Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание душевных явлений в работах древних философов. Определение понятий: антропоморфизм, анимизм, атомизм гилозоизм, панпсихизм, схоластический подход.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Древние цивилизации придумали себе богов и богинь. Мысли, поступки и действия, которые они не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил. За более чем 800 лет до н.э. греческий поэт Гомер описал в «Илиаде» и «Одиссее», каким образом боги вмешивались в жизнь людей, заставляли их влюбляться, давали или отнимали смелость и т.д. Возникли мифы. Для мифологического подхода характерен социоантропоморфизм – перенесение человеческих свойств, особенностей жизни рода на все мироздание. Мифологическое мировоззрение предшествовало этапу представления о душе.
В древние времена считалось, что душа присутствует везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» - от лат. «анима» - дух, душа. Анимизм является исторически первым учением о душе. Его основой выступило убеждение о том, что у всего, что существуетна свете, есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, способная управлять всеми живыми и неживыми предметами и существовать независимо от объекта. Считалось, что когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении.
Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов – атомов души. Это движение получило название атомостическое. Поскольку атомы материальны, то и душа стала рассматриваться как материальный орган. Динамикой движения атомов пытались объяснить многие явления, изучаемые современной психологией: восприятие, память, мышление, сновидения. Возникает учение гилозоизм – ( от греч. материя и жизнь) – в основе которого лежит представление о жизни как всеобщем свойстве материи.
В. Примерно в это же время зародилось альтернативное материалистическому – идеалистическое объяснение душевных явлений в трудах Платона ( 428-347 до н.э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души – несовершенные образы единой универсальной мировой души – обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. В основе всего лежат идеи, считал Платон, которые существуют сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними, как посредник – мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Панпсихизм – идеалистическое представление об одушевленности объектов как живой, так и неживой природы. Идея, как нематериалистическая сущность является причиной всему. Платоном была создана классификация душевных явлений, их разделение на разум, мужество (в современном понимании воля) и вожделение (в нынешней трактовке – мотивация). Каждый тип душевных явлений размещался в разных частях тела: разум – в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Преобладание той или иной части души у человека связывалось с его индивидуальностью и соотносилось с социальным происхождением.
Аристотель (384-322 до н.э.) пытался совместить в своей теории представлений о душе материалистическое и идеалистическое. В своем трактате «О душе» он впервые выдвинул идею о неразделимости души и тела. Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, движущей, чувствующей, разумной. Ощущения оставляют след в виде представлений – образ тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству (голубое – синее), по смежности во времени и пространстве (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), по контрасту (черное – белое), тем самым, указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. В. Ассоциация – это возникающая связь между ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами, когда возникновение в сознании одного из них влечет появление другого. Однако термин был предложен Джоном Локком. Трактат Аристотеля «О душе» считается первым психологическим трудом. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость. Против этой концепции восстала иудейско-христианская религия, по которой сущность человека постигается не через разум и рассудочное мышление, а через Высшее существо и догмы, которые представляют собой тайну, недоступную смертным. Поэтому 11 столетий интеллектуального средневековья отмечены множеством школ, которые либо примыкали к богословам, рассматривающим философию как измышления дьявола, а естественные науки – как ограничение божественной власти, стоящей над разумом, либо примыкали к философским течениям. Душа, для первых, считалась божественным, сверхъестественным началом и поэтому исследовать ее научными методами было нельзя. Попытки подобного рода стали караться церковью, которая присвоила себе безраздельное и исключительное монопольное право заниматься этими вопросами. Поскольку философия того времени тесно смыкалась с теологией, (Теология это богословие – совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, носящих авторитарный характер и догматическое содержание, несовместимые с принципами свободной философской научной мысли) то учение о душе стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло во владение религии.
Схоласты, рассматривающие учение о душе одновременно основанное и на богословии и на доктрине Аристотеля, пытались объяснить мир с помощьюразума, озаренного верой. (Абеляр (1079-1142), Фома Аквинский (1228-1274). Схоласты выделяли intentio sekunda, понимаемая как обращенность разума на свои собственные состояния (например понятия), возникающие как результат intentio prima, предметного содержания (например веры).
Завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бекона (1561-1626). Новизна его подхода состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению ее способностей. Учение Бекона возродило идею гилозоизма: способностью выбора обладают и живые и мертвые тела (например: магнит).
В.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.163.255 (0.008 с.) |