Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Познание, творчество, практикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1.Сущность теории познания 2. Уровни познания 3. Истина, её критерий Сущность теории познания Знание – это субъективное отражение объективной действительности. Познание — процесс получения знания в целях обеспечения успеха практической деятельности. Теория познания ( гносеология ) рассматривает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к ее характеру. Основные проблемы этой теории: что является основой познания, каков должен быть его результат, как он достигается, каковы познавательные способности человека. Непосредственная цель познания — получение знания об объекте: материальном или идеальном; способах его использования. Познание есть отражение реальной действительности. В процессе познания выделяют объект и субъект познания. Объект познания — реальная действительность, которая включена в практическую и познавательную деятельность человечества. Субъект познания - конкретный человек, который познает действительность. Но человек познает действительность, используя накопленные обществом знания. Практическая деятельность имеет две взаимосвязанные стороны: объективную, от человека не зависящую (предмет и закономерности его изменений), и субъективную (цель и способы ее реализации). Итог практики — показатель степени соответствия обеих сторон. Это означает, что практика есть основа познания. Во-первых, только в процессе преобразования предмета, процесса человек может выявить его свойства, сущность, закономерности. Во-вторых, в процессе практики совершенствуются познавательные способности человека. В результате познания формируются два уровня знания: образы конкретных предметов (этот дом, эта река, эта машина) и знание о признаках, свойствах определенного класса. Эти уровни знаний получены на основе чувственного и рационального (логического) познания, неразрывно взаимосвязанных. Познание представляет собой сложный противоречивый процесс. В истории философской мысли сложились два направления: Сенсуализм (лат.сенсус — чувство, ощущение) только чувства дают достоверное знание, что только они заслуживают доверия. Рационализм ( лат.рационалис — разумный) чувственное познание дает знание только о внешней стороне действительности, тогда как разум способен познавать сущность вещей. Уровни познания Чувственное познание — отражение в сознании человека внешней стороны реальной действительности, непосредственно воздействующей на органы чувств человека. Его формы — ощущение, восприятие, представление. Особой формой чувственного отражения действительности являются эмоции, переживания. Ощущение — исходная форма познания, возникающая в результате воздействия того или иного свойства предмета непосредственно на органы чувств человека: органы зрения, осязания, слуха, обоняния. На основе восприятия объектов мы можем сохранять его образ в памяти и воспроизвести в нашем сознании. Представление - воспроизведенный образ чувственного познания. Рациональное познание (мышление) - более высокий уровень, сущность которого заключается в обобщенном, опосредованном отражении существенных свойств действительности, ее закономерностей. Обобщение заключается в выявлении общих существенных свойств определенного класса предметов. Результаты обобщения закрепляются в понятии, выраженном в языковой или знаковой форме. В обыденном мышлении такими понятиями являются дом, дерево, река и т.д. Суждение – мысль, выраженная в форме предложения, в котором утверждаются или отрицается нечто об объекте. Например, «все планеты вращаются вокруг Солнца». Более сложной является интеллектуальная интуиция — как бы внезапное открытие нового. Но эта внезапность, как правило, кажущаяся. Умозаключение -более сложная форма мышления, позволяющая получить новое знание. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное, когда на основе сопоставления частных суждений делается общее заключение; дедуктивное, когда путем сопоставления общего и частного суждения получают новое частное суждение. Пример первого: воробьи, вороны, орлы летают. Вывод — птицы летают. Пример второго: все птицы летают. Воробей — птица. Вывод: воробей летает. Высшей формой мышления является творчество. Творчество в собственном виде состоит в создании нового, принципиально неизвестного. Оно не выводимо путем логических рассуждений, осознанных мыслительных операций. Творчество – естественное дополнение чувственно - рационального познания. Важнейшим механизмом творческого процесса является интуиция, которую раньше рассматривали как важнейшую и непонятную способность ума. Обычно различают чувственную и интеллектуальную интуицию. Первая понимается как неосознанное предчувствие чего-либо, в большинстве случаев относящееся к личной жизни или затрагивающее личный интерес. В содержании, получаемом в процессе познания, можно различать как бы два слоя. Первый – знание, определяемое самими объектами познания. Второй – знания, зависящие от познающего субъекта: особенность органов восприятия конкретного человека, его интересов, уровня знаний и т.д. Последние и порождают ошибки и заблуждения в познании. Ошибки зависят от человека, заблуждения определяются ограниченными познавательными возможностями людей на данном этапе развития научного знания. Знание представляет собой единство объективного и субъективного. Субъективность познания обусловливает ошибки и заблуждения. Но в тоже время без нее была бы невозможна активность процесса познания, возникновение нового знания. Такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человечества называется объективной истиной. Определитьобъективную истинность знания можно (первый способ), отделив их от субъективных элементов. В обыденном сознании таковыми считают наглядность, очевидность. Другой способ – логическое доказательство. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Данная теорема логически доказуема. На подобных доказательствах строится вся геометрия. Это верно в том случае, если истинными являются исходные данные. В геометрии их называют аксиомами – очевидными истинами. Но как определить истинность самих исходных данных? Истина, её критерий Критерий истинности знаний не может содержаться в самих знаниях. Таковым является практика человека и человечества. Если в процессе практической деятельности мы получаем результат, соответствующий предполагаемому, то, следовательно, знания, на основе которых было сделано предположение — объективная истина. Практический критерий одновременно и абсолютен, и относителен, так как практика сама непрерывно развивается, совершенствуется. Отмечая объективный характер истины, отметим, что полного соответствия между объектом познания и знанием никогда не бывает. Соответствие всегда относительно. Даже в процессах, поддающихся измерению, никогда не бывает абсолютной точности. Это значит, что истина всегда относительна в смысле ее незавершенности. Абсолютная истина — полное исчерпывающее знание — это тот предел, который может быть достигнут при бесконечном познании. Она складывается из бесконечного числа относительных истин. Относительность истины не может в конкретных условиях служить препятствием для ее реализации в практической деятельности. В этом случае истина должна обладать признаком конкретности. Конкретная истина — относительное знание об объекте, соответствующее данным условиям и времени. Знания оцениваются не только с точки зрения истинности или полноты, но и с позиции их полезности. Практика, как материальная деятельность человека имеет важное значение для познания, потому что: 1. она является основой и источником знания; 2. она является конечной целью познания; 3. она определяет потребность познания; 4. она является критерием оценки результатов познания, проверки их на истинность и ложность. Практика становится критерием истинности нашего знания. Литература: 1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр. 467-512
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.007 с.) |