Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иррациональная философия и ее школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Иррационализм – представление о том, что главным фактором мировоззрения является иррациональное начало (бессознательное), а не рациональное. Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, ощущение, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт. Наиболее ярким представителем этой философии является А. Шопенгауэр. Артур Шопенгауэр (1788—1860) считается создателем философии воли и основателем современного иррационализма. Основная работа — «Мир как воля и представление» — предлагает проект философии, которая обращена к человечеству и к истине. Истина для человека — знание собственных представлений. Мир — это представление о мире, и это представление о мире впоследствии познает человек. Сущность жизни и человека в воле. Воля понимается как бесконечное стремление без цели. Человек – орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. Абсолютное первоначало бытия — мировая воля. Она универсальна: ее силы действуют на физическом уровне существующего мира. За всеми этими силами стоит воля, дающая силу и диктующая свои законы. Воля как воля к жизни правит миром; она бессознательна. В мире и в человеке воля показывает себя. Согласно этике Шопенгауэра, жизнь — это страдание; страдание — результат целенаправленнойволи к жизни. Чтобы исключить страдания, необходимо искоренить волю к жизни. Жизнь и смерть человека — формы проявления воли. Смерть не бывает без жизни, как и жизнь без смерти. Страдание — необходимость, но действие вопреки слепой воле — свобода. Свободный выбор аскетического образа жизни должен побороть страдания. Шопенгауэр оказал влияние на формирование философии Ф. Ницше и на всю философию XX в. Иррационализму по содержанию близко философское направление конца 19 – н. 20 в. философия жизни. Предметом философии становится не «бытие», в качестве исходной категории, а понятие «жизнь». В отличии от неподвижного, умопостигаемого бытия жизнь есть непрерывное изменение и становление. Рассудок как познавательная способность бессилен, и по мнению представителей философии жизни, его место должны занять инстинкт и интуиция. Представители философии жизни – Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер. Фридрих Ницше (1844—1900). Основные работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Мысли о моральных предрассудках», «Веселая наука», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра». Ф. Ницше передал в своей философии духовную деградацию современной цивилизации, противопоставив два типа культуры – дионессийскую, жизненную, исполненную трагичностью, и аполлоновскую, созерцательную, логическую, интеллектуальную. Его симпатии были на стороне первой, прообразом которой был древнегреческий герой, с его трагической судьбой и множеством страстей. Современная аполлоновская культура «маленьких людей» с их нормированной моралью страха, не имеющее цели и одинаково равнодушное к добру и ко злу. Желая освободить жизнь от гнёта рационализма, он призвал к переоценке ценностей, отказ от Бога. Он создал миф о «сверхчеловеке» - сильной личности, свободной от морали, движимой волей к власти вперёд.Философия Ницше была направлена на то, чтобы разбудить человека ото сна обыденности и сказать ему: «Ты должен стать тем, кто ты есть». Философия жизни направлена на критику рационализма, оторванного от жизни, на критику бездуховности, аморализма жизни, лицемерия и ханжества. Вильгельм Дильтей(1833 – 1911) рассматривает жизнь как способ бытия в культурно – исторической реальности. Жизнь – процесс непрерывного творческого становления; разум ориентируется на удовлетворение чисто практических потребностей и интересов. Философия - наука о духе, ее предметом становится жизнь. Психология помогает философии постижению внутреннего опыта. Дильтей использует описательную психологию для связи объяснения природы человека с описанием истории человека, его индивидуальной, т.е. душевной жизни. Такая психология выступает не только как метод философского познания, но и как методология исторической науки. В ее основе лежит понимание исторического процесса через переживание историком событий. В отношении культуры прошлого такой метод выступает как интерпретация – герменевтика. Герменевтика – истолкование отдельных явлений как моментов целостной душевной жизни эпохи. Анри Бергсон (1859 – 1941) - французский философ, возродивший традиции классической метафизики, представитель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма и «философии жизни». Бергсон ставил задачу исследовать до-интеллектуальное, до-языковое сознание. Это состояние сознания он определяет понятием «длительность». Основные работы: «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889), «Материя и память» (1896), «Смех. Очерки о значении комического» (1900), «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907), «Восприятие изменчивости» (1911), «Сновидения» (1914), «Духовная энергия» (сборник выступлений, 1919), «Длительность и одновременность. По поводу теории относительности Эйнштейна» (1922), «Два источника морали и религии» (1932), «Мысль и движущиеся» (сборник выступлений, 1934) и др. Все труды Бергсона вносились католической церковью в Индекс запрещенных книг. Философский метод – интуиция: проверка на истинность либо ложность должна относиться к самим проблемам. Постановка проблемы —открытие, изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует — актуально или виртуально. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти. Уже в математике, и в метафизике, изобретательское усилие состоит в порождении проблемы, в созидании терминов. Постановка и решение проблемы близки к тому, чтобы уравняться. Психоанализ. (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) —разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Зигмунд Фрейд обосновал психику человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознательного — сознательного. Показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, а различного рода ошибочные действия свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и внутрипсихическом конфликте. Распространение идей и принципов психоанализа на комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать психоанализ как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма в их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, мировоззренческих и нравственных проблем. Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования — «О психологии и патологии, так называемых оккультных феноменов»), профессор университетов в Цюрихе (1933—1941) и Базеле (1942). В 1911-1914 - Президент Международного психоаналитического общества. Основные сочинения: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), «О психологии. Dementiapraecox» (1907), «Трансцендентная функция» (1916), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931), «Действительность души» (1934), «Психология и религия» (1940), «О психологии бессознательного» (1943), «Психология и алхимия» (1944), «Психология и воспитание» (1946), «Символика духа» (1948), «Символы трансформации» (1952), «Ответ Иову» (1952), «О корнях сознания» (1954), «Современный миф» (1958), «Подход к бессознательному» (1961) и др. В книге «Метаморфоза и символы либидо» (1912) Юнг отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейдом, провозгласив трактовку либидо как психической энергии, выдвинул концепцию «коллективного бессознательного» (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души), а также сформулировал идею архетипов — общечеловеческих первообразов — содержания коллективного бессознательного. Философия экзистенциализма Философия с древности была обращена к человеческой проблеме. А 20 век обострил ее в особенности. После Первой мировой войны экзистенциализм распространился в Германии. Главные представители – немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) и Карл Ясперс (1883 - 1969), во Франции – Габриэль Марсель, Жан Поль Сартр, Альберт Камю. Экзистенциализм ( от лат. – существование) - основная современная форма иррациональной философии, усматривающий источник противоречий в борьбе существования и сущности человека. Две важных категории экзистенциализма – существование и сущность. 1. Существование предшествует сущности. Существование – это сам человек, как он приходит в мир. Человек сам по себе есть истина. Не надо иметь истину, а быть истиной. Как Христос ответил «Я есть истина». Истина человека и есть только его существование и бытие. 2. Сущность человека приобретается им, это есть совокупность общественных отношений. Человек приходит в мир готовых общественных отношений. Происходит столкновение существования и сущности между которыми человек мечется всю жизнь. Экзистенциализм вышел из философии жизни Ницше, в философии которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Основателем экзистенциализма принято считать С. Кьекегора (1813 – 1855). Кьеркегор обвинял рациональную философию в абстракционизме и сухости по отношению к человеку. Философы превыше всего ставят что-то всеобщее – дух, материю, бога, прогресс или отвлеченную истину – забывая о главном в философии – человека. А если анализируют человека, то его сущность, не замечая за абстрактной сущностью живого индивида с его страданиями. Центральной темой Кьеркегора была проблема выбора. Неизбежность выбора, принятия решения несет трагедию, психическое переживание. Она привязана к человеку извне (богом ли, обществом ли) и заставляет выбирать независимо от того, хочет этого человек или нет. Выбор экзистенциален. Главное в выборе – выбор свободы, выбор себя. Безнравственность, по Кьеркегору, заключается в том, что человек хочет «забыться в общем» (в Боге ли, в социуме ли). Истина же - в нем самом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 3905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.009 с.) |