Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Природа человека и смысл его существованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1. Природа человека. 2. Смысл его существования Природа человека Учение об антропосоциогенезе связано с именем Ч. Дарвина – природное происхождение человека в процессе эволюции, где основными механизмами являются наследственность и естественный отбор. Ф.Энгельсом была рассмотрена трудовая гипотеза происхождения человека с мышлением и речью и себе подобных, способных к трудовой деятельности. Но трудовая гипотеза не связала причиной появление человека и труда. Труд должен был существовать до появления человека, то есть трудиться должны были обезьяны. Главная причина возникновения человека, по В. Вильчеку, первоначальное отчуждение, разрыв связи с природой, утрата инстинктов, появление множества «больных животных». Животные для человека становятся учителями, человек начинает подражать им. Люди, живущие по чужому плану, находятся в состоянии стресса. Естественный отбор становится для человека противоестественным, он ведет к сохранению слабых, с разрушенной связью с природой. Им остается подражать природе, но не инстинктивно, а трудиться. Попытка восстановить связь с природой порождает новую человеческую способность – творчество. Человек реально уходит от природы, а возвращается к ней в форме идеального плана действий, в творчестве. Восстановление связи внебиологическими средствами ведет к формированию человека. Отечественный философ Ю.М. Бородай отходит от трудовой гипотезы, объясняя антропосоциогенез с помощью психоаналитической теории. У Фрейда возникновение социальности связана с замещением реального отца – вожака – Тотемом. Свершив свое деяние, убийцы оказались во власти торжества и горя. Они начали испытывать чувства раскаяния и вины, отказались от своих вожделений, закрепив свой отказ Тотемом. По мнению Фрейда, общество покоится на чувстве вины и раскаяния. Бородай отмечает, акт убийства не есть причина вины и раскаяния общества. Он отмечает, что пралюди (предгоминиды) были способны к прямохождению (что ведет к смертности самок) и были хищниками. Внутристадные конфликты стали частыми и жестокими. Они грозили гибелью вида в результате взаимного истребления. Единственное средство – сублимация (ограничить себя в желаниях, видоизменить их. Эротика и смерть слились в одно. Поэтому орудие смерти становится предметом почитания. Первых богов почитали в виде дубин, ножей. появление нового «человеческого качества» в стаде сделало ситуацию напряженной. Желание убить и невозможность это совершить порождали запрет (табу). Это внутренний запрет, основанный на собственной воле – рождение совести. Сущность социальности предельно ясно выражена в нравственных отношениях, в основе которых лежит процесс сублимации. Первые формы нравственности (чувство вины, муки совести, свобода воли) стали фундаментом человеческой культуры, с ее способностью к символизации, перевоплощению себя с другим. Утрата исходной нравственно – родовой основы человеческой культуры связана с завоеваниями одного народа другим, войнами, в результате которых мифологическая суть человеческих отношений умирает, остается лишь «чистая форма». Пьер Шарден (1881 – 1955) объясняя антропогенез вводит понятие энергии. Появление «радиальной энергии ведет к нарастанию сложных материальных феноменов. Энергия неотделима от материи, ее можно понимать и как духовную силу, направляющую всю эволюцию космоса. Переход с одной стадии на другую носит взрывной характер. На стадии «мысли» появляется человек. Возникновение человека – скачок от инстинкта к мысли. Первый человек появляется как множество людей. Человек как бы сгущает психическую энергию, творит «ноосферу», в которой возникает мысль, личность, единство индивидуальностей. духовное объединение человечества, его «планетизация» ведет к стадии Сверхжизни, соединяется с Божественной полнотой. Понятие энергии позволяет Л.Н. Гумилеву (1912 – 1992) выдвинуть теорию о биохимической энергии, энергии космоса. Он предложил концепцию этногенеза как составной части антропосоциогенеза (происхождение народов, этносов). пространство и время оказываются теми формами жизни этноса, через которые осуществляется связь с природной средой. Под воздействием внешних условий в определенное время и в определенном месте возникает «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов. Этот процесс связан с появлением особого генетического признака – пассионарности. Пассионарность – признак, возникающий вследствие мутации и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. «Пассионарный заряд» изменяется, он уменьшается. Только благодаря «вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли. Природа человека – это единство материального и духовного, природного и социального. Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к двум мирам – миру свободы и миру необходимости. Осознание собственной противоречивости делает его одиноким и полным страха. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность – это нравственная характеристика человека. Природа человека – это противоречие, внутренне присуще человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. Смысл его существования Кто я, может быть множество, но важны два основных ответа. Один ответ – регрессивный, он предполагает возврат к животной жизни, к предкам. Другой ответ – прогрессивный. Это путь собственно бытия, где человек обретает сущность. Сущность человека – это «образ человеческий», который может стать ценностным ориентиром индивида, свободно совершающий свой выбор. Свобода – это тот мостик, который соединяет существование человека и его сущность. Жизнь неотделима от внешних обстоятельств. Но они разнообразны и дают различные возможности действия человеку, который совершает свой выбор. За выбором стоит выбор ценностных ориентиров, смысла, сообразуясь с определенной внутренней шкалой. Роль ориентира и начинают выполнять сформировавшиеся в единую доминанту обобщенные, наиболее типичные для данного субъекта потребности, интересы и переживания. Так возникают ценности. Ценность (жизненный смысл) есть основание выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающие на вопрос, во имя чего совершается данная деятельность. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. Направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Раздел социальной философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношении человека к миру, называется аксиологией (учение о ценностях). Основная форма, вбирающая в себя ценности - идеал. Он представляет собой ценностную характеристику определенного явления в качестве должного и выполняет роль ориентира на пути достижения цели. Ценности выступают как системообразующее ядро программы, замысел деятельности и внутренней духовной жизни личности, Ценностные ориентации могут иметь место в любой сфере человеческой деятельности. Философия рассматривает только те, которые выражают сущность человека, универсальные и определяющие ядро мировоззрения, отношение к месту человека в мире. Содержание таких ценностей (базовых или ключевых) в различные эпохи, у разных социальных групп и личностей может различаться вплоть до противоположности. И вместе с тем все они — атрибуты человека в его отношении к миру. Каждая из ключевых ценностей выражает сущностное (что делает человека человеком) отношение к миру, а их система дает целостное представление об отношении «человек — мир». Во всех аспектах своего взаимодействия с миром человек ориентирован на конечную ценность — благо. Благо как вершину ценностей впервые представил Платон, понимая его как единство истины, красоты и меры. Понятно, чтосодержание этих ценностей исторично, но, как бы люди ни понимали благо, оно является итоговой характеристикой их стремлений. В стремлении к нему человек, с одной стороны, выражает себя, свою неповторимость, и это стремление к самореализации, саморазвитию ориентировано на ключевую ценность — свободу. С другой — он,так или иначе осознает самоценность мира в целом, универсума, а себя частью этого целого, как бы это целое ни понималось — Бог, природа, человечество, нация, партия и т.д. Такое отношение ориентировано на ценность — сопричастность. Свобода индивидуальности и сопричастность к целому — фундаментальные ценности человеческого бытия. Вместе с тем, ориентируясь только на сопричастность к целому, человек растворяется в нем, теряет свое "Я", приходит к абсолютной отрешенности, уходит от обычных человеческих ценностей (благо, добро), от цели вообще. Реализуя же только свою свободу, не считаясь с миром, человек превращает ее в произвол и гибнет в этом безумном противостоянии миру. Благо достигается через единство субъективно-объективного отношения, ориентированного на ценность пользы (меры внешней среды) и межличностных отношений, преодоления препятствий, ориентацию на ценность добра. В полезной деятельности свобода и сопричастность дополняют друг друга. Человек строит свои отношения с миром и другими людьми по им же выработанным программам. Для этого он должен уметь познавать объективную реальность, быть нацеленным на осознание "величия" истины, стремиться к пониманию субъективной реальности существования других людей и общностей, ориентироваться на ценность правды. При этом различие между пониманием и познанием в том, что последнее получает знание об объекте, а первое предполагает сопереживание, вхождение во внутренний мир, в ценности другого субъекта. Истина, отражающая объективную реальность, одна, но ее понимание, может быть разным (истина объективна, понимание субъективно). Единство истины и ее понимания позволяет создавать идеальные проекты и программы, основанные на знании объективной реальности и соответствующих ценностей субъектов это идеальное созидание будущего – реализованная ценность творчества. К основным ценностям относятся: польза, истина, понимание, красота, благо, творчество, мудрость; добро, правда, святое, а также свобода и сопричастность Литература: 1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.390-571
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.008 с.) |