Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

Поиск

Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare» — определять, отделять.

Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимообусловливают друг друга.

Это обыденное наблюдение нашло выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не пре­вращается в ничто.

Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия способствовали активизации индетерминизма.

Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии.

Детерминизм и индетерминизм рассматриваются как противоположные подходы в развитии общества. Основными разновидностями детерминизма являются – естественный и духовный.

Естественный детерминизм представлен концепциями: географическая (Монтескье, Л.И. Мечников), демографическая (Мальтус), экономическая (Маркс) технологическая и др.

Движущиесилы истории

История человеческого общества — закономерный естественноисторический процесс, но в то же время — продукт деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выяснить: кто действует в истории, являясь ее движущими силами, и что движет людьми, каковы источники их действий.

Движущие силы общества.

Кто движет историю — выдающиеся личности? Элита? Массы? Историческая наука как память человечества сохранила имена исторических деятелей, правителей, полководцев, с которыми связываются важнейшие исторические события прошлого. Отсюда часто делался вывод, что эти выдающиеся исторические личности являлись авторами и главными действующими ли­цами истории.

Представители этой точки зрения говорили, что массы не способны к творчеству, что они никогда не могут быть подняты до уровня личности, что масса враждебна индивидуальности. Ф. Ницше утверждал, что народ — «бесформенный материал, из которого творят, простой камень, который нуждается в резчике». Отсюда следовал вывод о необходимости вождя, сверхчеловека, с сильной волей к власти. Дальше говорилось, что общество и личность враждебны друг к другу, всегда неизбежен конфликт между общественными и личными интересами, так как целое стремится подчинить себе части, а личность хочет сохранить свою индивидуальность. Но борьбу с обществом может выдержать только «сильные личности». Идеалистическое понимание истории неизбежно влекло за собой признание ведущей роли в историческом процессе отдельных личностей.

Примыкает к этой концепции концепция элиты. Эта концепция видит в народе, массе лишь пассивную и даже разрушительную силу. Носитель творческого начала — элита, состоящая из наиболее одаренной части данного народа, наиболее образованные, волевые, энергичные, а потому и обладающие реальной властью людей. Своеобразной модификацией этой концепции является концепция технократической элиты. Так, Дж. Бернхейм в книге «Революция управляющих» утверждал, что в итоге научно-технической революции власть перейдет к научно-технической интеллигенции, управляющими предприятиями, концернами, банками.

Марксизм утверждает роль народных масс как движущих сил истории. Народ — главный творец, субъект истории. Народ творит историю тем, что производит свои трудом ценности культуры. Движущей силой истории является классовая борьба. Классовая борьба — это борьба угнетаемых, эксплуатируемых народных масс против угнетателей.

Народ — решающая, но не определяющая сила исторического развития. Направление и характер деятельности народа определяется объективными законами общественного развития. Эти законы реализуются через деятельность людей. Определенные исторические условия, особенно в переходные эпохи, создают возможность для появления выдающихся личностей. Выдающиеся личности возникают в ответ на историческую потребность в них.

«Субъект истории » - те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально-значимыми целями и участвуют в их осуществлении.

 

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.642-814



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.007 с.)