Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вскоре, однако, стало ясно, что разница, например, в 30 месяцев (2,5 года) между умственным и хронологическим возрастом для ребенка 5 лет и 12,5 не одно и то же. В первом случае эта разница составляет половину хронологического возраста, а во втором -всего лишь 1/5. В связи с этим немецкий психолог Штерн в 1912 году предложил математическое уравнение, позволяющее независимо от хронологического возраста ребенка «соотнести» его с «нормальными» детьми этого же возраста. В результате очень простых расчетов он получил некий показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом; он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуальности (IQ)». Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок -это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому. Рассчитаем, например, этот 1 При этом нужно было каждому ребенку добавить 24 месяца, соответствующие первым двум годам жизни, для которых тестов не было. 430 Глава 9 коэффициент для десятилетнего ребенка: У В 120мес IQ= 1-100 баллов1 ХВ 120мес Итак, 100 баллов -это «нормальный» коэффициент. Представим себе, что у ребенка с хронологическим возрастом 10 лет умственный возраст составляет 5 лет; тогда его IQ равен УВ ХВ 6Омес 120мес -= 0,5-100 = 50 баллов. Если мы теперь вернемся к приведенному выше примеру с детьми в возрасте 5 и 12,5 лет с одной и той же разницей между УВ и ХВ, то IQ б1р^ет для них рассчитываться следующим образом: ,а) для пятилетнего ребенка УВ ХВ 2,5 года ЗОмес 5 лет бОмес = 0,5- 100 = 50 баллов
(иными словами, ребенок отстает от «нормального» пятилетнего на 50 баллов); б) для ребенка в возрасте 12,5 лет = 0,8 • 100 = 80 баллов У В 10 лет 120 мес ХВ 12,5 лет 150 мес (т.е. отклонение от «нормы» составляет 20 баллов).1 1У этого метода остается все же один недостаток. Начиная с определенного хронологического возраста становилось уже непонятно, чему соответствует умственный возраст. Например, что можно сказать, если у 40-летнего человека умственный возраст составляет 37,5 лет? Оказалось, что после 20-25 лет IQ, рассчитанный по умственному возрасту, уже теряет свой смысл. Для того чтобы устранить этот недостаток, в 40-х годах были разработаны таблицы IQ на основании результатов, полученных при тестировании представителей каждой возрастной группы. Это дало возможность непосредственно «классифицировать» испытуемого по его показателям, сравнивая их с показателями такой референтной группы. Другие тесты на интеллект Тест Бине, усовершенствованный им совместно с Симоном, был вскоре адаптирован к условиям США Терменом (Terman, 1916) и был 1 Результат деления умножается на 100 для того, чтобы в коэффициенте не было десятичных дробей и он легче воспринимался. Адаптация и творчество 431 назван в Америке тестом Стэнфорд-Бине1 (см. табл. 9.1, А). В те времена Америка готовилась к вступлению в первую мировую войну 1914-1918 годов, и поэтому возникла необходимость в тестах для отбора солдат. В связи с этим военные власти обратились к Йерксу2 с просьбой разработать такой тест. Так появились первые тесты для взрослых, предназначенные для массового обследования: «армейский тест альфа» для грамотных и «армейский тест бета» для неграмотных. Первый из этих тестов был довольно похож на тесты, разработанные Бине для детей. Он состоял из различных вербальных заданий, одно из которых требовало практического суждения, второе -поиска синонимов, третье было информационным, а четвертое состояло в том, чтобы продолжить последовательность чисел. Во втором тесте (для неграмотных) оценивалось выполнение невербальных заданий, где требовалось, например, скрадывать кубики по данной модели, дополнять изображения, находить путь в нарисованных лабиринтах, строить геометрические фигуры и т. п. Из этого видно, что в зависимости от того, умел ли человек читать и писать, подходы к его интеллекту и соответственно к его количественной оценке были совершенно различными. Идею объединения этих двух тестов с целью оценки обеих сторон интеллекта у одного и того же человека приписывают Векслеру. В 1939 году Векслер создал шкалу интеллекта для взрослых (WAIS), а в 1949 году -шкалу интеллекта для детей (WISC)3. Тесты обеих этих шкал представляют собой набор вербальных и невербальных заданий, относительно сходных с армейскими тестами. Однако эти задания в отличие от теста Стэнфорд-Бине были одинаковыми для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Оно сравнивалось со средним числом для соответствующей возрастной группы, что позволяло достаточно просто перейти к IQ (см. табл. 9.1, Б). В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стэнфорд-Бине и шкалы Векслера. Каждый раз, однако, необходимо учитывать, какой тип интеллекта исследуется и насколько связаны между собой, с одной стороны, способы решения повседневных проблем (будь то по дому, на работе или пр. социальных взаимоотношениях), а с другой -нахождение аналогий, решений головоломок или геометрические построения, особенно тогда, когда эти задания должны быть выполнены за ограниченное время. Только в 70-х годах реальная ценность тестов для общей оценки * Это название связано с тем, что Термен работал в Стэнфордском университете. 2 Мы уже говорили об этом авторе и о е<?о опытах с обучением дождевых червей ориентации в лабиринте. 3 WAIS-Wechsler Adult Intelligence Scale; WISC-Wechsler Intelligence Scale for Children. 432 Глава 9 Таблица 9.2. Распределение интеллекта по тестам на IQ11
130-139 Повышен- 11 ный Повышен- 6,7 ный 1-2ст 13,6
120-129
110-119 Чуть выше 18 среднего Обычный 16,1 0-lCT 34,1
100-119 90-99 Средний 46 Средний 50,0 от 0 34.1 до '-Icr
80-89 Чуть ниже 15 среднего Посредст- 16,1 венный 70-79 Пограничный Предел нормы 6,7 от -1о 13,6 до -2ст
Умственная 3 Ниже 70 отсталость Умственная 2,2 отсталость от -2ет 2,5 до —Зст 11 Сопоставлены баллы IQ с различными группами, выделяемыми с помощью теста Стэнфорд-Бине и по шкале интеллекта Векслера (WAIS), а также распределение населения по выделенным группам (в процентах). Справа для сравнения приведены соответствующие отклонения от среднего, выраженные в величинах о (1о = 15 баллов IQ). интеллекта была поставлена под сомнение, и специалисты в области школьной психологии начали постепенно от них отказываться (см. документ 9.3). Сегодня все эти тесты используются в основном некоторыми исследователями, которые на" основании результатов, полученных для разных популяций, пытаются показать наследственный характер интеллекта и утверждают, что социальное неравенство легко можно объяснить врожденной интеллектуальной неполноценностью определенных рас или низших классов (см. досье 9.1). Подобные гипотезы, противоречащие приведенным выше фактам, обосновываются главным образом тем, что результаты тестирования дают колоколообразное распределение с отклонениями в обе стороны от средней и что точно по Адаптация и творчество такому же закону распределяются любые показатели при больших выборках. По мнению сторонников таких гипотез, положение максимума интеллекта на кривой предопределено генетически. В связи с этим встает вопрос: каково распределение интеллекта в человеческих популяциях и о чем можно судить по различиям между уровнями интеллекта у людей, располагающихся на разных участках кривой распределения?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.007 с.) |