Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Наука и научное познаниеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1. Специфика научных знаний 2. Критерии научности 3. Структура научного познания. Понятие метода научного познания Специфика научных знаний Наука сформировалась в XVII— XVIII вв. и представляла собой естествознание. Наука - это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Особенность науки: 1. В науке новые сведения о реальности формулируютсяв виде непротиворечивых принципов и законов. 2. Особенностью наукиявляется объективность. Она стремиться исключать субъективистские моменты. 3. Научное знание имеет объяснительный характер. 4. Научное знание является доказательным. В науке существуют гипотезы, которые могут быть опровергнуты.Наука имеет интенцию на обоснование своих положений, что роднит ее с философией. 5. Наука стремится обнаружить общее и необходимое. Цель науки — открытие закономерностей и общих принципов. 6. Предсказание неизвестных явлений и фактов или определение тенденций развития уже известных связано с эвристикой. 7. Особенностью научного знания является его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции. Критерии научности Поиск достоверного базиса научного познания привел к выработке критериев научности. В философии сформировались два основных направления в определении критериев научности: логический позитивизм и постпозитивизм. Логический позитивизм (представители «Венского кружка» М. Шлик, позднее – Р.Карнап, Ф.Вайсман, О Нейрат) сводит философию к логическому анализу научных высказываний. Принцип верификации, т.е. опытной подтверждаемости гласит:только те высказывания имеют научный смысл, которые проверяемы с помощью опыта. С помощью этого принципа предполагалось очистить науку и построить идеальную модельс точки зрения логики. Но, кроме эмпирического уровня знания существует и теоретический уровень, образующейся при помощи индуктивных обобщений. На теоретическом важны научная гипотеза и законы, которые требуют обоснования и проверки. Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями возможна путем редукции – сведения теоретического знания к эмпирическому через опытную проверку. Но наука не может развиваться только на основе опыта. Различные формулировки общих законов не могут быть проверены с помощью критерия верификации. Эти противоречия были преодолены в постпозитивистских концепциях. Принцип фальсифицируемости К.Поппера – принцип отграничения научного знания от ненаучного. Испытание гипотезы на научность заключается в попытке ее опровергнуть. Фальсифицируемость приравнивается к эмпирической опровержимости. Из общих теорий выводятся следствия, которые могут быть соотнесены с опытом. Следствия подвергаются проверки. Опровержение одного следствия теории фальсифицируют всю систему. Если теория построена так, что она в принципе не опровержима, то ее нельзя считать научной. Но и эта теория была противоречива. Было предложено рассматривать науку не только на эмпирическом и теоретическом уровнях, но и на метатеоретическом, где задаются содержательные нормы и стандарты научности. Т.Кун ввел новое понятие «парадигма» для обозначения метатеоретического уровня. Парадигма – (пример, образец) модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного. И. Лакотос вводит новое понятие «научно – исследовательская программа». Ее основой является совокупность методологических принципов. Лакотос вводит понятия «позитивная эвристика» и «негативная эвристика». По его мнению, исследовательская программа является успешной, которая дает больше новых предсказаний, подтверждаемых опытом. Опыт выступает мерой в оценке конкурирующих программ. Если же опыт опровергает теорию, то вся программа, сохраняя ядро и позитивную эвристику, остается дееспособной. Опровержение теории не является основанием для отвержения всей программы. Наука стала фактором производственного процесса, который в свою очередь был и сферой приложения науки. Техника становилась опредмеченной силой знания и все больше зависела от успехов научных исследований.XVII – XVIIIвв. – расцвет культа разума. Бэконовское изречение «Знание – сила» стало гарантией достижения счастья. И только в н. XX в. развитие рациональности приводит к изменению культурных смыслов и установок. Ориентир на науку породил кризис в ней самой. Человечество осознало, что в погоне за знанием, забыло о добре и красоте. Такой общекультурный контекст вызвал всплеск интереса к рациональности. Существуют две основные линии в осмыслении проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм делает акцент на науке и поиске строгих средств систематизации знания. Это направление представлено позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом. Антисциентизм связывает проблемы рациональности с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией. Акцент делается на вненаучные формы постижения действительности, на спонтанность человеческого поведения. Развитие этого противоречия способствовали выработке нового представления о рациональности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.151 (0.011 с.) |