Проблема движущих сил психического развития в концепции научения. Теория социального научения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема движущих сил психического развития в концепции научения. Теория социального научения.



Социального научения концепция — один из подходов к проблеме обучения, принятых в необихевиоризме. Термин "С. н." обозначает приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним.

С. н. объяснялось при этом, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление), и экспериментально изучалось на животных.

Основателями теории принято считать Н. Миллер, Дж. Доллард.проложили мост между бихевиоризмом.и психоаналитической теорией. Миллер и Доллард разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение, как животного, так и человека является следствием таких первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда боль и т.д.

Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление - то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции.

Научение — это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению. Придавая большое значение механизму научению путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания уменьшить количество проб и ошибок и приблизиться к правильному ответу через наблюдение поведения другого.

Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок — это миф. Отсюда задача родителей — социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе.

Р. Сирс сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия.

Действие вызывается побуждениями. Первоначально – первичными, врожденными, затем с вторичными, которые возникают как следствие социальных влияний.

Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения Другого, партнера.

Сирс выделяет три фазы развития ребенка:

1. фаза рудиментарного поведения — основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни;

2. фаза вторичных мотивационных систем — основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации);

3. фаза вторичных мотивационных систем — основывается на научении вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).

По Сирсу, детское развитие — зеркало практики воспитания ребенка. Следовательно, развитие ребенка — результат научения.

В теории социального научения большое внимание уделялось критическим периодам развития. (опыты Харлоу по депривации) и обучения ребенка.

Если мы знаем потенциальные возможности и опасности каждого периода развития, то мы можем использовать эти возможности и избегать вредный опыт.

Исследование критических, сензитивных периодов в американской психологии есть по существу исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой.

Скиннер считает, что человеческое поведение, так же, как и поведение животных, можно «сделать», создать и осуществлять контроль над ним. «Дайте мне положительно выраженное обусловливание — и я выдам вам нужного человека!»

Главное понятие концепции Скиннера — подкрепление, то есть увеличение или уменьшение, вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление и награда — не тождественные понятия. Подкрепление усиливает поведение. Награда не обязательно способствует этому.

Подкрепление бывает положительным и отрицательным.

Поведение может усиливаться путем устранения чего-то из ситуации ~ это отрицательное подкрепление. Скиннер считает, что с помощью отрицательного подкрепления также можно управлять поведением. По его мнению, в современном обществе многое в социальном поведении строится на основе отрицательного подкрепления. В более совершенном обществе поведение будет строиться на основе положительного подкрепления.

Скиннер различает первичное и условное подкрепление. Первичные формы подкрепления — это пища, вода, сильный холод или жара и т.п. Условное подкрепление - это первоначально нейтральный стимул, который приобрел подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первичными формами подкрепления.

Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, наказание обычно подавляет его.

Скиннер выступает против наказаний.Он уверен, что наказание не имеет устойчивого эффекта; чрезмерно суровое наказание может прекратить нежелаемое поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отсрочено, отдалено. Наказание указывает только на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать.

Скиннер отдает предпочтение использованию положительного подкрепления.

Положительное подкрепление, в отличие от наказания, не имеет мгновенного эффекта, но оно оказывает более длительное влияние и практически не вызывает отрицательных эмоциональных состояний.

Не обращая внимания на плохое поведение, необходимо акцентировать личность на хорошем и тем самым закреплять его.

Указанный подход получил дальнейшее развитие в концепции социобихевиоризма (А. Бандура) и был дополнен введением познавательных факторов.

Он критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Восприняв идеи диадического подхода к анализу поведения человека, Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого.

Научение посредством наблюдения важно, потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам.

А. Бандура включает в схему «стимул - реакция» четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:

· Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели — ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение. У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей.

· Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.

· Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.

· Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит.

Бандура признает роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Это заметный отход от первоначальной позиции Миллера и Долларда, согласно которой подражание трактовалось как моделирование на основе восприятия действий модели и ожидаемого подкрепления.

У ребенка в результате наблюдения поведения модели строятся «внутренние модели внешнего мира». Испытуемый наблюдает образец поведения или узнает о нем, но не воспроизводит его до тех пор, пока не возникнут соответствующие условия. На основе этих внутренних моделей внешнего мира при определенных обстоятельствах строится реальное поведение, в котором проявляются и находят свое выражение наблюдавшиеся ранее свойства модели. Когнитивная регуляция поведения, однако, подчинена контролю стимула и подкрепления основным переменным бихевиористской теории научения.

Приобретение новых реакций является в этих условиях менее длительным процессом, чем при выработке обычных навыков. В опытах по С. н. детям демонстрировались фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия (положительные или отрицательные). В зависимости от характера наблюдаемых последствий (вознаграждение или наказание) испытуемые подражали образцу в большей или меньшей степени. В последние годы с позиций теории С. н. широко обсуждается негативное влияние на развитие личности таких явлений современной массовой культуры как демонстрация сцен насилия в кино и по телевидению, распространение компьютерных игр с агрессивными сюжетами и т. п.

 

И 23.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.038 с.)