Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационное развитие обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «культура» часто отождествляют с понятием «цивилизация». Культура является общей характеристикой жизнедеятельности человека, отличающей его от животного. «Цивилизация» обозначает идеальное устройство человеческого общества. Но в этих понятиях заложены различия. Несмотря на различия можно выделить закономерность - цивилизация соотносится с внешними формами организации культуры, с интеллектом и техникой, а культура – с внутренними. Культура - не структурная часть целого, а определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития. Культура – это труд, и приобщение к ней – труд не меньший. Каждый новый этап в развитии культуры есть отражение человеческого прогресса. Его становление является закономерным процессом развития цивилизации, всего лучшего, прогрессивного, демократического, что могло выработать человечество в конкретных жизненных условиях прошедших времен. Возникновение новых этапов развития мировой культуры происходит на основе переработки прошлого. В любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их уровень и направленность развития формируют жизненную позицию человека, его мировоззрение и миропонимание. Существуют различные концепции: Эволюционизм – теория однолинейного развития цивилизации. Все общества проходят одни и те же циклы культурного развития. Теория культурного релятивизма – пути развития отдельных культур уникальны, поэтому надо изучать их индивидуальные черты. Теория многолинейной эволюции – некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная последовательность всех известных культур устанавливается в очень незначительной степени и только для ограниченного множества культурных компонентов. Но главный вопрос – каковы закономерности возникновения основной модели культуры определенной исторической эпохи, остается без ответа. Ряд исследователей (Ф. Нортрон, П. Сорокин) попытались установить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех или иных типов культуры. П. Сорокин выделил три основных типа культур – идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся всемирного, сверхчувственного, неизменного абсолюта. Поэтому цели и потребности таких культур в основном духовные. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, цели и потребности его культур чисто физические. Третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Это не типы, а стадии развития культуры, следующие друг за другом. Так, культура античного мира сохраняется до 13 века, затем уступает место идеалистической культуре с14 – 16 вв., которую сменяет чувственная культура, достигшая расцвета в 19 веке и пришедшая в упадок в 20 в. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развитием данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей, она гибнет, а на смену ей приходит новая, более жизнеспособная система. Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных в философии. Прогресс – это необратимое качественное изменение, связанное с повышением уровня организации объекта (это распространяется и на общество). Прогрессивное развитие общества связывали с идеей линейного развития. Идея прогресса появилась еще в Древней Греции. Греки говорили о прогрессе в интеллектуальной сфере, но идея линейного развития общества не была выражена из – за замкнутого космического цикла, которым определялось ими развитие истории. Идея линейного и возможно прогрессивного развития общества выражена в Средневековье. Просвещение утверждало веру в прогресс сродни вере в Бога. Большинство философов позитивно оценивали прогресс и связывали его с развитием разума. В рамках цивилизационного подхода цивилизация понимается как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религию, культуру, экономику, политику и биосоциальную организацию. Смена цивилизации приводит к смене характера основных ее элементов. Литература: 1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.575-612
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.29 (0.008 с.) |