Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оперантное научение: метод проб и ошибок по Э.Торндайку

Поиск

Обстоятельства, в которые попадает организм и к которым он вынужден приспосабливаться, выбирая те или иные действия, способствуют формированию многих новых форм поведения. Бихевиористы назвали такие формы поведения оперантными (от лат. действие), поскольку в этом случае все начинается с действия.

При научении методом проб и ошибок индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его и при этом, постепенно отказываясь от неэффективных действий, находит в конце концов решение задачи.

Эдуард Торндайк, американский психолог (1874-1949) изучал решение животными задач в лабораторных условиях. В своих опытах в 1911 году Торндайк использовал проблемные клетки, которые открывались в том случае, если животное тянуло за веревку или приподнимало крючок. Кошка, помещенная в такую клетку, должна была методом «проб и ошибок» научиться открывать клетку и получать корм. По мере увеличения числа попыток действия животных все больше сосредоточивались вокруг «ключевого» участка клетки, и число ошибок, а также время, проведенное в клетке, быстро сокращались, т.е. чем больше проб совершает животное, тем меньше становится число ошибок.

На основании полученных результатов Торндайк вывел закономерность (см. рис.) – закон эффектав случае, если какое-то действие приводит к желательным результатам, вероятность его повторения возрастает, а если к нежелательным последствиям – снижается.

Однако, научение методом проб и ошибок само по себе не очень эффективно. Если бы новые формы поведения удавалось «изобрести» лишь случайным образом, было бы трудно объяснить быстрое приобретение новых навыков людьми и домашними животными.

Скиннер систематизировал теорию Торндайка, пытаясь объяснить, каким образом в структурированной среде формируется множество различных типов поведения.

В.

Д.Уотсон и классическое обуславливание

И.П.Павлов открыл принципы выработки условных рефлексов или классического обуславливания, за что в 1904 году был удостоен Нобелевской премии.

В 1920 году Уотсон (США), ознакомившись с результатами русской школы, показал, как путем обуславливания могут формироваться такие эмоции, как, например, страх. Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов.

Уотсон исходил из того, что в нервной системе существуют прямые связи между реакцией испуга и некоторыми специфическими стимулами вроде внезапного резкого звука или потерей опоры.

Уотсон и его сотрудница Розалии Рейнер провели опыты на шестимесячном младенце по имени Альберт. Когда ребенку показали белую лабораторную крысу, он пришел в восторг, т.к. совершенно не боялся пушистых зверьков. Тогда исследователи начали сочетать предъявление крысы с резким звуком, что вызывало у ребенка плач и крики. После нескольких опытов уже сам вид крысы стал вызывать у малыша плач. Был сформирован условный рефлекс страха. Этот «условный страх» в результате генерализации вскоре распространился на все предметы с белым мехом, включая Деда Мороза.

 

Закон ассоциации (или сочетания). Если на нервную систему воздействуют одновременно два раздражителя, то весьма вероятно, что между ними в нервных структурах установится связь. В случае классического обуславливания один из раздражителей вызывает рефлекс естественным образом, и тогда, при сочетании с ним второй, казалось бы не имеющий к данному рефлексу никакого отношения, тоже может приобрести способность вызывать его.

В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.178 (0.008 с.)