Радикальный бихевиоризм. Научение путем формирования реакций по Б.Скиннеру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радикальный бихевиоризм. Научение путем формирования реакций по Б.Скиннеру



В своей работе «По ту сторону свободы и достоинства» (1973) Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990), американский психолог, автор концепции «оперантного бихевиоризма» излагает свои представления о факторах, управляющих людьми. Одним из центральных понятий этой концепции является понятие «оперантное обуславливание», которое выражает особый путь образования условных рефлексов (в отличие от «классического» павловского пути). Он заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула. Скиннер отрицал необходимость введения «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, которую провозгласили необихевиористы, и считал возможным в психологии лишь описание связей между стимулами, реакцией и подкреплением.

Он считал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности – доброту, честность, агрессивность, альтруизм. Научение оперантным формам поведения происходит тогда, когда индивидуум осуществляет какие-то воздействия на окружающую среду, и в зависимости от результатов таких действий данное поведение закрепляется или отбрасывается. Такая точка зрения сближает оперантный бихевиоризм Скиннера с классическим бихевиоризмом Уотсона, но противоположна концепции гуманистического направления, согласно которому, социальное окружение своим ограничительным «планированием», напротив, подавляет потенциальные возможности личности. Скиннер считал, что мысль о свободе или автономии личности – не более, чем иллюзия. Мы полностью зависим от окружающей среды, из этого следует, что влияние окружения д.б. разумным. По мнению Скиннера, лучше всего смогут планировать оптимальное развитие личности в обществе специалисты по поведению человека. Такие «планификаторы» должны отбирать те формы поведения человека, которые обеспечивают выживание и развитие человеческих сообществ. Но Скиннер не ответил на вопрос, кому из «планификаторов» следует отдать предпочтение, тому, кто верит в наследование интеллекта, или тому, кто делает ставку на ключевую роль полной демократизации условий обучения?

Созданные в начале 70-х годов своеобразные коммуны по скиннеровской модели, потерпели полный крах. «Свободная воля» отдельных людей очень скоро вступала в конфликт с программированием образа жизни и условий образования, которое проводили «планификаторы».

В.

Научение путем рассуждений: перцептивное и концептуальное виды научения

Рассуждение – это мыслительный процесс, который используют в тех случаях, когда какая-либо задача не может быть решена привычным способом или для нее нет приемлемого типового решения, которое можно применить «с ходу».

Когда использовать примитивный метод проб и ошибок рискованно или же он не дал желаемых результатов, также как и инсайт, приходится решать задачу путем рассуждения.

Как и при любых других формах научения, результаты, полученные путем рассуждения, как правило, используются в дальнейшем во всех сходных жизненных ситуациях.

 

Перцептивное научение

Восприятие (перцепция) – это средство для осознания реальности. Становление восприятия – это самое настоящее научение. Восприятие новорожденного ребенка определяется такими примитивными формами научения, как сенсибилизация или классическое обуславливание. Однако, по мере накопления опыта и новой информации ребенок постепенно начинает выдвигать гипотезы на основании того, что он уже знает, при этом он пытается определить, какая из этих гипотез позволяет с наибольшей достоверностью отнести воспринимаемое к той или иной категории. В этом смысле любая форма восприятия предполагает какого-то рода рассуждение, и поэтому мы можем рассматривать перцептивное научение как когнитивное.

Концептуальное научение

Концепт – (от лат. мысль, понятие) смысловое значение знака, т.е. содержания понятия. Н-р: смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли.

Формирование понятий – процесс, при котором человек, исходя из переработанных им восприятий, выделяет сходство между предметами, живыми существами, ситуациями или идеями и объединяет их в какие-либо абстрактные категории. Такие понятия как «собака», «дерево», «справедливость», - это категории, которые позволяют нам упорядочивать наш опыт и восприятие мира, объединяя множество явлений одной мыслью. Здесь имеет место научение, в котором участвуют два процесса: абстрагирование и обобщение.

При астрагировании мы находим черты общности между двумя явлениями и определяем эту общую черту одним словом – понятием.

При обобщении – мы подводим под это понятие все новые предметы или события, имеющие черты сходства или какое-то общее свойство с предметами и явлениями, послужившее для выработки данного понятия.

В.

Научение путем инсайта

При инсайте определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации, решение приходит спонтанно.

 

Научнение путем инсайта было открыто Келером (1925) в результате наблюдений над обезьянами, проведенных в 1917 году. В те времена школа Келера, или гештальтпсихология, вела непримиримую борьбу с бихевиористскими концепциями.

 

Согласно взглядам Келера, у высших животных научение в большинстве случаев обусловлено не созданием механических ассоциаций между какими-либо стимулами или стимулом и реакцией, а скорее объединением опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы.

 

Одна из обезьян Келера в эксперименте с недосягаемым для нее бананом сначала пыталась достать плод палкой, потом другой, но палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находившиеся около нее предметы и вдруг быстро проделала логическую последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одну в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан.

 

В англоязычной литературе такое внутреннее связывание элементов, из которых складывается решение, получило название инсайт (insight – проникновение внутрь, постижение). На французский язык этот термин переводят иногда как интуиция (intuition).

 

Решение проблемы приходит внезапно, без каких – либо проб и ошибок, формирования реакций или логических рассуждений. Инсайт – это озарение, вспышка,осветившая сознание Архимеда, когда он выскочив из ванны, внезапно закричал: «Эврика!».

 

В отличие от чистого творчества инсайт возможен только в том случае, если субъект уже решал какие – то задачи с помощью сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.005 с.)