ТОП 10:

ТЕМА 21. Разделительные силлогизмы



План

1. Определение разделительного силлогизма.

2. Разделительно-категорические выводы и их модусы.

Упражнения

1. Определите фигуру, модус и правильность следующих разделительных силлогизмов:

1.1. Суждения бывают либо истинные, либо ложные. Данное суждение - истинно. Значит, оно не является ложным.

1.2. Это или убийство, или несчастный случай. Это не несчастный случай. Следовательно, это - убийство.

1.3. Он учится на дневном или заочном. Но я знаю точно, что не на дневном. Значит, на заочном.

1.4. Умозаключение бывает непосредственным или опосредованным. Данное умозаключение - силлогизм, значит, оно не является непосредственным.

 

ТЕМА 22. Условно-разделительные силлогизмы

 

План

1. Образование условно-разделительных выводов.

2. Дилемма и её разновидности.

 

Упражнения

1. Определите вид и правильность дилеммы в следующих условно-разделительных силлогизмах:

1.1. Если это - острый аппендицит, то нужна немедленная операция. Если же это перитонит, то также нужна немедленная операция. Следовательно, острый ли это аппендицит или перитонит - нужна немедленная операция.

1.2. Если родится мальчик, назовем его Кириллом, а если - девочка, то назовем ее Катей. Поскольку скоро у нас родится мальчик или девочка, то у нас вскоре появится Кирилл или Катя.

1.3. Если он все-таки решится приехать, то поселится, как всегда, либо в «Планете», либо в «Юбилейной». Но ни там, ни там его нет. Значит, передумал и не приехал.

1.4. Если это условный силлогизм, то в нем должна быть условная посылка, а если разделительный, то - разделительная. А поскольку ни условной ни разделительной посылки нет, то данный силлогизм не является ни условным, ни разделительным.

 

ТЕМА 23. Индуктивные умозаключения

План

1. Понятие недедуктивного вывода.

2. Полная и неполная индукция. Схемы вывода и достоверность обобщения.

3. Основные ошибки индуктивных выводов.

 

Упражнения

1. Определите вид и схему индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность обобщения:

1.1. На подносе много булочек. Первая - свежая и мягкая, вторая -тоже, третья - свежая и мягкая... Значит, все булочки на подносе -свежие и мягкие (пример Л. Кэрролла).

1.2. В семье Х двое детей. Папа и мама - музыканты. Их дети учатся в музыкальной школе. Заключаем: «Вся семья Х -музыкальная».

1.3. Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Минске соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

1.4. В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова.

ТЕМА 24. Научная индукция и ее виды

План

1. Отличие научной индукции от популярной индукции.

2. Основные виды научной индукции.

 

Упражнения

1. Установите, по какому методу научной индукции получено следующее

обобщение:

В результате трех проверок посещаемости студентами лекций при разных обстоятельствах - получилось:

 

1-я пара(S) Р суббота (А) 1-я учебная неделя (В)     2-я учебная неделя (F) P 1-я пара (S) среда(D)       3-я учебная неделя (М) P четверг(К) 1-я пара (S)  

1 – я проверка 2 – я проверка 3 – я проверка

 

Заключение: Первая пара (S) является причиной плохой посещаемости (Р).

Первая проверка была на первой «паре», в субботу, в первую учебную неделю.

Вторая проверка была во вторую учебную неделю, на первой «паре», в среду.

Третья проверка была по третью учебную неделю, в четверг, на первой «паре».

Вывод: во всех трех случаях проверки общим является обстоятельство - «первая «пара»».

 

ТЕМА 25. Умозаключение по аналогии

План

1. Определение и структура вывода по аналогии.

2. Виды аналогий и их использование на практике.

3. Ошибки и достоверность заключений по аналогии.

 

Упражнения

1. Установите, по какому виду аналогии получены следующие заключения:

1.1. Завод - это большой муравейник.•

1.2. Вертолет - это большая стрекоза.

1.3. Печень по структуре напоминает губку.

1.4. Общество функционирует как большой живой организм.

1.5. Причины многих социальных явлений аналогичны явлениям природы.

2. Определите вид следующей аналогии (строгая, нестрогая, ложная):

Люди часто путают съедобные грибы со своими ядовитыми двойниками очень на них похожими.

 

ТЕМА 26. Доказательство как логическая основа аргументации

План

1. Определение доказательства и его структура.

2. Виды доказательства. Правила и ошибки.

 

Упражнения

1. Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:

1.1. Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма внутренних углов этой фигуры равна 180.

1.2. Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест.

1.3. Если бы это было сердечное заболевание, то соответствующие приз­наки были бы видны на кардиограмме. Но кардиограмма - в порядке. Значит, это - не сердечный приступ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.006 с.)