие примеры: 5.1. Блуждал его взор, был вид его дик, И дыбом стояли волосы, Когда он спросил: «А много ль гвоздик Растет на Северном полюсе»? Число гвоздик ты хочешь знать, Растущих на морозе? Изволь: оно равно числу Бананов на березе (Л.Кэрролл). 5.2. Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето (Э.Кант). Литература
Гетманова А. Д. Логика. - М., 1986, гл. Ш, § 3. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл. V, § 1-2. Логика /Под ред. Беркова В.Д. -Мн., 1998, гл. I, VII. Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл. III, разд. 2, § 1 - 3, разд. 3, § 1- 4. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М., 1991, гл. II. Сборник упражнений по логике. - Мн., 1990, гл. III, § 18,22,23. Белнап Н. Стил Т. Логика вопросов и ответов. - М., 1982. Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.II, §22.
Контрольные вопросы
1. Какие суждения называются сложными? 2. Как они образуются? 3. Что означает логический союз? Связан ли он с союзом естественного языка? 4. Какие логические союзы используется в логике? 5. Сколько союзов может быть в сложном суждении? 6. Какие существуют отношения между сложными суждениями? 7. Как строится таблица истинности и чему она служит? 8. Вопрос выражается предложением, и суждение выражается предложением. Значит, вопрос является суждением? 9. По каким критериям вопрос оценивается в логике? 10. А по каким критериям еще может быть оценен вопрос? 11. Какова структура вопроса? 12. Какой вопрос называется некорректным? 13. Некорректный вопрос — значит бестактный? 14. Какие бывают вопросы? 15. Какую роль вопросы играют в мышлении человека? 16. Как правильно отвечать на вопросы? 17. Всегда ли вопрос выражен вопросительным предложением? 18. Какой вопрос называется риторическим?
Выводы из простых суждений (2 часа)
1. Определение умозаключения, его структура и виды. 2. Непосредственные умозаключения (выводы по логическому квадрату, превращения, обращения, противопоставления предикату). 3. Простой категорический силлогизм. Правила, фигуры и модусы. 4. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы. Упражнения
1. Сделайте вывод путем превращения: 1.1. Любая истина является конкретной. 1.2.В некоторых странах разрешено многоженство. 1.3. Ни одна захватническая война не является справедливой. 1.4. Некоторые материалы не проводят электрический ток. Пример: (А) Все бабочки имеют крылья (Р). _ (Е) Ни одна бабочка не является бескрылой (не - Р) 2. Проверьте, правильно ли произведено превращение: 2.1. Ни один из подсудимых не виноват; значит, все подсудимые невиновны. 2.2. Все необходимое для лечения уже было сделано; значит, нечто необходимое для лечения не было не сделано. 2.3. Некоторые ответы не являются правильными; значит, некоторые ответы являются правильными. 2.4. Некоторые грибы не являются съедобными, значит, некоторые грибы являются несъедобными. 3. Проверьте, правильно ли произведено обращение: 3.1. Все спортсмены - здоровые люди; значит, все здоровыелюди - спортсмены. 3.2. Некоторые школьники - шахматисты; значит, некоторые шахматисты - школьники. 3.3. Ни один пейзажист не является баталистом; значит, ни один баталист не является пейзажистом. 4. Сделайте вывод путем обращения: 4.1. Все студенты юридических вузов изучают логику. 4.2. Некоторые дома оказались разрушенными. 4.3. Все православные - христиане. 4.4. Ни один вегетарианец не ест мяса. 5. Осуществите вывод путем противопоставления предикату следующих суждений: 5.1. Ни один невиновный не должен быть наказан. 5.2. Все млекопитающие - позвоночные животные. 5.3. Некоторые преступления не удается раскрыть. 5.4. Все фрукты содержат витамины. Пример: (0) Некоторые школьники не занимаются спортом (1) Некоторые не занимающиеся спортом являются школьниками 6. Проверьте правильность следующих непосредственных умозаключений по логическому квадрату: 6.1. Если верно, что все квадраты являются равносторонними прямоугольниками, то неверно, что некоторые квадраты не являются равносторонними прямоугольниками. 6.2. Если неверно, что ни одно преступление не раскрывается, то также неверно и то, что все преступления раскрываются. 6.3. Если неверно, что все импрессионисты - французы, то следует признать, что некоторые из них не были французами. 6.4. Если верно, что некоторые писатели являются лауреатами Нобелевской премии, то также верно и то, что некоторые из писателей ими не являются. 7. Укажите структуру и проверьте правильность следующих силлогизмов по общим правилам: 7.1. Каждый, совершивший преступление, должен быть подвергнут наказанию; Х также должен быть подвергнут наказанию, т.к. он совершил преступление. 7.2. Сахар - углевод, значит, он, как и все углеводы, горюч. 7.3. Ни один древний грек не знал латыни. Аристотель - древний грек. Аристотель не знал латыни. 7.4. Все химические элементы обладают атомным весом. Гелий - химический элемент. Гелий обладает атомным весом. 8. Определите фигуру, модус и проверьте правильность следующих силлогизмов: 8.1. Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса, а все кришнаиты - вегетарианцы, значит, ни один из кришнаитов не ест мяса. 8.2. Все именные акции имеют своего владельца. Данная акция - именная, значит, на ней должно быть указано имя владельца. 8.3. Ни один коммерческий банк не работает по воскресеньям. «Дукат» - коммерческий банк, значит, он не работает в воскресенье. 8.4. Всякое умышленное преступление имеет мотив. Данная смерть является умышленным преступлением, следовательно, она имеет мотив. 8.5. Все изделия фирмы «Адидас» имеют свой фирменный знак, а этот спортивный костюм не имеет этого знака. Значит, он не является костюмом этой фирмы. 8.6. Всякий день милиции - праздник и сегодня - праздник. Значит, сегодня - день милиции. 6.7. Ни один порядочный человек не способен предать друга, а все двуличные люди (лицемеры) способны на это. Значит, ни один лицемер не является человеком порядочным. 8.8. Ни один деревянный предмет не проводит электричество, а эта ручка из дерева. Значит, она не проводит электрический ток. 8.9. Ни один знак европейского гороскопа не означает года рождения. Все эти знаки относятся к знакам европейского гороскопа; следовательно, ни один из них не указывает на год рождения. 8.10. Всякое преступление наказуемо. Любая кража - преступление. Значит, она наказуема. 8.11. Все дикари раскрашивают свое тело. Некоторые современные женщины делают то же самое; значит, они - дикари. 9. Восстановите энтимемы и проверьте правильность: 9.1. Этот студент не получает повышенную стипендию, так как он имеет удовлетворительные оценки по ряду предметов. 9.2. Он - пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы. 9.3. Иванов поедет на сельхозработы как и все студенты. 9.4. Обвиняемый имеет право на защиту, а Х - обвиняемый. 9.5. Он должен быть оправдан, так как у вас нет никаких доказательств его виновности. 9.6. Поскольку это острый аппендицит, нужна немедленная операция.
Литература
Гетманова А.Д. Логика. - М.,1986, гл. V, § 1-6. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике, - М.,1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.VIII, § 1-4, гл. IX, § 2. Логика / Под ред. Беркова В.Ф. – Мн., 1998, гл. III. Малыхина Г.И. Логика. – Мн., 2002, гл.V, раздел 1, § 1-3. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М.,1991, гл.III. Свинцов В.И. Логика. - М.,1987, гл. VI, § 87-96. Формальная логика. – Ленинград, 1987, гл. IV, § 28-31.
Контрольные вопросы
1. Что такое умозаключение? 2. Какова структура умозаключения? 3. Какие бывают виды умозаключений? 4. Какое умозаключение называется дедуктивным? 5. Что значит непосредственное умозаключение? Каковы его виды? 6. Что значит понятие «силлогизм»? 7. Какова структура простого категорического силлогизма? Сколько в нем посылок и сколько терминов? 8. Как образуются фигуры простого категорического силлогизма? 9. Как образуются модусы простого категорического силлогизма? 10. Как отличить правильные силлогизмы от неправильных? 11. Почему различают истинность посылок и формальную правильность рассуждений? 12. Есть ли у дедукции преимущества перед индукцией? 13. Какие силлогизмы называются сокращенными? 14. Почему энтимему необходимо восстанавливать до полного силлогизма? 15. Какие силлогизмы называются сложными? 16. Как образуются сложносокращенные силлогизмы?
Выводы из сложных суждений (2 часа)
1. Условные и условно - категорические силлогизмы. 2. Разделительные и разделительно-категорические силлогизмы. 3. Условно - разделительный силлогизм. Дилемма. 4. Понятие о логике высказываний и логике предикатов.
Упражнения
1. Определите посылки и заключение в следующих условно-категорических умозаключениях; определите модус и его правильность. 1.1. Если Аристотель был учеником Платона, то он учился в его Академии, а если он учился в его Академии, то он получил греческое образование. Значит, если Аристотель был учеником Платона, то он получил греческое образование. 1.2. Если клаустрофобия – это болезнь, то ее нужно лечить. Клаустрофобия - болезнь, значит ее нужно лечить. 1.3. Если данное суждение – общеутвердительное, то его субъект распределен. Данное суждение не является общеутвердительным. Значит, его субъект не распределен. 1.4. Если данное суждение - общеутвердительное, то его субъект распределен. Субъект не распределен. Значит, данное суждение не является общеутвердительным. 1.5. Если бьют в набат, значит, где-то пожар. В набат не бьют. Значит, пожара нет. 2. Определите форму, модус и правильность следующих разделительных силлогизмов: 2.1. Суждения бывают либо истинные, либо ложные. Данное суждение - истинно. Значит, оно не является ложным. 2.2. Это или убийство, или несчастный случай. Это не несчастный случай. Следовательно, это - убийство. 2.3. Он учится на дневном или заочном. Но я знаю точно, что не на дневном. Значит, на заочном. 2.4. Умозаключение бывает непосредственным или опосредованным. Данное умозаключение - силлогизм, значит, оно не является непосредственным. 3. Определите вид дилеммы в следующих условно-разделительных силлогизмах: 3.1. Если это - острый аппендицит, то нужна немедленная операция. Если же это перитонит, то также нужна немедленная операция. Следовательно, острыйли это аппендицит или перитонит - нужна немедленная операция. 3.2. Если родится мальчик, назовем его Кирилл, а если - девочка, то назовем ее Катей. Поскольку скоро у нас родится мальчик или девочка, то у нас вскоре появится Кирилл или Катя. 3.3. Если он все-таки решится приехать, то поселится, как всегда, либо в «Планете», либо в «Юбилейной». Но ни там, ни там его нет. Значит, передумал и не приехал. 3.4. Если это условный силлогизм, то в нем должна быть условная посылка, а если разделительный, то - разделительная. А поскольку ни условной ни разделительной посылки нет, то данный силлогизм не является ни условным, ни разделительным.
Литература
Гетманова А. Д. Логика. - М., 1986, гл. V, § 7,8,9. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -,М.,1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М.,1982, гл. IX, §1-3. Логика / Под ред. Беркова В.Ф. - Мн., 1998, гл. III. Малыхина Г.И. Логика. – Мн., 2002, гл VI. Свинцов В.И. Логика. - М., 1987, гл. VI §97-102. Формальная логика. - Ленинград. 1987. гл. IV. § 32.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются выводы из сложных суждений от выводов из простых суждений? 2. Как образуются разновидности условно-категорического силлогизма? Как поверить правильность его модусов? 3. Что такое модус толенс? 4. Что такое модус поненс? 5. Какую роль играют эти модусы в доказательстве и опровержении? 6. Как образуются разделительно-категорические силлогизмы? 7. Что такое дилемма? 8. Что значит простая конструктивная дилемма? 9. Что значит сложная конструктивная дилемма? 10. Как построить простую деструктивную дилемму? 11. Как построить сложную деструктивную дилемму? 12. Каковы принципы построения исчисления высказываний? 13. Каковы принципы построения исчисления предикатов?
Занятие 8-е.Индуктивное умозаключение. Аналогия. Проблема. Гипотеза. Теория (2 часа)
1. Определение индуктивных умозаключений и их отличие от дедуктивного вывода. 2. Полная и неполная индукция. 3. Популярная индукция. Методы научной индукции. Ошибки индуктивных выводов. 4. Умозаключение по аналогии. Виды аналогий. 5. Проблема, гипотеза, теория.
Упражнения
1. Определите вид индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность вывода. 1.1.В качестве свидетелей по делу Х были два его соседа, сослуживец и его шофер. В понедельник были допрошены его соседи, а во вторник - его сослуживец и шофер. Следовательно, все свидетели по делу Х допрошены. 1.2. Крестьянская война 874-901 гг. в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524-1526 гг. в Германии потерпела поражение. Также потерпели поражение крестьянская война в России в ХVII в., и под предводительством Е.Пугачева в 1773-1775 гг. Следовательно, все крестьянские войны потерпели поражение. 1.3. Лабораторные пробы воды позволяют заключить, что питьевая вода в Минске - чистая. 2. По полной или неполной индукции получены следующие заключения? 2.1. Ласточки перед дождем летают низко. 2.2. Весна в этом году - холодная. 2.3. Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту. 2.4. Никто не может мне помочь. 2.5. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. 2.6. Ни один из детей Х не ходит в эту школу. 2.7. Ломит старая рана, значит, к ненастью. 2.8. Ни у одного из студентов ФКСиС не обнаружен дифтерит.
Литература
Гетманова А.Д. Логика. М., 1986, гл. V, § 11-15. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М., 1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1982, гл. Х, XI, XIII. Логика /Под ред. Беркова В.Ф. Мн., 1998, гл. V. Малыхина Г.И. Логика. – Мн., 2002, гл. VII, § 1-3. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. М., 1991, гл.Ш. Свинцов В.И. Логика. – М., 1987, гл. 6, § 106-110, 117-123. Формальная логика. Ленинград, 1987, гл. IV, § 40-42.
Контрольные вопросы
1. Что означает понятие «индукция»? 2. В чем отличие дедуктивного вывода от индуктивного? 3. Какой результат получается в умозаключении по полной индукции? 4. В чем отличие неполной индукции от полной? 5. Охарактеризуйте популярную индукцию и приведите ее схему? 6. Что значит поспешное обобщение? 7. Что значит ошибка: «после этого, значит по
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.013 с.) |