Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития средневековой философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику. 1). Патристикавключает в себя теолого–философские взгляды «отцов церкви», обосновавших христианство, опираясь на античную философию, на идеи Платона. Патристика (христианскоебогословиеII - VIIIвв.). Представителиэтогопериода: Тертуллиан, КлиментАлександрийский, Ориген, АвгустинАврелийидр. Эти Отцыцерквиотстаивалирелигиозныехристианскиедогматыпротивязычестваи гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основнымитемамипатристики являютсяпроблемасущностиибытияБога, происхождениезлавмире, теодиция (богооправдание), свободаволичеловекаивозможностьспасениядуши, проблемабожественнойпредопределенностиисториии человеческойжизни, обоснованиеновоголинейногопредставленияобисториии др. Августин Аврелий (Блаженный) соединил в своём учении неоплатоническую философию с христианскими постулатами. Бог – есть причина всего, он сотворил мир и продолжает творить его. Он разработал проблему теодиции( оправданиеБога в отношении допускаемого им зла на земле). Добро – это проявление Бога на земле, зло – это недостаток добра. Зло возникает из-за удаленности материального образца от идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, материя искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие. Августин Аврелий отказывается от рационального познания, полагаясь лишь на веру. «Верю, чтобы понимать». Заслуга Августина в том, что он показал жизнь «внутреннего человека» - души и определил её как невероятно сложное и неопределённое. Этапы патристики: 1. Апологетика (II – III вв.) Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. 2. Классическая патристика (IV – V вв.) систематизация христианского учения. 3. Заключительный период (VI – VIII вв.) стабилизация догматики. 2). Схоластика, логика ее развития. Схоластика (IX -XIV) обозначает«школьнуюфилософию», мудростькоторойобучаютвмонастырскихшколахиуниверситетах. Схоластикаразвиваетпроблемыпатристики, систематизируетирационализируетхристианскоемировоззрение. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения принципов веры. Схоластика не отрицала рационального познания, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. Она сыграла роль в развитии логики и других теоретических дисциплин, хотя затормозила развитие естественных наук. Схоластика проходит в своем развитии следующие периоды: 1. Ранняя (IX – XI вв.) Эриугена, Ансельм Кентеберийский 2. Зрелая или классическая (XII – XIII вв.) Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др. 3. Поздняя (XIII – XIV вв.) Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, МейстерЭкхарт и др. Основнымивопросами схоластики являются: проблемысоотношенияверыиразума, единичногоиобщего, вопросыобытииБога, возможностиспасениядуши. Центральноеместозанимает споробуниверсалиях - общихпонятиях, оботношенииединичногокобщемуиореальностисуществованияобщего. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: Объективно ли существуют общие понятия или же объективно (реально) существуют только единичные предметы? В зависимости от ответа на вопрос в средневековой философии формируются три позиции.
1). Реализм (отлат. реалес - вещь). Реалистысчитали, чтообщиепонятия (человеквообще, домвообще) существуютвреальности, нарядусединичнымиявлениями. Представители:Эриугена, Кентерберийский, ФомаАквинский. 2). Номинализм (отлат. номина - имя). Номиналистыполагали, чтореальнытолькоединичныевещи, аобщиепонятия - этолишьслова, названия, спомощьюкоторых людиобобщаютединичное. Представители: И. Росцелин, У. Оккам. 3). Концептуализм. СоздателемконцептуализмаявляетсяПьерАбеляр. Он примирилреалистовиноминалистов. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта. Средневековые философы Философия Иоанна Скотт (Эриугены), Ансельма, Абеляра, Фомы Аквинского. Крупнейшим схоластом эпохи формирования самой схоластики можно считать Иоанна Скота Эриугену. (810 – 877). Живший в Ирландии, он переводит Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла и возвращает диалектике античный смысл. Диалектика – не только наука о правильном мышлении, но и учение об общих принципах бытия. Чтобы «правильно», по - христиански жить, надо правильно познавать, но для этого необходимо «правильно» мыслить. В 865 он пишет свой главный трактат «О разделении природы» в духе неоплатонизма. Философ отказывается разделить мнение ортодоксов о том, что Откровение выше разума. Если Откровения учит одному, а разум — другому, то философ должен доверять больше разуму. Теология не отделяется от философии, но рационализируется в ней. В области онтологии Эриугена приходит к пантеизму. Он начинает с того, что выясняет, какое отношение имеет Бог к миру, разделяя его природу на модусы бытия. Фактически Бог не рассматривался им как абсолютная Личность. Крупнейшим схоластом XI в. является Ансельм Кентерберийский (Anselm) (1033—1109), получивший прозвище «Второго Августина». С 1093 — архиепископ Кентерберийский (Англия). Занимал позицию умеренного реализма. Ансельм полагал, что рациональному доказательству доступны все «истины откровения». Диалектика оказывается, своеобразным орудием веры: христианское вероучение, с одной стороны, обусловливает исходные посылки диалектического рассуждения, а с другой — предопределяет и его конечные выводы. Попытка рационально обосновать догматы вероучения (сотворение мира из ничего, догматы Троицы, первородного греха, искупительной жертвы Иисуса и др.) осуществлялась на концептуальной основе философского «реализма». Ансельм выдвинул так называемое онтологическое доказательство существования Бога. Пьер Абеляр (Abelard, Abailard) (1079—1142) — французский философ и теолог, при жизни получил известность как блестящий полемист, имевший множество учеников и последователей. Основные произведения: «Да и нет», «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя», «История моих бедствий» (единственная средневековая автобиография философа-профессионала). П.Абеляр рационализировал отношения веры и разума, полагая обязательным условием веры понимание («понимаю, чтобы верить»). Исходными принципами критики Петра Абеляра авторитетов церкви выступали сомнение в безусловной истинности положений веры и тезис о необходимости осмысленного отношения к священным текстам (так как «богословы часто учат тому, чего сами не понимают»). Радикальному сомнению Петр Абеляр подвергал любые тексты, кроме непогрешимого Священного Писания: могут заблуждаться даже апостолы и отцы церкви. Петр Абеляр полагал, что в компетенцию веры входят суждения о невидимых вещах, не доступных человеческим чувствам и, следовательно, находящихся за пределами реального мира. Необходимость существования другого способа достижения истины Петр Абеляр видит в диалектике или логике как науке о речи. Развивая свой метод, он подчеркивал, что логика имеет дело только с именами и языковыми понятиями. Разрабатывая диалектику как искусство отличения истины от лжи, Абеляр пытался обойти крайности как реализма, так и номинализма. Его собственная позиция по этому вопросу получила название концептуализма. Диалектика Абеляра также внесла вклад в разработку диалектического метода. Значительное место отводит он проблемам этики. Наиболее значительной фигурой в схоластике следует признать создателя томизма — Фому Аквинского (Thomas Aquinas) (1225/1226—1274) средневекового теолога и философа, одного из крупнейших представителей схоластики 13 в. Первое, что Фома Аквинский считал необходимым сделать, — трансформировать аристотелевское понимание науки, знания, познания применительно к основной гносеологической проблеме средневековой философии (проблема соотношения веры и знания). Фома Аквинский боролся против номиналистов. Доказывал необходимость сотрудничества философии с теологией в познании мира, обосновании первичности Бога и вторичности природы. Причиной возникновения и развития всего сущего он считал Бога, который вечен и является абсолютно совершенным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу. «Новое» в учении Фомы Аквинского по сравнению с другими схоластами заключалось в его попытке теоретически обосновать служебную роль философии по отношению к теологии. Знания Бога, даваемые философией, косвенны и относительны, знания же Бога, даваемые теологией, абсолютны.
Проблема «универсалий» Универсалии − (лат. universalis — общий) — общие понятия. Проблема Универсалий в историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как: 1. проблема соотношения единичного и общего; 2. проблема соотношения абстрактного и конкретного; 3. проблема соотношения бытия и мышления — являясь фактически первой в едином проблемном комплексе. В современной философии культуры понятие универсалий используется также в значении универсалий культуры, т.е. основ понимания мира и места человека в нем, формирующихся у каждого индивида в таком процессе, как социализация, систему координат, исходя из которой человек воспринимает явления действительности и сводит их в своем сознании воедино. В Универсалиях культуры, таким образом, конституируется мировоззрение, специфичное для того или иного этапа культурной эволюции. Набор культурных универсалий достаточно стабилен (мир, изменение, причина, целое и т.п. — как Универсалии объектного ряда; человек, счастье, государство, честь, справедливость и т.п. — как Универсалии субъектного ряда; познание, истина, деятельность и т.п. — как Универсалии субъект-объектного ряда), а их содержание специфицируется в различных традициях, задавая характерные для них системы символизма и дискурсивные практики. Литература: 1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.77-96
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 3258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.009 с.) |