ТОП 10:

ТЕМА 11. Отношения по истинности простых суждений



План

1. Отношения между простыми суждениями по «логическому квадрату»:

отношения противоречия, подчинения, противоположности и под противоположности.

2. Распределенность терминов в простых суждениях.

Упражнения

1. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

1.1. А, I, 0, если Е- истинно.

1.2. А,Е,I, если O - истинно.

1.3. А,Е,О, если I - ложно.

2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

2.1. Некоторые выпускники вузов работают в банках.

2.2. Ни один вид спорта не является легким.

2.3. Все химические элементы обладают атомным весом.

2.4. Некоторые постройки не являются современными.

2.5. Всякий человек в душе - ребенок.

2.6. Все диалоги Платона - плод философских размышлений.

2.7. Некоторые автомобили являются дизельными.

 

ТЕМА 12. Сложные суждения

План

1. Образование сложных суждении.

2. Установление логического значения сложных суждений при помощи таблиц истинности.

 

Упражнения

1. Установите вид следующих сложных суждений и определите их истинность при помощи таблиц истинности:

1.1. Редакция вправе увеличить или уменьшить размер гонорара.

1.2. Банан - пищевое растение и источник доходов для экспортирующих стран.

1.3. Он сейчас находится в Минске или в Петербурге.

1.4. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

1.5. Если к двум прибавить два, то получится четыре.

2. Постройте таблицу истинности для следующего выражения: ù(p®(pvq)).

 

 

ТЕМА 13. Логика вопросов и ответов

План

1. Определение вопроса, его структура, виды и функции.

2. Корректные и некорректные вопросы. Софистический, провокационный, риторический вопросы.

 

Упражнения

1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:

1.1. Какая река является самой длинной рекой в мире?

1.2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?

1.3. И какой же русский не любит быстрой езды?

1.4. Вы перестали бить своего отца?

 

ТЕМА 14. Основные законы логики

План

1. Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

2. Законы логики и логическая культура мысли.

 

Упражнения

1. Укажите, какие законы логики нарушены в следующих выражениях и как называются эти ошибки:

1.1. Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» - А сами пьют.

1.2. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу... Однако ж не до зарезу тётки!»

1.3. «Почему Вы утверждаете, что Земля - центр Вселенной?» - «Потому, что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это - очевидно».

1.4. «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» - «Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей».

2. Постройте таблицу истинности для выражения р®(рvùр) и укажите, формальной записью какого закона логики оно является?

 

ТЕМА 15. Умозаключение

 

План

1. Определение умозаключения и его структура.

2. Деление умозаключений по числу посылок, по ходу мысли и достоверности вывода

3. Содержательные и формальные причины ложных выводов.

 

Упражнения

1. Определите вид и правильность следующих умозаключений:

1.1. Если все калькуляторы - вычислительные устройства, то лишь некоторые вычислительные устройства являются калькуляторами.

1.2. Все государства имеют столицу. Литва - государство, поэтому она

имеет свою столицу.

1.3. Обследование десяти учеников класса из двадцати позволяет заключить, что в данном классе болезни Боткина нет.

2. Установите вид ошибки в следующем заключении:

Все зайцы едят капусту. Иванов ест капусту. Иванов - заяц.

ТЕМА 16. Непосредственное умозаключения

План

1. Понятие непосредственного вывода.

2. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату, умозаключения обращения, превращения и противопоставления.

 

Упражнения

1. Укажите вид следующих умозаключений:

1.1. Все планеты Солнечной системы - небесные тела

Некоторые небесные тела входят в Солнечную систему

1.2. Ни один вулкан не является безопасным.

Следовательно, все вулканы являются небезопасными

1.3. Все христиане не являются язычниками.

Следовательно, некоторые не язычники - христиане

2. Проверьте правильность следующих непосредственных умозаключений по логическому квадрату:

2.1. Если верно, что все квадраты являются равносторонними прямоугольниками, то неверно, что некоторые квадраты не являются равносторонними прямоугольниками.

2.2. Если неверно, что ни одно преступление не раскрывается, то также неверно и то, что все преступления раскрываются.

2.3. Если неверно, что все импрессионисты - французы, то следует признать, что некоторые из них не были французами.

2.4. Если верно, что некоторые писатели являются лауреатами Нобелевской премии, то также верно и то, что некоторые из писателей ими не являются.

 

ТЕМА 17. Простой категорический силлогизм

План

1. Определение силлогизма как дедуктивного опосредованного вывода.

2. Структура и общие правила силлогизма.

3. Аксиома силлогизма.

 

Упражнения

1. Укажите структуру и проверьте соблюдение общих правил силлогизма в следующих умозаключениях:

1.1. Каждый, совершивший преступление, должен быть подвергнут наказанию; Х также должен быть подвергнут наказанию, т.к. он совершил преступление.

1.2. Сахар - углевод, значит, он, как и все углеводы, горюч.

1.3. Ни один древний грек не знал латыни. Аристотель – древний грек. Аристотель не знал латыни.

1.4. Все химические элементы обладают атомным весом. Гелий -химический элемент. Гелий обладает атомным весом.

1.5. Все фрукты являются полезными для здоровья, и все морепродукты - тоже. Значит, все морепродукты - фрукты.

 

ТЕМА 18. Фигуры и модусы простого категорического

Силлогизма

План

1. Фигуры и правила фигур простого категорического силлогизма.

2. Образование модусов простого силлогизма и проверка их правильности.

 

Упражнения

1. Определите фигуру, модус и проверьте правильность следующих силлогизмов:

1.1. Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса, а все - кришнаиты - вегетарианцы, значит, ни один из кришнаитов не ест мяса.

1.2. Все именные акции имеют своего владельца. Данная акция - именная, значит, на ней должно быть указано имя владельца.

1.3. Ни один коммерческий банк не работает по воскресеньям. Это коммерческий банк. Значит, он не работает в воскресенье.

1.4. Всякое умышленное преступление имеет мотив. Данная смерть является умышленным преступлением, Следовательно, она имеет мотив.

1.5. Все изделия фирмы «Адидас» имеют свой фирменный знак, а этот спортивный костюм не имеет этого знака. Значит, он не является костюмом этой фирмы.

1.6. Всякий день милиции - праздник и сегодня - праздник. Значит, сегодня - день милиции.

 

ТЕМА 19. Разновидности категорического

Силлогизма

План

1. Сокращенный силлогизм, или энтимема.

2. Сложный силлогизм, или полисиллогизм.

3. Сложно - сокращенные силлогизмы. Сорит и эпихейрема.

Упражнения _ _ _ S – P S – P

1. Приведите примеры энтимем вида: а) S – P ; б) – – – ; в) S – P ; . S– P S – P – – –

2. Восстановите энтимемы и проверьте их правильность:

2.1. Этот студент не получает повышенную стипендию, так как он имеет удовлетворительные оценки по ряду предметов.

2.2. Он - пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы.

2.3. Иванов поедет на сельхозработы, как и все студенты.

2.4. Обвиняемый имеет право на защиту, а Х – обвиняемый.

2.5. Он должен быть оправдан, так как у вас нет никаких доказательств его виновности.

2.6. Поскольку это острый аппендицит, нужна немедленная операция.

 

 

ТЕМА 20. Условно-категорические умозаключения

План

1. Чисто условный силлогизм.

2. Достоверные и правдоподобные модусы условно-категорического силлогизма.

 

Упражнения

1. Определите посылки и заключение в следующих условных и условно- категорических умозаключениях; определите модус и его правильность:

1.1. Если Аристотель был учеником Платона, то он учился в его Академии, а если он учился в его Академии, то он получил греческое образование.

Значит, если Аристотель был учеником Платона, то он получил греческое образование.

1.2. Если клаустрофобия - это болезнь, то ее нужно лечить. Клаустрофобия - болезнь, значит ее нужно лечить.

1.3. Если данное суждение - общеутвердительное, то его субъект распределен. Данное суждение не является общеутвердительным. Значит, его субъект не распределен.

1.4. Если данное суждение - общеутвердительное, то его субъект распределен. Субъект не распределен. Значит, данное суждение не является общеутвердительным.

1.5. Если бьют в набат, значит, где-то пожар. В набат не бьют. Значит, пожара нет.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.16.123 (0.013 с.)