Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все животные, по-видимому, обладают врожденным знанием того, как следует поступать в разных случаях жизни. Но можно ли считать, Что такое поведение? 49 то эти инстинктивные формы поведения изначально вполне структурированы? Как обстоит дело у млекопитающих? Наблюдать за материнским поведением крысы-самки в ее естественной среде столь же увлекательно, как наблюдать за самками любых других животных. Всякая самка при приближении родов (даже если это первородящая самка) совершает те же подготовительные действия по устройству гнезда, что и ее предки на протяжении многих тысяч поколений. Она без устали притаскивает различные материалы, которые разлохмачивает зубами, чтобы сделать их более мягкими, а затем строит шаровидное гнездо, приобретающее окончательную форму в последние часы перед родами. Затем она занимается каждым из детенышей по мере их появления на свет: перекусывает им пуповину и перетаскивает по одному в гнездо. Записана ли вся эта наука в психике животного или же она частично зависит от предварительного обучения? Как будет вести себя молодая крыса, выросшая в среде, где она не имела ранее доступа к материалам, необходимым для постройки гнезда, и получила их ко времени родов? Создается впечатление, что в этом случае животное обычно оказывается неспособным к устройству гнезда или проявлению необходимой заботы о детенышах. Таким образом, крыса обладает инстинктом, который называют «материнским», но который всегда проявляется в виде очень сложной последовательности простых форм поведения, как приобретенных, так и врожденных. Все они зависят, однако, от непосредственного окружения и от прошлого опыта. Поэтому, если крыса прежде не имела возможности приобрести такие простые навыки, как обращение с материалами, которые понадобятся позже для постройки гнезда, для нее может оказаться затруднительным проявить свой «материнский инстинкт». Даже при наличии такой потребности для ее удовлетворения крысе необходимо предварительное обучение, которое позволит ей достигнуть цели, детерминированной генетически. Понятно, почему можно утверждать, что у человека «материнский инстинкт» практически исчез. В самом деле, многочисленные опросы показали, что привязанность матери к своему младенцу частично зависит от опыта, приобретенного ранее, главным образом в детстве, но в равной мере и от связей, которые устанавливаются после родов в результате ее забот о ребенке и его реакций на эти заботы. Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям Голодную собаку запирают в клетку (рис. 1.17, А). На некотором расстоянии от клетки помещают кусок мяса, обвязанный веревочкой, свободный конец которой лежит у ног собаки. Собаке достаточно было бы ухватить конец веревки зубами, чтобы притянуть к себе мясо. Однако она, по-видимому, не способна спонтанно установить связь между этими двумя элементами; она часами будет скулить, не умея решить задачу. Но если в клетку посадить шимпанзе, а к веревочке привязать банан, то не пройдет и минуты, как она завладеет бананом, потянув за веревочку (рис. 1.17, Б). Как мы увидим в главе 7, Кёлер даже наблюдал, как шимпанзе догадался вставить одну в другую две находившиеся в клетке палочки и придвинуть банан к себе (рис. 1.17, В). Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид После того как в 1974 году была обнаружена «Люси» -это были самые древние на сегодня ископаемые остатки представителя семейства Генеалогия человека
Рис. 1.18. Эволюционная линия человека (в соответствии с гипотезой Коппанса). * Purgatorius- самый древний из известных в настоящее время ископаемых приматов. ** Амфипитек-последний общий предок человека и обезьян Старого и Нового Света. Это «недостающее звено», обнаруженное недавно в Азии; миграция потомков амфипитека в Африку положила начало эволюционной линии человека (см. Science et Vie, 1986, № 824, р. 58-61). *** Эпоха, в которую эти виды дивергировали в генетическом плане. Hominidae,-появилось множество гипотез, в которых пересматривается генеалогия человека (Chavaillon, 1985). Приведем три из них. 1. От общего древнего ствола возрастом 7,5 млн. лет отходят три ветви, и Люси-наша «двоюродная сестра», принадлежащая к ветви преавстралопитеков. Это гипотеза Коппанса (Coppens, см. рис. 1.18). 1. Австралопитеки и род Homo представляют собой две самостоятельные ветви, а Люси-прямой предок этих двух ветвей, отходящих от общего ствола. Эту гипотезу выдвинули Джохансон (Johanson), Уайт (White) и Тобиаш (Tobias). 3. Существовали две совершенно обособленные линии Hominidae, а Люси-их отдаленная родня, происходящая от ветви австралопитеков. Эта гипотеза принадлежит Лики (Leakey). Резюме 1. При исследовании многих форм поведения человека возникают споры об относительном значении врожденного и приобретенного. 1. Эволюционная теория, рассматриваемая ныне как установленный факт, утверждает, что в данной среде наиболее приспособленные к ней особи оставят больше потомков, чем менее приспособленные, потомки которых будут таким образом мало-помалу элиминироваться. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения со времени появления жизни на Земле до наших дней. 3. Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами; это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения. 4. С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфические и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов. 5. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. То или иное инстинктивное поведение может проявиться лишь в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм решает, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия. 6. Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам; в результате импринтинга у детенышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются. 7. С развитием способности к научению эволюционно наиболее продвинутые виды получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде. 8. Способность к умозаключениям - уровень, достигаемый только высшими приматами, главным образом человеком. Она позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, причем это не требует предварительного научения. 9. Род человеческий происходит от живших на деревьях приматов, от которых он отделился в результате развития прямохождения и использования руки для хватания. За этим последовало увеличение объема головного мозга и развитие языка, что позволило человеку за последний миллион лет достигнуть быстрых успехов в приобретении разного рода навыков и заселить всю планету. 10. Благодаря членораздельной речи человек может рассуждать как о событиях, происходивших в прошлом, так и о грядущих событиях, общественная структура облегчает выживание группы и воспитание детей. Таким образом, человек окончательно берет свою эволюцию в собственные руки. Однако агрессивные тенденции, составляющие, возможно, часть наследия, полученного человеком от животных предков, грозят погубить его, если он не сумеет преодолеть их путем надлежащего воспитания. Литература Chapoutier G., Kreulzer M., Menini С., 1980. Psychophysiologie-Le systeme nerveux et le comportment, Montreal, Etudes vivantes, Paris. Chavaillon J. (1985). Les premiers habitants d'Ethiopie, La Recherche, n° 165, p. 449-451. Clarke R., 1985. De 1'univers a nous, Paris, Seuil. Coppens Y., 1983. Le Singe, 1'Afrique et 1'Homme, Paris, Fayard. Dethier V.G., Stellar E., 1961. Animal Behavior, Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall. Kohler W., 1927. L'intelligence chez les singes superieurs, Paris, Alcan. Lorenz K., 1979. Evolution et modification du comportement, L'inne et 1'acquis, Paris, Payot. Mead M.N., 1969. Moeurs et sexualite en Oceanic, Paris, Plan. Moore R., (Dir, publ.), L'evolution, Nederland, Time-Life (B.V.). Ouvrage collectif, 1979. Le Darwinisme aujourd'hui, Paris, Seuil. Piagel J., 1979. Le comportement, moteur de 1'evolution, Paris, Gallimard. Reeves H., 1986. L'heure de s'enivrer, Paris, Seuil. Singh J.A.L, Zingg P.M., 1980. L'homme en friche-de 1'enfant-loup a K. Hauser, Bruxelles, Ed. Complexe. Tmbergen N.. 1953 L'etude de 1'instinct, Paris, Payot. Материал для самопроверки Заполнить пробелы 1. Относительная роль..... и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии. 2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к..... признаков, наиболее..... к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям. 3. Труд Дарвина, опубликованный в..... г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался...... 4. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными..... и открытием...... 5. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием...... 6. Последовательность событий, в результате которой информация от..... передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется...... 7. Присущие данному виду сложные..... формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют..... поведением. 8. Врожденный..... механизм - это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды. 9. У некоторых животных наблюдается.... -создается глубокая привязанность к первому..... предмету, который они увидели после появления на свет. 10. Только представители видов, обладающих способностью к.....и приобретению....., могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться. 11. Способность к...... это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у...... 12. Вид Homo habilis, очевидно, возник..... лет назад в..... Африке. 13. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение..... и развитие способности к изготовлению первых...... 14. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития..... во всех направлениях, а тем самым и для увеличения..... головного мозга. 15. Первые признаки гоминизации появились у Нота..... примерно..... лет назад. 16. Заселение Северной Европы и обеих Америк нашим прямым предком Homo....., или....., произошло примерно..... лет назад. 17. Развитие..... создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека. 18. Главные особенности социальной организации человека...... пищи со своими сородичами и образование постоянных...... 19. Наблюдения Джейн Гудолл над..... показали, что агрессивность.....может иногда приводить к уничтожению самцов враждебной группы. 20. В некоторых обществах, обнаруженных в различных точках земного шара,...... по-видимому, совершенно отсутствует, и в их словаре даже нет соответствующего слова. Верно или неверно? 1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки. 2. Профессор Итар, изучавший Виктора, был уверен, что мальчик был идиотом от рождения. 3. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволявший выживать самым слабым. 4. В настоящее время основы эволюционной теории принимают большинство ученых. 5. У растений уже можно обнаружить самые примитивные формы поведения. Что такое поведение? 55 6. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов v всех видов, обладающих инстинктивным поведением. 7 Способностью к научению обладают только высшие организмы. 8 Первые признаки гоминизации появились 10 млн. лет назад. 9 Первые поселения Homo sapiens начал строить примерно 9000 лет назад. 10 Только у человека существует язык, позволяющий ему «переноситься» в прошлое или будущее. Выбрать правильный ответ 1. У человека врожденными формами поведения считаются а) агрессивные действия; б) доминирование; в) половое поведение. г) Все ответы неверны. 2. Дарвин создал свою теорию эволюции а) после прочтения работы Уоллеса на эту тему; б) с целью подтвердить тезисы креационистов; в) чтобы объяснить разнообразие существующих видов; г) с целью показать причину неизменяемости видов. 3. Теория эволюции в широком смысле а) принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых; б) представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт; в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности, г) Верны все ответы. 4. Таксис -это реакция организма, которая а) носит общий (нелокальный) характер; б) является механической; в) ориентирована относительно источника раздражения. г) Верны все ответы. 5. Рефлексы а) всегда врожденные; б) встречаются только у низших животных; в) имеют мало отношения к выживанию. г) Все ответы неверны. 6. Инстинктивные формы поведения а) запрограммированы от рождения; б) менее сложны, чем рефлексы; в) не могут изменяться в результате опыта; г) у человека более многочисленны, чем у других видов. 7. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у а) насекомых; б) рыб; в) рептилий; г) млекопитающих. 8. Импринтинг, например у гусенка, а) может быть направлен на любой объект, подвижный или неподвижный; б) создается в любом возрасте; в) возникает благодаря скрещиванию. г) Все ответы неверны. 9. Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию а) идеально соответствующую условиям среды; б) к вполне определенному типу среды; в) к различным средам. г) Все ответы неверны. 10. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек а) произошел от обезьяны; б) имеет общего предка с шимпанзе и гориллой; в) не происходит от животных. г) Все ответы неверны. 11. Гоминизация тесно связана а) с вертикальным положением тела; б) с освобождением руки; в) с развитием головного мозга; г) Верны все ответы. 12. Наиболее прямые предки человека появились а) 700000 лет назад; б) 200000 лет назад; в) 100000 лет назад; г) 40 000 лет назад 13. Человек – единственное существо, способное а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях; б) пользоваться орудиями; в) жить в сообществах. г) Верны все ответы. 14. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность а) получать очень хороший уход; б) воспринимать социальные и культурные обычаи; в) усваивать опыт предшествующих поколений. г) Верны все ответы. 15. Агрессивность человека а) представляет собой врожденное свойство; б) может быть легко преодолена; в) отсутствует у большинства народов. г) Все ответы неверны. Ответы на вопросы Заполнить пробелы 1 - наследственности; 2-отбору, приспособленных; 3-1859, «Происхождение видов»; 4-генетики, законов наследственности; 5-таксисов; 6-органов чувств, рефлексом; 7-стереотипные, инстинктивным; 8-пусковой; 9 - импринтинг, движущемуся; 10-научению, навыков; II-умозаключению, высших млекопитающих; 12-10 млн., восточной; 13-рук, орудий; 14-черепа, объема; 15 -Homo habilis, 2 млн.; 16 -sapiens, кроманьонцем, 40000; 17-языка (речи); 18 - разделение, групп; 19-шимпанзе, самцов; 20 - агрессивность. Верно или неверно (В или Н) 1-Н; 2-Н; 3-Н; 4-В; 5-В; 6-Н; 7-Н; 8-В; 9-В; 10-В. Выбрать правильный ответ 1-г; 2-в; 3-г; 4-г; 5-г; 6-а; 7-а; 8-г; 9-в; 10-6; 11-г; 12-в; 13-а; 14-г; 15-г.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.009 с.) |