Тема 1: психология как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: психология как наука



Общая психология

Часть 1

Введение в общую психологию

Тема 1: Психология как наука

В. 1

Формирование науки как социального института

Важнейшая цель науки – обретение нового знания в соответствии как с уже сформулированными, так и лишь возможными в будущем запросами общества.

На протяжении всей истории человеческого общества формировались социальные институты, обеспечивающие эти знания.

 

Социальный институт – понятие, обозначающее устойчиво воспроизводящуюся систему ценностей, норм, правил, принципов; начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей, статусов. Н-р: институт науки, институт религии и т.д.

 

Функции производства, сохранения и воспроизведения знаний в различные эпохи выполняли сначала менее специализированные институты, такие как религия, затем более специализированные – философские (н-р: платоновская Академия) или медицинские школы (н-р: Гиппократа).

 

Эволюция научного знания протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм.

 

Парадигма – (от греч: образец, модель, пример) тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец.

 

Парадигма предписывает определить:

- цели изучения (какие законы и факты д.б. установлены);

- способы достижения этих целей (методы, аппаратура, приемы обработки);

- систему критериев оценки соответствия компонентов исследования требованиям парадигмы (математико-статистические критерии, критерии валидности, надежности).

 

Психология – наука, изучающая факты и закономерности развития и функционирования психики.

В. 1

Предметом психологии является изучение психики: системные качества саморегуляции человека; закономерности становления и функционирования психики; способность человека отражать мир; познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Это та сторона человека, которой он представлен в различных научных направлениях.

 

Объектом психологии является человек, как субъект деятельности.

 

Полипредметность психологии

 

Нормы науки

Номотетический подход – (от греч. закон, установление) исследовательский подход, направленный на установление обобщений.

 

Идиографический подход – (от греч. особое отличие, индивидуальные признаки, особенности, и запись, рисунок, изображение) ориентирован на описание уникальных, единичных объектов.

 

В. 2

В. 3

В. 4

Структура современной психологии: специальные отрасли психологии

Современная психология представляет собой целый комплекс научных дисциплин, каждая из которых образует свою отрасль. Отрасли психологии классифицируют и различают по нескольким критериям:

 

Фундаментальные науки занимаются исследованиями, направленными на выявление законов восприятия и научения, а также на изучение мотивации, решения задач и т.д.

 

Прикладная психология – занимается практическим применением достижений фундаментальной науки.

 

В. 5

В. 5

Ж.Пиаже, полемизируя с Б.М.Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

 

В последние годы проблеме положения психологии в системе наук большое внимание уделяет методолог М.Бунге. М.Бунге приходит к выводу, что в течение столетия произошла эволюция в отношениях между психологией, социальными науками и биологией. Возникла «область перекрытия» этих отраслей науки, что привело к появлению социобиологии.

 

Социобиология – это новое направление, ставшее популярным в США после публикации в 1975 году книги Уилсона. Социобиологию определяют как науку, систематически изучающую биологические основы всех формсоциального поведения. Она утверждает, что живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь обеспечить себе наилучшие шансы на успешную передачу потомству своих генов. Организм – это просто машина, обеспечивающая сохранность генов, а разные формы его поведения – всего лишь стратегии для наиболее активного распространения своих генов.

Схема М.Бунге подтверждает самостоятельный статус психологии в системе наук.

 

Наиболее важным является вывод в работах методологов последних лет о приобретении психологией статуса самостоятельной науки, имеющей многообразные связи с другими научными областями.

 

 

Наблюдение

Наблюдение систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не дан.

 

Наблюдение метод, заключающийся в фиксации проявлений в поведении и получении суждений о субъективных психических явлениях. Не является самостоятельным методом в психологии.

 

 

Прямое – изучает реакции человека на раздражитель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов.

Косвенное – применяют тогда, когда мы хотим изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Можно воспользоваться методами регистрации процессов: энцефалограммы и др.

 

Непосредственное – наблюдаемый и исследователь находятся в непосредственном контакте и взаимодействии.

 

Опосредованное – исследователь знакомится с наблюдаемым субъектом косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет, биографий, аудио- или видео записей.

Полевое – идет в условиях повседневной жизни, учебы или работы.

Лабораторное – субъект или группа наблюдаются в искусственно созданных условиях.

 

Включенное наблюдение – метод научного исследования социально-психологических процессов, происходящих в малых группах. При методе включенного наблюдения экспериментатор сам является участником тех процессов, которые он наблюдает одновременно как бы со стороны и изнури.

 

Невключенное – без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой.

 

Открытое – исследователь открывает наблюдаемым свою роль. «-«снижение естественного поведения наблюдаемых.

Скрытое – инкогнито, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

В.

Целенаправленное – приближается по своим условиям к экспериментальному, но отличается тем, что наблюдаемый объект не ограничивается в свободе своих проявлений.

Случайное – поисковое, не подчиняющееся никаким правилам и не имеющее четко поставленной цели. Известны случаи, когда исследователям, работавшим в поисковом режиме, удавалось сделать наблюдения, не входящие в их первоначальные планы.

 

Сплошное – ход событий фиксируется постоянно

 

Выборочное – исследователь фиксирует наблюдаемые процессы только в определенные промежутки времени.

Струкурированное (Стандартизированное) наблюдение – метод психологического исследования, имеющий точный перечень признаков исследования. Н-р: стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы.

 

Произвольное – исследователемсвободно описываются происходящие события так, как он считает целесообразным. Обычно производят в пилотажной стадии исследования.

 

Эксперимент

Эксперимент – ( от лат: experimentum - проба, опыт) – активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

 

Эксперимент метод психологического исследования, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего

Искажения в эксперименте

Эффект Хоторна

Если испытуемому известна принятая гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.

Также причиной искажения результатов может быть условие «воодушевления» испытуемых, вызванное самим фактом их участия в эксперименте. Желая доказать, что их выбрали не случайно, они демонстрируют повышенные результаты.

 

В.

Эффект плацебо

Представляет собой результат внушения испытуемым действия какого-то фактора. Если испытуемым сказать, что какое-то воздействие может иметь последствия для деятельности, то в своей деятельности испытуемые и показывают такое отклонение.

Эффект Барнума

Т.Барнум утверждал, что люди склонны принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом.

 

 

Способы предотвращения искажений в эксперименте:

 

1. Применение «слепого метода» - исключение субъективных факторов, зависящих от экспериментатора. Н-р: при проведении эксперимента на исследование нарушения скорости реакции, точности восприятия и др. характеристик при использовании наркотиков, экспериментатор не должен знать, в какой группе сигареты с наркотиком, а в какой группе – обычные сигареты предлагаются испытуемым.

 

2. Применение «двойного слепого метода» поможет избежать искажений в эксперименте от влияния факторов, зависящих от экспериментатора и от испытуемого.

 

3. Инструкции необходимо давать как можно более безразличным тоном.

 

4. Разъяснение целей исследования способствует снижению вероятности того, что испытуемый сам придумает свою цель и в этом направлении станет искажать (занижать, увеличивать) показатели. Обычно сообщают неполную информацию, а не истинную цель эксперимента, чтобы изучить естественные реакции.

 

 

5. Для контроля можно использовать постэкспериментальное интервью с тем, чтобы узнать, что предполагал испытуемый в ходе исследования.

 

В.

Квазиэксперимент – (лат. приставка quasi - напоминающий что-то) план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. К этому типу относятся исследования с уровнем контроля, недостаточным для обоснования вывода о причинно-следственных отношениях между переменными. Н-р: корреляционное исследование, целью которого является установление статистически значимых связей между различными свойствами объекта или процесса. Несмотря на наличие статистически значимых значений, причина может быть вне связи.

Любой реальный эксперимент можно считать квазиэкспериментом, т.к. он отклоняется от «идеального».

 

В.

Опрос

Опрос метод психологического исследования, содержащий ряд вопросов, ответы на которые могут быть даны в письменной или устной форме.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в диалоге.

 

Анкета – средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Н-р: испытуемый сообщает о себе: возраст, профессию, образование, место работы, должность, семейное положение и т.д.

«-«позволяет узнать мнение, а не действительность.

 

Опросник – метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов.

Виды вопросов

Закрытые: предполагают стандартный ответ: да, нет, не знаю, трудно сказать.

Гроза это страшно?

Открытые: предполагают ответ в свободной форме, ориентированный на качество.

Ты боишься грозы?

Косвенные: подразумевают отсутствие прямых оценок испытуемым свойства.

Требования к последовательности вопросов в интервью

1. В процессе развития опроса интерес опрашиваемого должен возрастать;

2. более простые вопросы должны предшествовать более сложным;

3. нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому интимных вопросов;

4. в смысловом отношении вопросы должны следовать один за другим, так, чтобы последующие вопросы уточняли предыдущие.

 

В некоторых случаях следует отступать от логического порядка: задавать тематически родственные вопросы подальше один от другого, или вставлять между ними «буферные» вопросы, относящиеся к другой теме. Подобное перемешивание может препятствовать наступлению утомления.

 

В.

Тест

Тест – ( от анг. Test – проба, испытание, проверка) – в психодиагностике стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

 

Тест диагностика психических возможностей индивида (способностей, склонностей, навыков) и свойств личности.

 

Тест – опросник – основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с т.зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест – задание – испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

«+» могут быть применимы к людям разного возраста, имеющим разный уровень образования, разные профессии, разный жизненный опыт и т.д.

«-«испытуемые по желанию могут сознательно влиять на результаты.

 

Тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех ситуациях, когда испытуемый не м.б. полностью уверен в существовании тех или иных психологических характеристик у себя, он их не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя (н-р: отрицает личностные качества).

Проективные тесты – в основе лежит механизм проекции, когда человек склонен приписывать другим неосознанные личностные качества.

Психолог вводит испытуемого в воображаемую сюжетно – неопределенную ситуацию, которая может иметь произвольную интерпретацию. На основании содержательной интерпретации испытуемого судят о его психологии.

 

В.

Моделирование

Моделирование – (в психологии) исследование психических процессов и состояний при помощи реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала. Как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и свойства. На этой модели детально исследуют явление и делают выводы о его природе.

 

Техническое – создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Это попытки построения перцептронов – машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Тема 3: История психологии

В.

В. до н.э. - начало 17 в.

В.

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Школа возникла в 1912 г. в Германии. Представители: Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфган Келлер (1887 – 1967), Курт Коффка (1886 – 1941), Карл Дункер (1903 – 1940). Предметом психологии оставалось сознание, но рассматривалось не как сумма сенсорных элементов, а как психическое поле, где располагаются целостные психические структура – гештальты. К.Левин (1890 – 1947) развил идеи гештальтпсихологии в своей «теории поля». Изменения в психическом поле происходят за счет переструктурирования гештальтов. Гештальтпсихология стала основой для создания гештальттерапии, основанной В.Перлзом (1893 – 1970).

Когнитивная психология

Направление возникло преимущественно в американской психологии в начале 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Поведение рассматривалось как опосредованное познавательными (когнитивными) факторами. Основным методом вначале был информационный подход. Позже обнаружилась ограниченность метода и когнитивисты стаи обращаться к генетической психологии (Ж.Пиаже), культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский), деятельностному подходу (А.Н.Леонтьев). Идеи когнитивистов, кроме исследований познавательных процессов, нашли широкое применение в социальной психологии.

 

Интеракционизм

Основная идея направления заключается в том, что личность формируется под влиянием тех взаимодействий (интеракций), в которые вступает индивид. Базируется на теории символического интеракционизма Джорджа Мида (1863 – 1931).

Адекватной и наиболее часто исследуемой моделью взаимодействия является игра, в ней человек выбирает для себя «значимого другого» и ориентируется в своих действиях на его действия, и на то, как он сам воспринимается «значимым другим». Формирующееся представление человека о самом себе находится в соответствии с тем, как его воспринимают другие.

 

Центральная мысль: основным механизмом формирования личности во взаимодействии с другими является установление контроля действий со стороны того представления о личности, которое складывается у окружающих.

Психоанализ

Гуманистическая психология

В. 24

В. 25

В. 26

Высшие психические функции

В. 41

Позже американский эмбриолог, генетик Томас Гент Морган (1866-1945) создал хромосомную теорию наследственности. Он пришел к выводу, что гены находятся в хромосомах – структурах клеточного ядра. Ядро содержит 23 пары хромосом. Каждая хромосома несет в себе многие тысячи генов, ответственных за строение и функции организма (размеры тела, цвет глаз, волос, кожи, развитие, продолжительность жизни и др.). Любая клетка состоит из цитоплазмы – всего внутреннего содержания клетки, где вырабатываются материалы, необходимые для роста и жизнедеятельности организма и ядра обеспечивающего программирование этой активности и определяющего ее общее направление.

Носителем наследственности с ее генетическим кодом служит ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), которая передает заложенные в нее инструкции в цитоплазму через другую, синтезируемую с ее помощью кислоту – РНК (рибонуклеиновую). Таким образом, именно РНК, выходя из ядра, будет налаживать «работу» цитоплазмы в соответствии с «генеральным планом», заданным ДНК. Информация, записанная в молекулах ДНК, является основной частью хромосом.

Хромосомный набор человека состоит из 46 хромосом, объединенных попарно. Хромосомы первых 22 пар одинаковы у обоих полов. У мужчин 23-я пара хромосом представлена разными хромосомами – Х и У, а у женщин – двумя Х-хромосомами. Синдром Дауна характеризуется наличием лишней хромосомы 21-й пары (трисомия-21).

 

В. 41

Нарушение клеточного деления может затрагивать и половые хромосомы:

 

1. ХХХ – синдром Тернера: наличие женских половых органов при отсутствии яичников, сохранность эмоций, возможны психопатии шизофренического круга.

 

2. ХХУ – синдром Клайнфельтера: развитие мужских половых органов в сочетании с типично женскими вторичными половыми признаками (развитые грудные железы, форма таза). Возможны: безынициативность, дебильность, внушаемость, пассивность, депрессии, частота психозов, 20% эпилепсия, недоразвитие яичек и гипофиза (эндокринной железы, прикрепленной к мозгу).

3. ХУУ – в одном из 1000 случаев. Мальчик, ставший жертвой трисомии такого типа, обнаруживает «сверхмужские» признаки: часто рост более 180 см., в период полового созревания чрезмерная секреция мужских гормонов, вызывающая обильные высыпания угрей на лице и импульсивное поведение, возможно антисоциальное поведение, аффективные нарушения, повышенное возбуждение и раздражение, неспособность к глубинному анализу последствий. 10% умственно отсталые, в основном нормальный интеллект.

 

4. УУУ – зигота (оплодотворенное яйцо, продукт слияния яйцеклетки и сперматозоида), содержащая только У-хромосому, вообще нежизнеспособна.

 

Большинство из описанных аномалий сопровождаются умственным недоразвитием и нарушениями аффективной сферы.

Тема 6: Структура психики

В.

Или

В. 19

В. 20

В. 21

Сон

Сон – одно из функциональных состояний человека. Долгое время считали, что сон – просто отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Недостаток сна существенно сказывается на поведении: некоторые люди галлюцинируют или начинают бредить после двух-трех дней лишения сна; другие теряют способность нормально воспринимать осязательные, зрительные или звуковые стимулы.

Сейчас известно, что сон – это не просто восстановительный период для организма, а главное то, что это вовсе не однородное состояние.

Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует парадоксальный.

Медленноволновой сон составляет около 80% общего сна и имеет четыре стадии, в которых мозговая активность проявляется в форме все более медленных волн.

Парадоксальный сон был открыт Азеринским и Клейтманом в 1953 году.

Для этого вида сна характерны быстрые движения глаз (БДГ), активность мозга и резкое падение мышечного тонуса.

 

 

Кома

Кома представляет собой род патологического глубокого сна, от которого человек, хотя и остается живым, самопроизвольно не просыпается.

Кома возникает в результате повреждения или разрушения ретикулярной формации вследствие болезни, мозговой травмы или после приема некоторых наркотиков или ядов.

Мозг продолжает получать сигналы, но без активирующего воздействия ретикулярной формации он не в состоянии их расшифровать. Больной находится в бессознательном состоянии, он нечувствителен к внешним раздражителям и не способен к двигательным реакциям.

 

В. 21

Медитация

Под медитацией понимается особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Все виды медитации преследуют одну цель – сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания настолько, что мозг будет ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект.

Переход к измененному состоянию сознания может осуществляться разными способами. Он может происходить во время ритмичного танца, сопровождающегося повторением одного и того же слова, или в полном уходе во внутренний мир (как у йогов). В обоих случаях принцип остается один и тот же: нужно сузить поле сознания настолько, чтобы отрезать себя от внешнего мира.

Некоторые люди могут достигать во время медитации такого уровня контроля, что могут замедлить сокращения сердца или уменьшить потребление кислорода примерно на 20%.

Медитация доставляет удовлетворение из-за связанного с нею расслабления. Это способ, которым многим может помочь побороть стресс.

 

 

Гипноз

Гипноз – это особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее под влиянием направленного психологического воздействия – внушения.

Гипноз не сопровождается физиологическими отклонениями от состояния бодрствования: мозговые волны чаще всего остаются волнами бодрствующего человека, содержание кислорода и двуокиси углерода в крови не изменено, как это бывает во время сна или медитации.

В гипотезе, выдвинутой Фишером, автор рассматривает психическую жизнь как ряд слоев, соответствующим различным уровням бодрствования. Это позволяет им жить одновременно на разных уровнях, когда они оказываются под контролем внешней действующей силы.

 

В. 21

Психотропные вещества

Употребление наркотических средств вызывает патологические состояния сознания. О каком бы веществе не шла речь – все они воздействуют на головной мозг либо, ускоряя передачу сенсорных сигналов либо, блокируя или видоизменяя ее, либо мешая некоторым нервным центрам нормально выполнять свою функцию.

Известно, что эти эффекты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы – вещества, ответственные за передачу сигналов от одного нейрона к другому в синапсах.

При постоянном применении формируется физическая зависимость и если прекратить употребление сразу – может возникнуть синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом.

При резком прекращении употребления наркотических препаратов в случае психологической зависимости может возникнуть синдром абстиненции аффективного происхождения.

 

 

Функции и свойства сознания

 

Сознание:

- осознанное бытие;

- свойство высокоорганизованной материи;

- субъективный образ объективного мира;

- идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним.

 

В.

Свойства сознания: содержание, пристрастность,

Нарушения сознания

В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Высшие формы вбирают в себя и трансформируют все низшие формы. В патологических случаях происходит распад сознания в обратной последовательности: вначале расстраиваются высшие формы сознания, затем его низшие образования и лишь в последнюю очередь – биологическая база.

В психологии и в психиатрии широко распространены введенные К.Ясперсом метафорические понятия ясности и помрачнения сознания.

 

Критерии помрачнения сознания:

- отсутствие отчетливого восприятия окружающего;

- дезориентация во времени и в пространстве;

- бессвязность мышления;

- стертость воспоминаний.

Совокупность всех указанных признаков и образует «потерю сознания», его нарушенность.

 

В. 22

По В.В.Столину

Самосознание – осознание человеком себя как индивидуальности.

 

 

Этапы Характеристика и уровни
  Уровень органического самосознания (До трех лет) Осознание границ своего тела. (До определенного момента, играя с ногой, может не понимать, что сам себе причиняет боль). К 3-м годам в лексикон входит местоимение «Я» - которое закрепляет осознанием тождество своей личности.  
    Уровень индивидуального самосознания (Дошкольный возраст) Развитие самооценки на основе чужих мнений (родителей и воспитателей). Представления о себе ситуативны, неустойчивы, эмоционально окрашены.  
    Уровень личностного самосознания (Школьный возраст) Сопоставление разных мнений о себе, на их основе выработка собственного мнения. Наряду с аффективными компонентами появляются рациональные, логические.  

 

В результате развития самосознания у человека складывается «Я – концепция», представляющая совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности.

 

 

В. 22

«Я – концепция» и ее структура

Тема 7: Научение

Научение может осуществляться на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого программирования, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и в особенности человека.

 

В.

Перцептивное научение

Восприятие (перцепция) – это средство для осознания реальности. Становление восприятия – это самое настоящее научение. Восприятие новорожденного ребенка определяется такими примитивными формами научения, как сенсибилизация или классическое обуславливание. Однако, по мере накопления опыта и новой информации ребенок постепенно начинает выдвигать гипотезы на основании того, что он уже знает, при этом он пытается определить, какая из этих гипотез позволяет с наибольшей достоверностью отнести воспринимаемое к той или иной категории. В этом смысле любая форма восприятия предполагает какого-то рода рассуждение, и поэтому мы можем рассматривать перцептивное научение как когнитивное.

Концептуальное научение

Концепт – (от лат. мысль, понятие) смысловое значение знака, т.е. содержания понятия. Н-р: смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли.

Формирование понятий – процесс, при котором человек, исходя из переработанных им восприятий, выделяет сходство между предметами, живыми существами, ситуациями или идеями и объединяет их в какие-либо абстрактные категории. Такие понятия как «собака», «дерево», «справедливость», - это категории, которые позволяют нам упорядочивать наш опыт и восприятие мира, объединяя множество явлений одной мыслью. Здесь имеет место научение, в котором участвуют два процесса: абстрагирование и обобщение.

При астрагировании мы находим черты общности между двумя явлениями и определяем эту общую черту одним словом – понятием.

При обобщении – мы подводим под это понятие все новые предметы или события, имеющие черты сходства или какое-то общее свойство с предметами и явлениями, послужившее для выработки данного понятия.

В.

Научение путем инсайта

При инсайте определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации, решение приходит спонтанно.

 

Научнение путем инсайта было открыто Келером (1925) в результате наблюдений над обезьянами, проведенных в 1917 году. В те времена школа Келера, или гештальтпсихология, вела непримиримую борьбу с бихевиористскими концепциями.

 

Согласно взглядам Келера, у высших животных научение в большинстве случаев обусловлено не созданием механических ассоциаций между какими-либо стимулами или стимулом и реакцией, а скорее объединением опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы.

 

Одна из обезьян Келера в эксперименте с недосягаемым для нее бананом сначала пыталась достать плод палкой, потом другой, но палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находившиеся около нее предметы и вдруг быстро проделала логическую последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одну в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан.

 

В англоязычной литературе такое внутреннее связывание элементов, из которых складывается решение, получило название инсайт (insight – проникновение внутрь, постижение). На французский язык этот термин переводят иногда как интуиция (intuition).

 

Решение проблемы приходит внезапно, без каких – либо проб и ошибок, формирования реакций или логических рассуждений. Инсайт – это озарение, вспышка,осветившая сознание Архимеда, когда он выскочив из ванны, внезапно закричал: «Эврика!».

 

В отличие от чистого творчества инсайт возможен только в том случае, если субъект уже решал какие – то задачи с помощью сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями.

В. 27

В. 28

Структура деятельности

Схема анализа деятельности

Деятельность представляет собой общую систему, состоящую из отдельных компонентов. Выделяют компоненты деятельности: действия, операции, цели, мотивы и др. Каждый из этих компонентов представлен на определенном уровне.

Уровень деятельности.

Уровень действия.

Уровень операции.

Уровневое строение деятельности обеспечивает многозначность взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит формирование психического образа, осуществление и изменение опосредованных им отношений человека с предметным миром.

 

В. 29

В. 30

В. 31

В. 32

В. 33

В. 34

В. 35

Основные виды деятельности

Выделяют три сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечному результату, по организации, по особенностям мотивации.

Очень важную роль в деятельности играет общение, которое рассматривается в психологии не как самостоятельная деятельность и не как составляющая всякой деятельности, а как процесс, вне которого никакая деятельность невозможна.

1.Игра (детская) – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – это самое общее значение игры.

В. 36

Учение – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.206 с.)