Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оперантное научение: метод проб и ошибок по Э.ТорндайкуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обстоятельства, в которые попадает организм и к которым он вынужден приспосабливаться, выбирая те или иные действия, способствуют формированию многих новых форм поведения. Бихевиористы назвали такие формы поведения оперантными (от лат. действие), поскольку в этом случае все начинается с действия. При научении методом проб и ошибок индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его и при этом, постепенно отказываясь от неэффективных действий, находит в конце концов решение задачи. Эдуард Торндайк, американский психолог (1874-1949) изучал решение животными задач в лабораторных условиях. В своих опытах в 1911 году Торндайк использовал проблемные клетки, которые открывались в том случае, если животное тянуло за веревку или приподнимало крючок. Кошка, помещенная в такую клетку, должна была методом «проб и ошибок» научиться открывать клетку и получать корм. По мере увеличения числа попыток действия животных все больше сосредоточивались вокруг «ключевого» участка клетки, и число ошибок, а также время, проведенное в клетке, быстро сокращались, т.е. чем больше проб совершает животное, тем меньше становится число ошибок. На основании полученных результатов Торндайк вывел закономерность (см. рис.) – закон эффекта – в случае, если какое-то действие приводит к желательным результатам, вероятность его повторения возрастает, а если к нежелательным последствиям – снижается. Однако, научение методом проб и ошибок само по себе не очень эффективно. Если бы новые формы поведения удавалось «изобрести» лишь случайным образом, было бы трудно объяснить быстрое приобретение новых навыков людьми и домашними животными. Скиннер систематизировал теорию Торндайка, пытаясь объяснить, каким образом в структурированной среде формируется множество различных типов поведения. В. Д.Уотсон и классическое обуславливание И.П.Павлов открыл принципы выработки условных рефлексов или классического обуславливания, за что в 1904 году был удостоен Нобелевской премии. В 1920 году Уотсон (США), ознакомившись с результатами русской школы, показал, как путем обуславливания могут формироваться такие эмоции, как, например, страх. Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов. Уотсон исходил из того, что в нервной системе существуют прямые связи между реакцией испуга и некоторыми специфическими стимулами вроде внезапного резкого звука или потерей опоры. Уотсон и его сотрудница Розалии Рейнер провели опыты на шестимесячном младенце по имени Альберт. Когда ребенку показали белую лабораторную крысу, он пришел в восторг, т.к. совершенно не боялся пушистых зверьков. Тогда исследователи начали сочетать предъявление крысы с резким звуком, что вызывало у ребенка плач и крики. После нескольких опытов уже сам вид крысы стал вызывать у малыша плач. Был сформирован условный рефлекс страха. Этот «условный страх» в результате генерализации вскоре распространился на все предметы с белым мехом, включая Деда Мороза.
Закон ассоциации (или сочетания). Если на нервную систему воздействуют одновременно два раздражителя, то весьма вероятно, что между ними в нервных структурах установится связь. В случае классического обуславливания один из раздражителей вызывает рефлекс естественным образом, и тогда, при сочетании с ним второй, казалось бы не имеющий к данному рефлексу никакого отношения, тоже может приобрести способность вызывать его. В.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.178 (0.008 с.) |