Характерные черты китайской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты китайской философии



1. восприятие своей страны как центра существующего мира;

2. понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

3. осознание своей ответственности перед Небом и Землёй за правильное воплощение на Земле космических циклов;

4. восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

5. консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

6. не выделение отдельной человеческой личности из коллектива;

7. приоритет коллективным формам труда, уважение и трепет перед государством;

8. восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

9. уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов.

Древнейшие национальные философские учения

1. Даосизм;

2. Конфуцианство;

3. Легизм.

Даосизм

Легендарным основателем даосизма был Лао-цзы (Старый учитель) По легенде Лао-цзы был рожден от падающей звезды (VI - V вв. до н. э).

Дао» -«путь, которым ходят люди». Поиск Великого Пути, общего для Космоса, Природы и Человека, является существенным компонентом древнекитайского миропонимания.

В «Дао» поставлена центральная проблема философии: соотношение бытия и небытия. Под небытием, даосы понимали пустоту, не заполненное ничем пространство. Пустота как бы содержащая в себе образы и судьбы грядущего мира, огромный сгусток энергии. Современная теоретическая физика совсем недавно подошла к открытию того, что вакуум, представлявшийся ранее как пустота, есть не отсутствие, а присутствие в связанном виде мощного энергетического потенциала.

Мудрость в Китае - образ жизни, основанный на вслушивании, созерцании потока изменчивого бытия.

Конфуцианство

Конфуций родился в 551 г. до н. э. Прожил 72 года. Главное сочинение Конфуция называется «Лунь-юй» (Беседы и поучения) и представляет собой сборник афоризмов, принадлежащих Конфуцию, жизненных ситуаций, в которые он попадал, отрывков из его бесед с учениками и т. д.

На первый план поставлен главный вопрос: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или на основе добродетели?» Конфуций верно подметил, что в основе нравственности, посредством которой он стремился управлять обществом, лежит добровольное самоограничение людей.

Срединный путь

Вершиной конфуцианской теории государственного управления является «срединный путь», или «путь золотой середины». Это путь сглаживания противоречий, искусство балансировки между двумя крайностями, искусство политического компромисса.

Призывая народ к послушанию, а правителей - к управлению на основе добродетели, конфуцианцы поставили один из важнейших вопросов этики: соответствует ли добродетель и послушание природе человека?

Если такого соответствия нет, тогда единственным способом стабилизировать общество должно быть насилие, опирающееся на закон!

Люди, стоящие у государственной власти, должны соответствовать некоему моральному эталону. Конфуций вводит образ-понятие «благородный муж» как модель должного поведения, образец для подражания.

«Благородные мужи» приходят в мир в соответствии с действием законов Космоса, Неба. Одним из критериев распознавания истинного «благородного мужа» служило этическое понятие «лица». «Лицо» - это совокупность претензий человека и соответственно груз его социальных и моральных обязательств. Еще один вариант идеального человека Древнего Китая - это совершенно мудрый, Учитель. Кстати, в Китае никогда не проводилась разделительная черта между служивым сословием, даже военными, и носителями знания - мудрецами. «Благородный муж» должен постоянно учиться. «Лунь-юй» начинается словами: «Учиться и постоянно повторять выученное».

 

Легизм

Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государственного управления была школа легистов-законников. Легисты высказались за приоритет закона.Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) разработал теорию деспотического государства и сформулировал концепцию управления обществом и государством. В ступая в оппозицию с Конфуцием, он утверждал, что человеколюбие – причина всех проступков, политика не совместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо использовать принуждение. В последствие в развитии Китая конфуцианство и легизм сыграли значительную роль. Разница этих учений в том, что конфуцианство опиралось на высокую мораль, а легизм – на силу закона, авторитет и абсолютном повиновении народа.

Тема 3. Античная философия

Вопросы:

1. Доклассический период (досократовский) период

2.Классический период античной философии

3. Эллинистический период философии

4. Философия римский периода



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.006 с.)