Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития средневековой философии

Поиск

В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.

1). Патристикавключает в себя теолого–философские взгляды «отцов церкви», обосновавших христианство, опираясь на античную философию, на идеи Платона.

Патристика (христианскоебогословиеII - VIIIвв.). Представителиэтогопе­риода: Тертуллиан, КлиментАлександрийский, Ориген, АвгустинАврелийидр.

Эти Отцыцерквиотстаивалирелигиозныехристианскиедогматыпротивязычестваи гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основнымитемамипатристики являютсяпроблемасущностиибытияБога, про­исхождениезлавмире, теодиция (богооправдание), свободаволичеловекаивоз­можностьспасениядуши, проблемабожественнойпредопределенностиисториии человеческойжизни, обоснованиеновоголинейногопредставленияобисториии др.

Августин Аврелий (Блаженный) соединил в своём учении неоплатоническую философию с христианскими постулатами. Бог – есть причина всего, он сотворил мир и продолжает творить его. Он разработал проблему теодиции( оправданиеБога в отношении допускаемого им зла на земле). Добро – это проявление Бога на земле, зло – это недостаток добра. Зло возникает из-за удаленности материального образца от идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, материя искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие. Августин Аврелий отказывается от рационального познания, полагаясь лишь на веру. «Верю, чтобы понимать». Заслуга Августина в том, что он показал жизнь «внутреннего человека» - души и определил её как невероятно сложное и неопределённое.

Этапы патристики:

1. Апологетика (II – III вв.)

Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения.

2. Классическая патристика (IV – V вв.) систематизация христианского учения.

3. Заключительный период (VI – VIII вв.) стабилизация догматики.

2). Схоластика, логика ее развития.

Схоластика (IX -XIV) обозначает«школьнуюфилософию», мудростькото­ройобучаютвмонастырскихшколахиуниверситетах. Схоластикаразвиваетпро­блемыпатристики, систематизируетирационализируетхристианскоемировоззре­ние.

Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения принципов веры. Схоластика не отрицала рационального познания, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. Она сыграла роль в развитии логики и других теоретических дисциплин, хотя затормозила развитие естественных наук.

Схоластика проходит в своем развитии следующие периоды:

1. Ранняя (IX – XI вв.) Эриугена, Ансельм Кентеберийский

2. Зрелая или классическая (XII – XIII вв.) Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.

3. Поздняя (XIII – XIV вв.) Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, МейстерЭкхарт и др.

Основнымивопросами схоластики являются: проблемысоотношенияверыиразума, единичногоиобщего, вопросыобытииБога, возможностиспасениядуши. Центральноеместозанимает споробуниверсалиях - общихпонятиях, оботно­шенииединичногокобщемуиореальностисуществованияобщего. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: Объективно ли существуют общие понятия или же объективно (реально) существуют только единичные предметы? В зависимости от ответа на вопрос в средневековой философии формируются три позиции.

 

1). Реализм (отлат. реалес - вещь). Реалистысчитали, чтообщиепонятия (человеквообще, домвообще) существуютвреальности, нарядусединичнымиявлениями. Представители:Эриугена, Кентерберийский, ФомаАквинский.

2). Номинализм (отлат. номина - имя). Номиналистыполагали, чтореальнытолькоединич­ныевещи, аобщиепонятия - этолишьслова, названия, спомощьюкоторых людиобобщаютединичное. Представители: И. Росцелин, У. Оккам.

3). Концептуализм. СоздателемконцептуализмаявляетсяПьерАбеляр.

Он примирилреалистовиноминалистов. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.

Средневековые философы

Философия Иоанна Скотт (Эриугены), Ансельма, Абеляра, Фомы Аквинского.

Крупнейшим схоластом эпохи формирования самой схоластики можно считать Иоанна Скота Эриугену. (810 – 877). Живший в Ирландии, он переводит Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла и возвращает диалектике античный смысл. Диалектика – не только наука о правильном мышлении, но и учение об общих принципах бытия. Чтобы «правильно», по - христиански жить, надо правильно познавать, но для этого необходимо «правильно» мыслить. В 865 он пишет свой главный трактат «О разделении природы» в духе неоплатонизма. Философ отказывается разделить мнение ортодоксов о том, что Откровение выше разума. Если Откровения учит одному, а разум — другому, то философ должен доверять больше разуму. Теология не отделяется от философии, но рационализируется в ней. В области онтологии Эриугена приходит к пантеизму. Он начинает с того, что выясняет, какое отношение имеет Бог к миру, разделяя его природу на модусы бытия. Фактически Бог не рассматривался им как абсолютная Личность.

Крупнейшим схоластом XI в. является Ансельм Кентерберийский (Anselm) (1033—1109), получивший прозвище «Второго Августина». С 1093 — архиепископ Кентерберийский (Англия). Занимал позицию умеренного реализма.

Ансельм полагал, что рациональному доказательству доступны все «истины откровения». Диалектика оказывается, своеобразным орудием веры: христианское вероучение, с одной стороны, обусловливает исходные посылки диалектического рассуждения, а с другой — предопределяет и его конечные выводы. Попытка рационально обосновать догматы вероучения (сотворение мира из ничего, догматы Троицы, первородного греха, искупительной жертвы Иисуса и др.) осуществлялась на концептуальной основе философского «реализма». Ансельм выдвинул так называемое онтологическое доказательство существования Бога.

Пьер Абеляр (Abelard, Abailard) (1079—1142) — французский философ и теолог, при жизни получил известность как блестящий полемист, имевший множество учеников и последователей.

Основные произведения: «Да и нет», «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя», «История моих бедствий» (единственная средневековая автобиография философа-профессионала). П.Абеляр рационализировал отношения веры и разума, полагая обязательным условием веры понимание («понимаю, чтобы верить»).

Исходными принципами критики Петра Абеляра авторитетов церкви выступали сомнение в безусловной истинности положений веры и тезис о необходимости осмысленного отношения к священным текстам (так как «богословы часто учат тому, чего сами не понимают»). Радикальному сомнению Петр Абеляр подвергал любые тексты, кроме непогрешимого Священного Писания: могут заблуждаться даже апостолы и отцы церкви. Петр Абеляр полагал, что в компетенцию веры входят суждения о невидимых вещах, не доступных человеческим чувствам и, следовательно, находящихся за пределами реального мира. Необходимость существования другого способа достижения истины Петр Абеляр видит в диалектике или логике как науке о речи. Развивая свой метод, он подчеркивал, что логика имеет дело только с именами и языковыми понятиями. Разрабатывая диалектику как искусство отличения истины от лжи, Абеляр пытался обойти крайности как реализма, так и номинализма. Его собственная позиция по этому вопросу получила название концептуализма. Диалектика Абеляра также внесла вклад в разработку диалектического метода. Значительное место отводит он проблемам этики.

Наиболее значительной фигурой в схоластике следует признать создателя томизмаФому Аквинского (Thomas Aquinas) (1225/1226—1274) средневекового теолога и философа, одного из крупнейших представителей схоластики 13 в.

Первое, что Фома Аквинский считал необходимым сделать, — трансформировать аристотелевское понимание науки, знания, познания применительно к основной гносеологической проблеме средневековой философии (проблема соотношения веры и знания).

Фома Аквинский боролся против номиналистов. Доказывал необходимость сотрудничества философии с теологией в познании мира, обосновании первичности Бога и вторичности природы. Причиной возникновения и развития всего сущего он считал Бога, который вечен и является абсолютно совершенным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу.

«Новое» в учении Фомы Аквинского по сравнению с другими схоластами заключалось в его попытке теоретически обосновать служебную роль философии по отношению к теологии. Знания Бога, даваемые философией, косвенны и относительны, знания же Бога, даваемые теологией, абсолютны.

 

Проблема «универсалий»

Универсалии − (лат. universalis — общий) — общие понятия. Проблема Универсалий в историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как:

1. проблема соотношения единичного и общего;

2. проблема соотношения абстрактного и конкретного;

3. проблема соотношения бытия и мышления — являясь фактически первой в едином проблемном комплексе.

В современной философии культуры понятие универсалий используется также в значении универсалий культуры, т.е. основ понимания мира и места человека в нем, формирующихся у каждого индивида в таком процессе, как социализация, систему координат, исходя из которой человек воспринимает явления действительности и сводит их в своем сознании воедино. В Универсалиях культуры, таким образом, конституируется мировоззрение, специфичное для того или иного этапа культурной эволюции.

Набор культурных универсалий достаточно стабилен (мир, изменение, причина, целое и т.п. — как Универсалии объектного ряда; человек, счастье, государство, честь, справедливость и т.п. — как Универсалии субъектного ряда; познание, истина, деятельность и т.п. — как Универсалии субъект-объектного ряда), а их содержание специфицируется в различных традициях, задавая характерные для них системы символизма и дискурсивные практики.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.77-96



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 3258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.009 с.)