Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 2 . Логические формы мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Понятие логической формы мысли. 2. Основные формы абстрактного мышления.
Упражнения 1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях: 13 - нечетное число, 7 не делится на 3 без остатка, сознательный, искусственный интеллект, Париж - моя мечта, контроллер, без билетный, поскольку все химические элементы имеют атомный вес, то и ртуть, как химический элемент, также имеет атомный вес, автобус №81. 2. Приведите собственные примеры различных форм мысли и назовите их. ТЕМА 3. Понятие как форма мысли План 1. Определение понятия. Понятие и слово. 2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке.
Упражнения 1. Укажите, какие из ниже перечисленных признаков входят в содержание понятия «студент»: фамилия, имя, национальность, пол, возраст, вес, аттестат о среднем образовании, место жительства, цвет глаз, форма обучения, наличие водительских прав, учеба в высшем или среднем специальном учебном заведении, спортивные награды, группа крови. 2. Приведите 5 примеров понятий, выраженных в языке словосочетанием. 3. Поясните смысл неологизмов: сайт, сервер, аудитор, евро. ТЕМА 4. Структура и виды понятий План 1. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения. 2. Виды понятий по объему и по содержанию.
Упражнения 1. Определите объем следующих понятий: Черное море, страны шенгенской группы, евро, сервер, декан, персональный компьютер, кентавр, алогичный, самая кровопролитная война, русалка, «Война и мир» Л.Н. Толстого, лама, президент Республики Беларусь, основатель дизеля, Ю. Гагарин. 2. Укажите, какими являются эти понятия по содержанию? 3. Проиллюстрируйте на примере закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
ТЕМА 5. Отношения между понятиями по объему и Содержанию План 1. Несравнимые по содержанию и исключающие друг друга по объему понятия. 2. Сравнимые по содержанию и совместимые по объему понятия. 3. Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему.
Упражнения Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствуют следующим схемам:
ТЕМА 6. Обобщение и ограничение понятий План 1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. 2. Логический смысл операции обобщения понятий. 3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родо-видовых отношений.
Упражнения 1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями: Лекция, диплом, ЕС - 1840, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, теорема Гёделя, песочные часы, тонометр, маркетинг, Вавилон, рубль, персонаж пьесы, глюон, ислам, гробница, Птолемей,бор, омоним, пролог, сахар. 2.Проведите операцию ограничения со следующими понятиями: ВУЗ, логический союз, интеграция, сигнал бедствия, телевизионное устройство, ректор, студент, экзамен, программа, религия, игра, система, удовольствие.
ТЕМА 7. Явные определения понятий План 1. Структура и виды явных определений. 2. Правила и ошибки явных определений.
Упражнения 1. Приведите два примера определений через род и видовое отличие. 2. Приведите два примера генетического определения. 3. Укажите, какое правило определения нарушено и назовите ошибку: 3.1. Тонометр - медицинский прибор. 3.2. Логика - наука о понятиях. 3.3. Диетотерапия - муки Тантала. 3.4. Физика - это наука о физических процессах.
ТЕМА 8. Неявные определения понятий План 1. Сравнение как прием определения понятий. 2. Характеристика как вид неявного определения. 3. Описание как операция, сходная с определением. Упражнения 1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» Л.Н.Толстой. 2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу. 3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.
ТЕМА 9. Деление понятий План 1. Объем понятия и способы его установления. 2. Правила и ошибки деления понятий.
Упражнения 1. Проведите операцию деления следующих понятий: Государство, звезда, занятие, система, болезнь, экзамен, логический союз, население Земного шара, одежда, часы, язык, акция, клетка, устройство, закон, город, лекарство, экономика, наука, искусство, религия, литература. 2. Проверьте правильность операции деления и назовите ошибку, если она есть: 2.1 «Пользуйтесь услугами Дома проката № 3. Здесь Вам выдадут напрокат кресло-кровать, сервант, саксофон, кларнет и др. музыкальные инструменты» («Вечерний Минск», 21 ноября 1985 г.). 2.2. Радиореклама: «Запоминайте! Масло бывает сливочное, растительное и моторное!».
ТЕМА 10. Простые суждения План 1. Определение простого суждения и его структура. Суждение и понятие. 2. Классификация простых суждений по качеству и количеству.
Упражнения 1. Определите структуру (субъект, предикат, связка) и вид по качеству и количеству следующих суждений: 1.1. Эрмитаж является одним из лучших музеев мира. 1.2. Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действительности. 1.3. Все компьютеры IВМ отличаются высокой надежностью. 1.4. Данная задача не решена. 1.5. «Всяк кулик своё болото хвалит». 1.6. Никто не любит проигрывать. 1.7. Христианство не является язычеством. 1.8. «Не всё то золото, что блестит». 1.9. Любая мировая религия является феноменом культуры. 1.10. Некоторые насекомые очень ядовиты. 1.11. Беларусь является Республикой. 1.12. Прометей – образ героя-мученика.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.006 с.) |