Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Формы правильного мышления↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.1. ПОНЯТИЕ Понятие и имя Основными формами правильного мышления являются - понятие, суждение и умозаключение. Человеческая речь состоит из слов. Слова необходимы для того, чтобы обозначать, именовать окружающие нас предметы, явления, события. Нам известен класс собственных имен: «Анна», «Петр», «Иван Иванович», «Лев Николаевич Толстой», «Киев». Но такие слова как «дерево», «зелёный», «сосна» - это тоже обозначения, имена тех или иных объектов или свойств. Именуются так же и незнакомые предметы – «незнакомый предмет» или «вещь без имени». Таким образом, все предметы, свойства, отношения окружающего мира, могут быть названы именем. Имя - это выражение языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность предметов, свойство или отношение. Если в повседневной жизни считают именами лишь собственные имена, то логика выделяет важнейшую функцию слов - что-то обозначать, и с этой точки зрения почти все они оказываются именами. Т.о. логика расширяет обыденное понимание того, что такое имя, она как бы отходит от обыденного здравого смысла, проникая в суть вещей. Но имена не только обозначают те или иные объекты, а выражают ту или иную мысль - язык служит для выражения мыслей. Эта мысль (точнее, форма мысли) называетсяпонятием - выражением языка которые применяются для обозначения и замещения предметов при мысленном оперировании с ними. Всякое понятие выражается именем, и всякое имя выражает понятие, между ними нет существенного различия, однако имя - это выражение языка, а понятие - это мысль. Понятие - форма мысли, отражающая общие, существенные и отличительные признаки чего бы то ни было, что может быть предметом нашей мысли. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый воображаемый). Главное для данной формы мысли - отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете. Под предметом в логике понимают не только материальные объекты, обладающие пространственно-временными характеристиками, но и отдельные свойства, отношения, процессы, явления, события, научные абстракции, т.е. всё то, на что направлена наша мысль. Признак – это любое свойство предмета, внешнее или внутреннее, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное, существенное или несущественное - это все то, в чем отдельные предметы сходны между собой или чем они отличаются друг от друга. Общие признаки (свойства) – это те, которые присущи хотя бы нескольким предметам (явлениям, процессам), которые характеризуют предметы, обозначаемые разными понятиями. Существенные признаки – это те, которые отражают внутреннее, коренное свойство предмета, которые выступают определяющими для него, выражают внутреннюю закономерную связь его элементов, присущие только ему. Это такие признаки, изменение или уничтожение которых влечет за собой качественное изменение (уничтожение) самого предмета. Все остальные признаки – несущественные – это признаки, которые не порождены их природой, а привнесены в них извне и имеют для них случайный характер. Часто существенность того или иного признака определяется интересами самого человека, его позицией, задачами, целями, ситуацией. Существенными признаками воды для жаждущего человека, для физика или химика будут разные признаки. Для ученого - это структура молекулы воды (Н2О), для простого человека - способность утолять жажду. Среди признаков понятия различают родовые, более общие, и видовые - частные, индивидуальные, специфические. Высший род - это предельно общее понятие - категория, низший вид - единичное понятие, понятие, отражающее индивид. Элементы - индивидуальные предметы, составляющие некоторый класс, а по отношению к обозначающему их понятию называются - десигнатами. Таким образом, понятие – это слова или словосочетания, которые выражают мысли о предметах с точки зрения их отличительных признаков. Понятия связываются с предметами отношением обозначения. Поэтому любое языковое выражение, которое служит для обозначения предмета мысли, является понятием. Благодаря отношению обозначения слово или словосочетание приобретает смысл и значение и становится формой выражения мысли. В основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия, а под значением имеются в виду стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия. В предложении понятия обычно употребляются в качестве подлежащего или именной части сказуемого. В предложении «Санкт-Петербург является крупнейшим культурным центром России» выражения «Санкт-Петербург» и «крупнейший культурный центр России» являются понятиями. Всякое слово или словосочетание, которое не может выполнять указанные функции в предложении, не является понятием. Отношения между понятием и словом не однозначны. Они подвижны и многоплановы. С одной стороны, всякое понятие выражается в слове (или словосочетании). Например, «государство», «правовое государство», «федеративное правовое государство», «демократическое федеративное правовое государство». С другой - не всякое слово выражает собой понятие. Не являются понятиями: - междометия, в которых непосредственно зафиксированы не мысли, а чувства («ах», «ой», «эге-ге» и др.); - служебные слова - союзы, частицы и т. п. («когда», «не»); - местоимения: «Я» - это только указание на говорящего, «ты» - на слушающего, «он» («она», «оно», «они») - на лиц, не причастных к данному разговору, но никаких существенных признаков в этих словах не содержится. Кто такой (такая) «я» (если не знать, кто говорит) - мужчина, женщина, студент, коммерсант, ученый - неизвестно, потому что этого содержания нет в слове «я». Это слова-указания, они не значат, а указывают на значимое. Так же понятиями не являютсявыражения: «быстро», «почему», «пойдем» и т.п., так как их использование в качестве подлежащего или именной части сказуемого превращает предложение в бессмысленное выражение. Структура понятия В структуре понятия выделяют содержание и объем, каждое понятие или связанное с ним имя имеют объем и содержание. Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство этих двух составляющих его элементов. Содержание понятия, считается главным в структуре - это система существенных и отличительных признаков присущих предмету (предметам), явлению (множеству явлений) мыслимых в понятии. Содержание понятия «стол», представляет совокупность таких существенно-отличительных признаков предмета, как искусственность его происхождения, гладкость и твердость плоскости, вознесенной над поверхностью земли (пола) и т.д. В понятии «дерево» мыслятся такие свойства: быть растением, иметь корни, ствол, крону. Содержанием понятия «человек» является общественное существо, способное производить орудия труда, обладающее сознанием и языком как знаковой системой. Логика не даёт полный перечень существенных свойств, она лишь указывает, что входит в содержание отдельных мыслей о предмете, но какие именно признаки существенны для этого предмета лучше всего может знать только специалист в данной предметной области. Ядром содержания является наиболее существенный признак. Содержание понятия составляет его смысл. Содержание понятия чаще всего является многослойным.Специфические, отличительные признаки ограничивают круг предметов, которые могут быть обозначены некоторым понятием. Если разные люди по-разному трактуют одно и то же слово, то они подразумевают под ним разные понятия, вкладывают в него разное содержание. Прежде чем вести дискуссию следует определить понятия. Часто этого не делают даже на уровне серьезных политических диспутов, что приводит ко всякого рода недоумениям и бесполезной трате времени и сил. Знание основных законов логики уберегает от подобных ошибок. Объем понятия - структурный элемент, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками, это множество тех предметов, каждому из которых принадлежат свойства, входящие в содержание понятия. Объем - множество всех десигнатов понятия.Объем понятия охватывает некоторый класс предметов, материальных или только мыслимых, который составляет предметное значение понятия. Объем понятия «человек» отражает всю совокупность людей на нашей планете, все их множество, объем понятия «дерево» образуют все предметы, которые обладают свойствами, присущими деревьям, т.е. все деревья, растущие на Земле. Выделение, обособление классов и их именование происходят на основе какого-нибудь признака, который для составляющих класс элементов является общим, а для класса отличительным. Этот специфический признак называется классификационным, и он является наиболее существенным. В понятие «стол» можно выделить классы: «письменный стол», «обеденный стол» по их предназначению. Выделенные на основе классификационных признаков в классе группы предметов называются его подклассами. Однако можно сгруппировать предметы и по несущественным признакам. Если в качестве классификационного, взять признак «быть зеленым», то можно образовать класс зеленых предметов, куда войдут самые разнообразные по своей природе вещи. Такие искусственно образованные классы не представляют ни теоретического, ни практического интереса. Большинство классов не являются однородными, внутри классов можно обнаружить многообразие. Поэтому объемы некоторых понятий представляют собой сложные вертикально-горизонтальные структуры: в горизонтальном срезе объема понятия «геометрическая фигура» можно выделить многоугольники, круги, эллипсы; а в вертикальном - многоугольники, четырехугольники, параллелограммы, прямоугольники, квадраты. Итак, следует отличать, что содержание понятия - это совокупность свойств, а объем понятия - это множество предметов, обладающих этими свойствами. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Содержание понятия находится в обратно пропорциональном отношении к объему понятия, совокупности предметов, мыслимых в понятии: чем больше содержание, тем меньше объем понятия, соответственно, чем больше объем понятия, тем меньше содержание. Это положение - важнейший принцип логики, позволяющий производить многочисленные операции с понятиями. Так, понятие «животное» шире по объему, но меньше по содержанию, чем понятие «млекопитающее животное». Еще меньше объем и богаче содержание у понятия «млекопитающее животное, живущее на суше». Если двигаться в обратную сторону, то мы получим понятие «органический мир» - большее по объему, но меньшее по содержанию, чем понятие «животное». Поскольку понятие состоит всего лишь из двух элементов, а суждение составляют как минимум два понятия, и в нем еще выделяются и другие структурные элементы, то естественно, что понятие - простейшая форма мысли, лежащая в основе других, более сложных. Своей диалектической природой (обратным отношением объема и содержания) понятие определяет диалектичность и других, более сложных форм мысли. Образование и роль понятий Возникновение понятий - объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Сначала, человек, мыслил образно, для него «зверь» – это олень, мамонт и тому подобное. Он не мыслил жестокого человека – зверем.Развитие познавательной способности человека ведет к тому, что от первых простейших абстракций мысль движется к более широким и глубоким, более мощным абстракциям, способным все полнее отражать действительность, - «природа», «общество», «производство», «труд». Этот процесс имеет предпосылки и условия, а также причины. Объективная возможность - это предметныйхарактер окружающего мира, наличие в нем отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Если бы их не было, то не было бы понятий, не было бы и самой формы мышления, именуемой понятием. Необходимость в понятиях неразрывно связана с трудовой деятельностью людей. В процессе этой деятельности человексталкивается с неизбежным противоречием - между бесконечным многообразием отдельных предметов и потребностью овладеть ими в целях успешного воздействия на природу. Понятие является средством разрешения этого противоречия. Образование понятий - не просто отражение предметов, а сложнейший диалектический процесс, включающий в себя множество логических приемов. Важнейшими приемами выступают: анализ - это мысленное разложение предмета на его признаки; синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое; сравнение- мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия; абстрагирование - мысленное выделение одних признаков и отвлечения от других; обобщение - мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуют единый процесс, конечным итогом которого является мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту, же форму - понятия. Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу, подчеркивает универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить все качественное многообразие и единство мира. Понятие «плод» вообще, в отличие от конкретных, чувственно воспринимаемых плодов - яблок, груш, слив - охватывает лишь их общие и существенные признаки: съедобность, способность утолить голод, наличие того или иного цвета, вкуса, запаха, консистенции. Будучи отражением предметной действительности, понятия, характеризуются относительной самостоятельностью своего существования: могут быть образованы до возникновения самого предмета («социализм» и «коммунизм»); предмет исчезает, а понятие его - сохраняется, передаваясь от поколения к поколению («рабовладелец» и «раб»); с изменением и развитием действительности образуются новые понятия: с возникновением частной собственности появляется возможность и ее нарушения – «кража», а также средство ее защиты от кражи – «право». Возникновение новых понятий связано так же и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «жизнь». Глубокая диалектика объективной действительности делает неизбежной диалектикупонятий о ней. Роль понятий в познании вытекает из их сущности, и она поистине огромна и ничем не заменима. Понятия – важнейший способ духовного освоения человеком окружающего мира, для того что бы освоить его затем практически. Объединить в понятия можно лишь то, что едино в действительности, иначе сущность предметов, их объективное соотношение искажается, а, практическая деятельность обречена на неудачу. Если попытаться объединить, например, «автобус» в единую категорию с «растительным миром», то от этого он не станет «деревом» или «цветком». Понятия выполняют две основные функции:познавательнуюи коммуникативную. Познавательная функция, служит средством дальнейшего познания – накапливаются эмпирические знания, систематизируются, углубляются. Без понятий нет науки, а без науки невозможно материальное производство. Каждая наука имеет свои понятия, образующие стройную систему, ее понятийный аппарат: в физике - это понятия «массы», «энергии»; в химии - «элемента», «реакции», «валентности»; в биологии - «жизнь», «клетка», «вид»; в общественных науках - «общество», «производство», «государство». Коммуникативная функция - это средства общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди обмениваются ими в процессе совместной деятельности и передают их последующим поколениям. Таким образом, осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений. Виды понятий До настоящего момента мы рассматривали понятия вообще, но в практике мышления функционирует великое множество определенных, и самых разнообразных, понятий. Разделить их на виды можно в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками всякого понятия - содержанием и объемом. Виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, а виды понятий по их объему - количественные различия. Виды понятий по объему Понятия простые, сложные и дескриптивные Простые понятия – это понятия, выраженные одним словом: «стол», «завод», «дерево», «космонавт», «пароход», «ледоход». Сложные понятия – это понятия, состоящие из двух простых понятий, выраженных существительными в именительном падеже и образующихся с помощью функтора «и», который заменяется дефисом: «завод–гигант», «стол-карлик», «женщина–врач», «город-герой», «летчик-космонавт». Дескриптивные понятия (от лат. descriptio - описываю) – это понятия, в языковом выражении, которых наряду с существительными в именительном падеже используются существительные в родительном падеже или другие части речи: «пасмурный день», «сторонник реформ», «самая длинная река», «сладкие фрукты», «аспирант первого курса заочного отделения экономического факультета инженерно-экономического университета, проживающий в городе СПб». Описательные понятия являются сложными выражениями, в которых различают главное слово и определительный функтор, указывающий на некоторый отличительный признак части десигнатов, обозначаемых главным словом. В наших примерах главными словами являются «день», «сторонник», «река», «фрукты» и «аспирант». Любое из этих выражений может быть использовано в качестве подлежащего или именной части сказуемого в предложениях типа «А есть (не есть) В», где А и В - понятия. Если же в предложении выражена мысль о действии предмета, то в нем отсутствует именная часть сказуемого, так как сказуемое выражено глагольной формой. Пример: «Петров идет домой». Глагольную форму сказуемого преобразуем в именную, при этом содержание преобразованного предложения не изменяется. Получим: «Петров - это человек, идущий домой», или предложение «Петров - это тот человек, который идет домой». Выражения «человек, идущий домой» и «тот человек, который идет домой» являются понятиями. Таким образом, происходит преобразование предложения с глагольной формой сказуемого в предложение типа «А есть В».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.01 с.) |