Необихевиоризм. Латентное научение (когнитивные карты) в представлениях Э.Толмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необихевиоризм. Латентное научение (когнитивные карты) в представлениях Э.Толмена



(Э.Толмен (1886-1959), К.Халл (1884-1952)

Люди что-либо делают потому и только потому, что у них существует неудовлетворенность некоторой физиологической потребности или напряжение, вызванное возникшей нуждой. По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой, вновь привести значение физиологических показателей в норму. (К.Халл,1929).

Н-р: человек за рулем автомобиля; он поворачивает руль только тогда, когда машина отклоняется от желаемого курса.

В соответствии с теорией К.Халла, ассоциация между стимулом и реакцией называется привычкой; структура личности в основном состоит из приобретенных привычек, или связок «стимул-реакция».

Последователи К.Халла используют понятие драйва – достаточно сильный внутренний стимул, активизирующий поведение. Если следовать модели К.Халла, то именно драйвы заставляют индивида реагировать. Различаются врожденные, первичные драйвы и приобретенные (выученные) вторичные драйвы.

Основанный на первичном драйве боли, вторичный драйв тревоги имеет большое значение, потому, что может очень быстро усваиваться и обладать большой силой. Тревога может толкать индивида на самые разные действия, она играет особо важную роль в патологическом поведении.

Халл Кларк Леонгард, как Э.Толмен (представитель необихевиоризма), стремился ввести в схему классического бихевиоризма S-R «прмежуточные переменные» - драйвы, потенциал реакции, сила навыка, цель и др.

К.Халл выдвинул гипотезу редукции драйва: все акты мотивационного поведения животных направлены на снижение (редукцию) состояния драйва (влечения, побуждения). Подразумевается, что поведение детерминируется негативными состояниями напряжения. Движущей силой поведения является избегание неприятного.

Мотивация в теории К.Халла – сила стремления.

В.

Толмен Эдвард Чейз создатель когнитивного необихевиоризма. Единицей поведения выступает целостный акт, движимый мотивом, направленный нацель и опосредованный когнитивными картами -образами ситуации, которые складываются у субъекта в опыте. Когнитивные карты – это субъективные представления о пространственной организации внешнего мира, путь, на основе прошлого опыта (обстановка, ее образ).

Н-р: крысы, строили «гипотезы», руководствуясь сложившимися у них в процессе научения «когнитивными картами», обнаруживали способность к выбору и «латентному научению», т.е. научению даже в отсутствие подкрепления.

 

Э.Толмен пришел к этому выводу, когда установил, что обучение крыс в лабиринте не происходит чисто механически. При обучении в лабиринте в единое целое интегрируются запахи, особенности того или иного угла или стенки и связи между различными элементами. Животное как бы располагает эти элементы в пространстве, преобразуя совокупность относительно разнородных стимулов в единое структурированное поле. Даже если залить коридоры лабиринта водой, крысы все равно находят правильный путь, но уже вплавь.

Он считал, что существуют внутримозговые процессы, детерминированные генетически или приобретенные в результате предшествующего опыта, которые могут изменять реакцию на тот или иной стимул.

В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.120.161 (0.004 с.)