Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Радикальный бихевиоризм. Научение путем формирования реакций по Б.СкиннеруСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В своей работе «По ту сторону свободы и достоинства» (1973) Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990), американский психолог, автор концепции «оперантного бихевиоризма» излагает свои представления о факторах, управляющих людьми. Одним из центральных понятий этой концепции является понятие «оперантное обуславливание», которое выражает особый путь образования условных рефлексов (в отличие от «классического» павловского пути). Он заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула. Скиннер отрицал необходимость введения «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, которую провозгласили необихевиористы, и считал возможным в психологии лишь описание связей между стимулами, реакцией и подкреплением. Он считал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности – доброту, честность, агрессивность, альтруизм. Научение оперантным формам поведения происходит тогда, когда индивидуум осуществляет какие-то воздействия на окружающую среду, и в зависимости от результатов таких действий данное поведение закрепляется или отбрасывается. Такая точка зрения сближает оперантный бихевиоризм Скиннера с классическим бихевиоризмом Уотсона, но противоположна концепции гуманистического направления, согласно которому, социальное окружение своим ограничительным «планированием», напротив, подавляет потенциальные возможности личности. Скиннер считал, что мысль о свободе или автономии личности – не более, чем иллюзия. Мы полностью зависим от окружающей среды, из этого следует, что влияние окружения д.б. разумным. По мнению Скиннера, лучше всего смогут планировать оптимальное развитие личности в обществе специалисты по поведению человека. Такие «планификаторы» должны отбирать те формы поведения человека, которые обеспечивают выживание и развитие человеческих сообществ. Но Скиннер не ответил на вопрос, кому из «планификаторов» следует отдать предпочтение, тому, кто верит в наследование интеллекта, или тому, кто делает ставку на ключевую роль полной демократизации условий обучения? Созданные в начале 70-х годов своеобразные коммуны по скиннеровской модели, потерпели полный крах. «Свободная воля» отдельных людей очень скоро вступала в конфликт с программированием образа жизни и условий образования, которое проводили «планификаторы». В. Научение путем рассуждений: перцептивное и концептуальное виды научения Рассуждение – это мыслительный процесс, который используют в тех случаях, когда какая-либо задача не может быть решена привычным способом или для нее нет приемлемого типового решения, которое можно применить «с ходу». Когда использовать примитивный метод проб и ошибок рискованно или же он не дал желаемых результатов, также как и инсайт, приходится решать задачу путем рассуждения. Как и при любых других формах научения, результаты, полученные путем рассуждения, как правило, используются в дальнейшем во всех сходных жизненных ситуациях.
Перцептивное научение Восприятие (перцепция) – это средство для осознания реальности. Становление восприятия – это самое настоящее научение. Восприятие новорожденного ребенка определяется такими примитивными формами научения, как сенсибилизация или классическое обуславливание. Однако, по мере накопления опыта и новой информации ребенок постепенно начинает выдвигать гипотезы на основании того, что он уже знает, при этом он пытается определить, какая из этих гипотез позволяет с наибольшей достоверностью отнести воспринимаемое к той или иной категории. В этом смысле любая форма восприятия предполагает какого-то рода рассуждение, и поэтому мы можем рассматривать перцептивное научение как когнитивное. Концептуальное научение Концепт – (от лат. мысль, понятие) смысловое значение знака, т.е. содержания понятия. Н-р: смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли. Формирование понятий – процесс, при котором человек, исходя из переработанных им восприятий, выделяет сходство между предметами, живыми существами, ситуациями или идеями и объединяет их в какие-либо абстрактные категории. Такие понятия как «собака», «дерево», «справедливость», - это категории, которые позволяют нам упорядочивать наш опыт и восприятие мира, объединяя множество явлений одной мыслью. Здесь имеет место научение, в котором участвуют два процесса: абстрагирование и обобщение. При астрагировании мы находим черты общности между двумя явлениями и определяем эту общую черту одним словом – понятием. При обобщении – мы подводим под это понятие все новые предметы или события, имеющие черты сходства или какое-то общее свойство с предметами и явлениями, послужившее для выработки данного понятия. В. Научение путем инсайта При инсайте определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации, решение приходит спонтанно.
Научнение путем инсайта было открыто Келером (1925) в результате наблюдений над обезьянами, проведенных в 1917 году. В те времена школа Келера, или гештальтпсихология, вела непримиримую борьбу с бихевиористскими концепциями.
Согласно взглядам Келера, у высших животных научение в большинстве случаев обусловлено не созданием механических ассоциаций между какими-либо стимулами или стимулом и реакцией, а скорее объединением опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы.
Одна из обезьян Келера в эксперименте с недосягаемым для нее бананом сначала пыталась достать плод палкой, потом другой, но палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находившиеся около нее предметы и вдруг быстро проделала логическую последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одну в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан.
В англоязычной литературе такое внутреннее связывание элементов, из которых складывается решение, получило название инсайт (insight – проникновение внутрь, постижение). На французский язык этот термин переводят иногда как интуиция (intuition).
Решение проблемы приходит внезапно, без каких – либо проб и ошибок, формирования реакций или логических рассуждений. Инсайт – это озарение, вспышка,осветившая сознание Архимеда, когда он выскочив из ванны, внезапно закричал: «Эврика!».
В отличие от чистого творчества инсайт возможен только в том случае, если субъект уже решал какие – то задачи с помощью сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.157 (0.011 с.) |