Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура научного познания. Понятие метода научного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познавательный процесс включает в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания. Под приемами мышления и научного познания понимаются общечеловеческие и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех сферах и на любом этапе научного познания. Метод (от греч. methodos – путь исследования) – это система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Научный метод – это определенным образом упорядоченная познавательная деятельность, в итоге которой достигается познание истины. Применяемый научный метод определяется характером исследуемого объекта. Методы научного познания делятся на три группы: специальные, общенаучные и универсальные или всеобщие. Специальные методы применимы только в рамках отдельных или частных наук. Общенаучные методы используются во всех науках. Философское учение о методах познания и преобразования действительности называется методологией. Методология – учение о методах познания и преобразования действительности, где изучаются приемы получения знания, а не само знание. Методология имеет описательную и нормативную составляющие. Первая часть методологии – описание того, как функционирует и как достигается знание, вторая – предписание правил и образцов достижения адекватного знания, нормы его оформления и функционирования. Научное знание рассматривается как целостная система, состоящая из эмпирического, теоретического и метатеоретического знания. Основной формой знания на эмпирическом уровне является факт. На т еоретическом – знание фиксируется в виде закона, принципа и теории. На метатеоретическом уровне формулируются основные нормы и стандарты научности, это уровень знания, на котором наука встречается с философией. Здесь знание фиксируется в виде принципов, утверждающих нечто о самой научной теории. Основными методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это совокупность действий, опирающиеся на чувственные способности человека, которые помогают получить знание о внешних сторонах, свойствах и признаках изучаемого объекта. Эксперимент – метод исследования, позволяющий произвести измерения в изучаемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений. Эксперимент включает в себя элементы наблюдения, но не тождественен ему. Эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент. Здесь ученый оперирует чувственными образами или теоретическими моделями. В результате наблюдения и эксперимента полученные данные описываются. Описание один из дополнительных методов эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным и полным. На основе описаний осуществляется дальнейшая систематизация знания. На теоретическом уровне происходит выявление закономерностей между известными фактами и предсказание новых. Теоретически осмысленный факт становится научным фактом. Методами теоретического уровня являются дедукция, индукция, аналогия. Индукция – прием, прикотором мысль движется от частного знания, к знанию общего. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения, они не дают достоверного знания, лишь только «наводят» мысль на открытие общих закономерностей. Дедукция – метод познания, в котором движение мысли идет от общего знания к частному. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что оно содержится в посылках. Индукция и дедукция органически связаны. Аналогия – метод познания, дающий возможность на основе сходства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от частного к частному. Сравнение – метод, позволяющий установить не только сходство, но и различие объектов. Метод сравнения близок к аналогии. Аналогия и сравнение позволяют выдвигать новые гипотезы. Моделирование – метод исследования, при котором объект замещается другим. Первый – называется оригиналом, второй – моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено. На основе знания, полученного на модели, делают вывод о свойствах оригинала. Методы метатеоретического уровня имеют вид общелогических приемов: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация. Анализ – это прием мышления, связанный с разложением объекта на части с целью их изучения. Синтез – прием, связанный с соединением выделенных частей в целое. Абстрагирование – прием мыслительного выделения. Идеализация - прием мышления, в процессе которого происходит предельное отвлечение от реальных свойств предмета, с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Образуется новый идеальный объект (материальная точка, прямая). Гипотеза – научные предположения о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, причинах, их вызвавших. Совокупность условий выдвижения гипотез, способы их разработки и проверки называется гипотетическим методом. Не всякое предположение или догадка является научной гипотезой. Научная гипотеза должна удовлетворять ряду условий:соответствовать принципам научного мировоззрения; учитывать законы; опираться на факты, объяснять их и предвидеть новые; допускать экспериментальную проверку; иметь единый принцип объяснения. Когда проверка гипотез подтверждается практикой, она превращается в достоверную теорию. В процессе познания многие теории оказываются относительными истинами. Научная гипотеза и теория — это основные формы научного познания. Другими формами научного познания являются проблема, идея, принцип, закон. Проблема — это противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность субъекта познания, ученого. Идея — мысленное постижение явлений объективной реальности, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Научная идея представляет собой ядро теории. Теория есть логическое развитие научной идеи. Идея отражает связь между взаимоисключающими сторонами явления в общей форме. Принцип (от лат.principium — начало, основа) — это исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения. Всеобщими принципами научного познания мира являются принцип всесторонности, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип системности, принцип всеобщей связи и др. Термин "принцип" употребляется в связи с самыми различными сферами человеческой деятельности, к познанию мира в целом употребляется термин «закон». Закон – это форма всеобщности. Закон – это общая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, предметами или элементами их структуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.008 с.) |