Формирование науки как социального института 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование науки как социального института



Важнейшая цель науки – обретение нового знания в соответствии как с уже сформулированными, так и лишь возможными в будущем запросами общества.

На протяжении всей истории человеческого общества формировались социальные институты, обеспечивающие эти знания.

 

Социальный институт – понятие, обозначающее устойчиво воспроизводящуюся систему ценностей, норм, правил, принципов; начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей, статусов. Н-р: институт науки, институт религии и т.д.

 

Функции производства, сохранения и воспроизведения знаний в различные эпохи выполняли сначала менее специализированные институты, такие как религия, затем более специализированные – философские (н-р: платоновская Академия) или медицинские школы (н-р: Гиппократа).

 

Эволюция научного знания протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм.

 

Парадигма – (от греч: образец, модель, пример) тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец.

 

Парадигма предписывает определить:

- цели изучения (какие законы и факты д.б. установлены);

- способы достижения этих целей (методы, аппаратура, приемы обработки);

- систему критериев оценки соответствия компонентов исследования требованиям парадигмы (математико-статистические критерии, критерии валидности, надежности).

 

Психология – наука, изучающая факты и закономерности развития и функционирования психики.

В. 1

Предметом психологии является изучение психики: системные качества саморегуляции человека; закономерности становления и функционирования психики; способность человека отражать мир; познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Это та сторона человека, которой он представлен в различных научных направлениях.

 

Объектом психологии является человек, как субъект деятельности.

 

Полипредметность психологии

 

Нормы науки

Номотетический подход – (от греч. закон, установление) исследовательский подход, направленный на установление обобщений.

 

Идиографический подход – (от греч. особое отличие, индивидуальные признаки, особенности, и запись, рисунок, изображение) ориентирован на описание уникальных, единичных объектов.

 

В. 2

Задачи современной психологии

· Изучать проблему возникновения и развития психики;

· Изучать сознание человека как высшую форму психики;

· Изучать проблему обусловленности психики человека биологическими и социально-историческими факторами;

· Изучать нейрофизиологические основы психической деятельности;

· Изучать структуру психики человека;

· Изучать закономерности формирования психических образов;

· Изучать отражательно-регуляторную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

· Изучать индивидуально-типологические особенности личности;

· Изучать психологические особенности поведения человека в социальной среде;

· Изучать психологию конкретных видов человеческой деятельности;

· Научиться понимать сущность психических явлений, их закономерности и научиться управлять ими;

· Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

· Быть теоретической основой практики психологической службы.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и поликлиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов, в управленческих структурах, в правоохранительной системе и аналитических центрах социального развития.

 

В. 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.007 с.)