Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документ 3. 7. Плацебо, пигмалион и двойной слепой методСодержание книги
Поиск на нашем сайте
За последние 30 лет благодаря химиотерапии в лечении психических расстройств произошли глубокие изменения. В некоторых случаях, однако, правомерно задать вопрос, кому принадлежит главная роль в таком лечении: препарату, врачу или самому пациенту? Вот что произошло в 1953 году с психиатром по имени У. Мендел (W. Mendel), работавшим в то время в больнице Сент-Элизабет в Вашингтоне - одной из самых крупных психиатрических лечебниц США. Мендел заведовал отделением, где лечились преимущественно выходцы из Пуэрто-Рико и с Виргинских островов. Большинство из них были госпитализированы из-за их враждебного или агрессивного поведения; некоторых считали столь опасными, что держали в смирительных рубашках, и Мендел посещал их в сопровождении двух телохранителей. Общение с больными еще больше затруднялось тем, что они почти не говорили по-английски, а Мендел не знал испанского. В это время появился новый транквилизатор -резерпин, который, казалось, давал превосходные результаты. Руководители больницы Сент-Элизабет решили провести у себя испытания этого транквилизатора, используя двойной слепой метод. Лица, проводившие испытания и раздававшие своим больным таблетки, не знали, что одни из них содержали препарат, а другие -просто подслащенную массу. Иными словами, они не знали, относятся либольные к экспериментальной группе, действительно получавшей резерпин, или же к контрольной группе для проверки эффекта плацебо. Эксперимент продолжался несколько месяцев, но очень скоро Мендел пришел к убеждению, что препарат превосходно действует на его пациентов. Чем занимаются психологи? 127 За несколько дней их агрессивность резко снизилась, и общение больных с психиатром становилось все более дружелюбным, так что решено было даже снять смирительные рубашки. У Мендела не оставалось никаких сомнений, что резерпин произведет революцию в лечении больных этого типа, и он с нетерпением ожидал результатов, полученных в других отделениях. Каково же было его удивление когда по окончании эксперимента он узнал, что его пациенты и среди тех, кто все время получал подслащенные таблетки совсем без резерпина. Чем же можно было объяснить изменения в поведении его больных? Анализируя свое собственное поведение, Мендел вынужден был признать, что только оно и было причиной этих изменений. С самого начала эксперимента Мендел действительно вообразил, что его подопечные получают резерпин и поэтому не могут не стать более смирными; он стал относиться к ним соответственно, стараясь увидеть в их жестах, взглядах или улыбке признаки, возвещающие об улучшении их состояния (тогда как раньше он обращал внимание только на проявления агрессивности). Больные в свою очередь отвечали на это тем, что становились более спокойными просто потому, что к ним стали относиться как к полноценным людям. Таким образом, их поведение изменилось не от воздействия лекарства, а от того, как с ними стали обращаться.
Выводы 1. Единственную гарантию серьезной работы психолога дает его научная подготовка в той или другой области психологии независимо от того, занимается ли он исследовательской или практической работой. 2. Клинический психолог и психолог-консультант оказывают психологическую помощь нуждающимся в ней людям. Первый имеет дело прежде всего с людьми, страдающими психическими расстройствами, которые он пытается диагностировать и лечить, применяя соответствующую психотерапию. Второй помогает главным образом людям, проблемы которых связаны с семейными и супружескими отношениями. Сексолог старается выявить психологические причины сексуальных проблем и найти необходимую терапию. Психолог-консультант помогает отдельным людям или целым общинам справляться с возникающими у них проблемами. 3. Школьные и промышленные психологи – это психологи-консультанты, оказывающие помощь учащимся и работающим людям в выборе специальности или места работы. Что касается педагогических психологов и психологов-эргономистов, то они занимаются совершенствованием видов обучения и труда, а также обстановки в учебных заведениях и на промышленных предприятиях в соответствии с потребностями человека. 128 Глава 3 4. Психолог вмешивается во все большее число областей человеческой деятельности. В настоящее время возникли и развиваются издательская, юридическая, военная психология, психология религии, взаимодействий с окружающей средой и даже творчества 5. Генетическая психология - одна из областей теоретической психологии, пытающаяся объяснить психологическое развитие индивидуума с момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти, а также механизмы, лежащие в основе этого развития. 6. Психология личности изучает становление у индивидуума свойственных ему особенностей. В отличие от этого социальная психология исследует взаимное влияние людей друг на друга. 7. Фундаментальные исследования в психологии направлены главным образом на выявление законов восприятия и научения, а также на изучение мотивации, решения задач и т. п. Психофизиолога особенно интересуют соотношения между нервной системой и поведением, тогда как психофармаколог пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных препаратов. Зоопсихолог изучает поведение животных, с тем чтобы лучше понять их родственные связи с человеком. Парапсихолог старается убедиться в существовании явлений, еще не получивших объяснения, и понять, как они соотносятся с «обычными» способностями человека. Что касается специалистов по искусственному интеллекту, то их усилия направлены на углубление наших представлений о процессах познания путем проведения аналогий с работой вычислительных машин. 8. В психологии используются методы двух категорий описательные и экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты, этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-следственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилучшим научным методом. 9. Создание экспериментальных и контрольных групп дает возможность проверить действие независимой переменной, влияние которой хотят оценить, на зависимые переменные определяемые поведением испытуемых, после того как взяты под контроль все другие факторы и выявлены промежуточные переменные (присущие испытуемым), способные повлиять на результаты. 10. Результаты эксперимента могут быть искажены под влиянием ряда субъективных факторов, зависящих от экспериментатора и испытуемых. Этого можно избежать, используя двойной слепой метод. 11. Обработка результатов и подготовка сообщения – два последних акта, необходимые для доведения исследования до конца. Чем занимаются психологи 129 Литература Общие работы Cohen D 1976 Psychologists on Psychology, New York, Taphnger Fourastie J 1966 Les conditions de 1'espnt scientifique, Pans, Gallimard Fraisse P Piaget J 1963 Traite de psychologie expenmentale, 1 Historic et Metho- des. Pans, P U F Henneman P H 1975 La psychologie et son champ d'action, Momreal, Les Editions HRM Ltee Reuchhn M Huteau M 1973 Guide de 1'etudiant en psychologie. Pans, P U F Richeile M 1968 Pourquol des psychologues 9 Bruxelles, Dessart Цитированная литература Hunt M 1974 Sexual behavior in the 1970's, Chicago, Playboy Press Kinse\ А С Pomeroy W В Martin С Е 1948 Sexual behavior in the human male, Philadelphia, Saunders Rosenthal R Jacobwn L (1966) "Teachers expectancies Determinants of pupils I Q gain". Psychological reports, n° 19, p 115 118 Searle L V (1949) "The organisation of hereditary maze-brightness and maze-dullness", Genet Psychol Monogr, n° 39, p 279 325 Try on R С 1942 "Individual differences", in F A Moss, Comparative Psychology, Englewood Cliffs, N J Prentice Hall Zajonc R В (1985) "Social facilitation". Science, n° 149, p 269 274 Материал для самопроверки Заполнить пробелы 1 Только………подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства. 2 ……..психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет….., наиболее подходящую данному больному. 3 Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желающим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со…между… или... 4 Роль …состоит в том, чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем. 5 Задача …психолога, так же как и….психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям. 6 Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных методов... 7 Одна из главных функций психолога-…..состоит в консультировании конструкторов машин и промышленного оборудования. 8 Генетический психолог пытается понять, как происходит … человека 9 Роль психофармаколога заключается в испытании новых …на животных 130 Глава 3 10. Парапсихолог занимается проверкой..... психических явлений, еще не получивших объяснения. 11...... используют психологические методы для того, чтобы дополнить те объяснения поведения животных, которые дают...... 12. При наблюдениях в естественных условиях самое трудное -это дать..... наблюдаемого поведения с учетом конкретных обстоятельств. 13. При..... наблюдениях используется опросник или карта наблюдений. 14. Результаты опроса тем...... чем лучше..... отражает реальную популяцию. 15. При..... анализе возникает проблема интерпретации зависимости, существующей между двумя...... 16. Экспериментальный метод состоит во..... в ход событий, с тем чтобы установить, как изменение одного фактора влияет на изменение другого. 17...... переменной называют переменную, которую изменяет экспериментатор. 18. Группу испытуемых, которых подвергают воздействию независимой переменной, называют..... группой. 19. Контролируемыми переменными называют все переменные, находящиеся под строгим...... чтобы они не были различными для разных испытуемых. 20. Эффектом Розенталя называют..... результатов, вызываемое тем, что..... экспериментатора может передаваться...... 21. Эффект..... - это искажение результатов, вызываемое тем, что испытуемые, знающие о гипотезе экспериментатора, будут склонны вести себя в соответствии с его...... 22. Оценка с использованием..... дает возможность свести к минимуму..... результатов. 23. При графическом представлении результатов изменения..... переменной всегда откладывают по оси абсцисс. 24. В науке не бывает..... фактов; бывают лишь плохие...... не контролируемые надлежащим образом. Верно или неверно? 1. Только солидная подготовка психолога может гарантировать серьезный подход в терапии. 2. Психологи, не занимающиеся научными исследованиями или преподаванием, чаще всего выступают в роли консультантов разного профиля. 3. Клинический психолог занимается тем же, что и психиатр. 4. Психолог-консультант лишь в редких случаях занимается лечением тех, кого он консультирует. 5. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую поддержку некоторым учащимся. 6. Генетическая психология изучает действие генов. 7. Существует лишь одна теория личности, принимаемая большинством психологов. 8. Психофизиолог изучает связи, существующие между нервными структурами и поведением. 9. Зоопсихология отличается от этологии главным образом методами, которые она применяет. 10. Метод наблюдения в естественных условиях -один из самых нудных. 11. Использование тестов - испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнениям. 12. Корреляционный анализ позволяет установить причинно-следственную связь между двумя переменными. 13. Изменения зависимой переменной определяются экспериментатором. 14. Контрольная группа -это та группа, в которую вводят независимую переменную. 15. Экспериментировать - значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных. Выбрать правильный ответ 1. Звание психолога а) защищено в большей части стран; б) не может быть присвоено любым человеком; в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки; г) может быть присвоено только клиническому психологу. 2. Клинический психолог а) играет ту же роль, что и психиатр; б) всегда работает в частном кабинете; в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии. г) Все ответы неверны. 3. Психолог-консультант а) работает с обращающимися к нему людьми; б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания; в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей. г) Верны все ответы. 4. Педагогический психолог а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся; б) проводит собеседования и тесты; в) стремится вводить эффективные методы обучения. г) Верны все ответы. 5. Генетическая психология а) изучает психическое развитие личности; б) уделяет главное внимание изучению детей; в) связана с биологией; г) мало занимается пренатальным развитием. 6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается главным образом а) зоопсихология; б) парапсихология; в) психофармакология; г) психофизиология. 7. Метод опросов а) использует специально разработанные анкеты; б) должен применяться на репрезентативных выборках; в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции. г) Верны все ответы. 8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью а) установить причинную зависимость между двумя переменными; б) выявить роль третьей переменной; в) разъяснить используемые термины. г) Неверны все ответы. 9. Гипотеза всегда формируется в форме а) вопроса, который ставит перед собой исследователь; б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты; в) теории, основанной на предвзятых идеях. г) Все ответы неверны. 10. Независимая переменная всегда вводится а) в экспериментальную группу; б) в контрольную группу; в) в обе группы. г) Все ответы неверны. 11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет: а) лабиринт; б) характер среды; в) быстрота научения. г) Все ответы неверны. 12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введенного им наркотика X», следует контролировать а) дозу наркотика X; б) число оборотов; в) пол животных. г) Верны все ответы. 13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой а) независимую переменную; б) зависимую переменную; в) контролируемую переменную; г) промежуточную переменную. 14. Двойной слепой метод позволяет избежать а) эффекта Розенталя; б) эффекта Хоторна; г) субъективных интерпретаций. г) Верны все ответы. 15. Публикация сообщения о результатах эксперимента а) необходима только в случае получения убедительных результатов; б) не должна содержать описания использованного метода; в) не должна вызывать новых вопросов. г) Все ответы неверны. Ответы на вопросы Заполнить пробелы 1-солидная; 2 -Клинический, терапию; 3-взаимоотношениями, супругами, членами семьи; 4-общинного психолога; 5-школьного, промышленного; 6-обучения; 7 - эргономиста; 8-психическое развитие; 9-лекарственных препаратов; 10-существования; 11-Зоопсихологи, этологи; 12-интерпретацию; 13-система-тических; 14-достовернее, выборка; 15 - корреляционном, переменными; 16-вме-шательстве; 17-Независимой; 18-экспериментальной; 19 - контролем; 20-иска жение ожидания, испытуемым; 21 -Хоторна, ожиданиями; 22-двойного слепого метода, искажение; 23-независимой; 24-плохих, эксперименты. Верно или неверно 1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н; 14-Н; 15-'В. Выбрать правильный ответ 1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г; 15 г. Сознание и активация Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов. Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти. Человеческое существо ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей. В связи с этим инициация тех или иных действий представляет собой лишь последний этап трехстадийной последовательности. Ее первый этап состоит в активации мозга, которая происходит в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй этап заключается в обработке мозгом информации, поступающей от организма и из внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом как текущих обстоятельств, так и прошлого опыта. Когда речь идет о рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении, эта обработка информации осуществляется более или менее автоматически, стереотипным образом (см. гл. 1). При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решения в этой обработке участвуют и такие высшие функции, как память и мышление. Об этом будет идти речь в третьей части книги. Главы 4-6 будут посвящены изучению активации и тому, как организм «создает» окружающую среду в зависимости от своих потребностей и ожиданий.
Введение к части 2 135 Прежде всего важно отличать понимание активации психофизиологами от ее понимания в психологии. Физиологическая активация связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; и именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие из внешнего мира и от самого организма, прежде чем они будут при участии ретикулярной формации направлены в кору большого мозга, если окажутся достаточно важными. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психического равновесия. Психологическая активация представляет собой продолжение физиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов. Блестящий камень, найденный на дороге, для геолога означает совсем иное, чем для просто гуляющего человека. Вид луга или леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, которому предстоит проложить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущим в этом краю. Девятая симфония Бетховена вызывает совершенно различные чувства у обеспокоенного человека, у человека, находящегося под воздействием наркотика, или у дремлющего; и уже независимо от состояния сознания ценитель классической музыки будет реагировать не так, как любитель рока. Человек, который испытывает сильный голод, будет обращать внимание только на то, чем можно было бы заполнить пустоту в желудке. Сытый же человек, возможно, займется поиском хорошей книги, постарается попасть на футбольный матч или же послушает передачу концерта по радио. Таким образом, уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов. Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов. Наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир; эти антенны -наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне. Тем не менее поиск и выбор сигналов будут зависеть от другого источника активации, который постоянно направляет эти процессы. Это уровень врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов - эмоций и чувств. Разумеется, на самом деле все это не так просто. Активация всегда частично включает предварительную обработку информации позволяющую понятным образом расшифровать сигналы из внешнего и внутреннего мира. К тому же, как мы увидим в последующих главах каждый из этих аспектов активации часто бывает связан с двумя другими. Поэтому раздельно они будут рассмотрены только для ясности изложения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.249.63 (0.009 с.) |