Тема 8: Психология деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8: Психология деятельности



 

 

Деятельностный подход в психологии

Главное достижение отечественной психологии – положение о психике, которая формируется и проявляется в деятельности.

 

В работах Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960) был сформулирован принцип единства сознания и деятельности.

Главный постулат: общение человека с миром не является прямым, непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реальных действий с объектами этого мира.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) также развивал положение о том, что все, что совершенствуется в психической сфере человека,укореняется в его деятельности. Деятельность включает: мотивы, цели, действия – их нельзя рассматривать порознь. Обращение к деятельности позволяет изучать такие категории, как:

- внутренний образ предмета;

- совершаемое человеком действие;

- мотив, побуждающий человека действовать;

- переживание человеком своего отношения к другим индивидам;

- личностные свойства и притязания человека.

 

Лев Семенович Выготский ( 1896-1934) разработал теорию высших психических функций – прижизненно формирующихся психических процессов, социальных по своему происхождению.

Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Под высшими психическими функциями он понимал речь, правила, нормы, образцы поведения, т.е. способы, с помощью которых человек себя строит.

Развитие ребенка – это присвоение и усвоение этих средств, т.к. своих у него еще нет. Затем «внешняя речь» переходит во «внутреннюю», и все нормы, правила, знаки становятся неотъемлемой частью психики человека.

Таким образом, ВПФ изначально существуют как форма взаимодействия между людьми, а затем – как внутренний интрапсихологический процесс.

 

 

В. 27

Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь

В. 28

Структура деятельности

Схема анализа деятельности

Деятельность представляет собой общую систему, состоящую из отдельных компонентов. Выделяют компоненты деятельности: действия, операции, цели, мотивы и др. Каждый из этих компонентов представлен на определенном уровне.

Уровень деятельности.

Уровень действия.

Уровень операции.

Уровневое строение деятельности обеспечивает многозначность взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит формирование психического образа, осуществление и изменение опосредованных им отношений человека с предметным миром.

 

В. 29

Главные отличия деятельности человека от активности животных

В. 30

Развитие человеческой деятельности в филогенезе и онтогенезе

В. 31

Управление действием по П.К.Анохину и Н.А.Бернштейну

В. 32

Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности

В. 33

Согласование (перенос) и интерференция навыков

В. 34

Этапы формирования навыка. Причины, влияющие на продуктивность навыка. Понятие деавтоматизации

В. 35

Компоненты действия и их основные функции

В.

Основные виды деятельности

Выделяют три сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечному результату, по организации, по особенностям мотивации.

Очень важную роль в деятельности играет общение, которое рассматривается в психологии не как самостоятельная деятельность и не как составляющая всякой деятельности, а как процесс, вне которого никакая деятельность невозможна.

1.Игра (детская) – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – это самое общее значение игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.116.152 (0.035 с.)