Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.Философия Древнего мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1. Философия Древней Индии 2. Философия Древнего Китая Основными центрами восточной и западной философии становятся Индия, Китай и античная Греция. Можно отметить общее и различное для Восточной и Западной философии. Так, например, выделим то, что сближает эти центры - общие черты: 1. Мифология является начальной формой общественного сознания. Через мифы человек пытался объяснить мир и все явления в нём, связывая героя-бога с совершенным идеалом в различных видах собственной деятельности. Зарождаются первые философские вопросы о возникновении и развитии Вселенной, вопросы о жизни и смерти. 2. К I тысячелетию до н. э. возникают и складываются первые классовые общества (рабовладельческие государства). В Индии, Китае, а затем и в Древней Греции происходит процесс расслоения общества, и потом в Древней Греции были созданы условия для расцвета культуры. 3. Философия Древнего мира создаёт общечеловеческие идеалы. 4. Разрабатываются проблемы космоса и бытия человека. 5. Зарождаются первые философские концепции, с помощью которых осуществляется анализ явлений в мире и природе. На Востоке – учение Конфуция, на Западе – философы – мудрецы. Различные черты: 1. Философия Востока была направлена на проблему человека, где в основе философствования создавались учения о воспитании подрастающего поколения, ритуализм и др. На Западе разрабатывалось сразу много проблем: развитие природы и космоса, бытие, познание мира и др., таким образом, охватывая общие принципы бытия и познания. 2. Восточная философия представлена в связи с религией, например, такие философско-религиозные течения: брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. На Западе философия отделяется от религии, создавая атеистическую направленность и проявляясь в философии Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и др. 3. В основе Восточной философии лежат мифологические понятия (категории), а на Западе используется философский категориальный аппарат: бытие, материя, движение, пространство, время, субстанция и др. 4. Западная философия опирается не только на чувственный опыт, но и на логическое (Сократ, Платон, Аристотель). На Востоке только школа Ньяя решала вопросы, опираясь на логику. 5. Философия Запада рассматривала вопросы человека в его единстве с общество, где присутствовали этические нормы. На Востоке философия связана с проблемами бытия человека, самосовершенствования личности и её самосознания. Философия Древней Индии Основные этапы развития древнеиндийской философии. 1. Ведический период (XV – VI вв. до н.э.) Веды (дословно – знание) - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. До наших дней дошли четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они включали священное писание, ритуалы и комментарии к Ведам. Наибольший интерес вызывает Упанишады, в которых даётся философская трактовка о взаимоотношениях мироздания и человека, о высшей объективной реальности, о единстве целостной духовной субстанции, индивидуальной душе, о бессмертии души и ее перерождении согласно закону кармы. 2. Эпический период (VI – II вв. до н.э.), наиболее известными источниками, которого являются две поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяма», в них затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Учения, оппозиционные Ведам, возникшие в эту эпоху: буддизм, джайнизм, чарвана–лакаята. Философские школы, развивающие ведическое учение («даршаны»), возникающие в этот период: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса, санкхья. 3. Эра сутр (II в. до н.э. – VII в. н.э.) – краткие философские трактаты, рассматривающие отдельные проблемы. Эра завершает период древнеиндийской философией. Ведическая религия политеистична, в ней насчитывается 33 высших бога, хотя в древних книгах упоминается о 333 богах. В началеI тыс. до н.э. возникает брахманизм, ведическая религия уже не устраивает людей развивающихся городов. Раскрывая неравенство людей, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несуществующими, поскольку весь мир – иллюзия (майя). Единственно реальным остается существование мирового духа. Необходимо отметить основные понятия индийской философии: Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы – провести человека через испытания, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши. Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами – Великими Душами. Ахимса – единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение. 4. В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. Важно отметить, что следующим движением, которому не нравились ведические ценности явился джайнизм (VI в. до н.э.) После Vв.до н.э. в Индии и в Китае распространился буддизм. Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н.э.), Китае, Юго – Восточной Азии и др. - основатель учения – Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни 563 -483 гг. до н.э.) - главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путём удовольствия» и «путём аскетизма» - «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. Восьмиричный путь - это буддистская программа личностного самосовершенствования, ведущая к Великому Освобождению - нирване. Движение по нему предполагает следующие шаги: 1 ). Правильное видение - это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий. 2). Правильная мысль. Изменить человека может лишь Путь самосовершенствования, который требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины. 3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего «Я». Грубое слово - отражение грубости характера. Значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего «Я». 4). Правильное действие. Цель самосовершенствования - стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми. Нравственный кодекс буддизма состоит из Пяти заповедей-ориентиров. - Первое правило призывает нас обуздывать гнев, способный привести к нанесению увечий и убийству других живых существ. - Второе правило - не красть, ибо это нарушает сообщество, частью которого является каждый. - Третье правило призывает к обузданию полового влечения. Так что буддийское правило заключается в целомудрии (никаких половых отношений вне брака). - Четвертое правило - избегать лжи. Буддист предан истине. - Пятое правило заключается в воздержании от опьяняющих веществ, они не позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически. 5). Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не требовал бы от вас нарушения ни одной из пяти заповедей. 6). Правильное усилие. Путь самосовершенствования невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков. 7). Правильное внимание. Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. 8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом. Восьмиричный путь представляет собой три ступени духовного роста: первая - нравственная дисциплина (1 - 6), вторая - дисциплина мысли (7), третья - дисциплина сознания, приводящая к «высшей мудрости». В течение 45 лет Гаутама Будда, основавший монашеский орден, учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и самими собой. Будда -воплощенный нравственный идеал.
2. Философия Древнего Китая
Основные этапы развития китайской философии: 1. VII в. до н.э. - III в. н.э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; 2. III - XIX вв. н.э. - проникновение в Китай из Индонезии Буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы. 3. XXв.н.э. - современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.008 с.) |