Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы общественного развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В философии существуют многофакторные модели общественного развития и однофакторные. Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией - резкие переходы от одного состояния к другому, кардинальное изменение. В социальной философии рассматривают социальную, политическую, научную, технологическую революции. Под социальной понимают – изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы правления, под научной – переворот в научном знании, под технологической понимают качественное изменение в развитии производительных сил. Рассмотрим модели общественно – исторического прогресса. 1. До возникновения философских моделей предлагались религиозные модели. Вся мировая история делилась на три этапа: 1) языческий (все народы поклоняются множеству богов); 2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие); 3) новозаветный (связан с появлением христианства). В качестве критерия развития выбирались различные стороны жизни общества. Например, У Гегеля история развития – это путь к политической свободе. Маркс выделил материальную сторону жизни – достижение экономической свободы. ВXX в. приобрела известность концепция К. Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития – V в. до н.э. Три великих современника - Будда, Сократ, Конфуций. С ними связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. Вся история существовала до оси и после. В современной философии, придерживаются прогрессивного варианта: формационная теория и теория стадий роста. Формация – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Создателем этой модели был К. Маркс. Способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственные отношения (отношения по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений решается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независимым от человека. Немарксистские теории исторического развития – теория стадий роста У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и др.
Теория стадий роста Уолта Уитмена Ростоу возникла под влиянием формационной теории. Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. Стадиальная теория выделяет в истории этапы или стадии: 1) доиндустриальное общество; 2) индустриальное общество (возникновение машинного производства); 3) постиндустриальное общество (дальнейшее развитие науки и техники); 4) информационное общество (коммуникационное развитие) Критерием прогресса является развитие науки и техники. Цивилизационный подход (русский философ Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) Идея цивилизации как доминанта выдвинута Данилевским (1822 – 1885) в работе «Россия и Европа». Он отрицал общие закономерности развития общества – развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально - историческими организмами на основе общности культуры. Цивилизационный подход исходит из трех принципов: 1. В целом прогресса не существует. Общество как живой организм проходит этапы рождения, расцвета и гибели. 2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой, а с религией. Именно она определяет развитие общества. 3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество самоценно. Натурализм (или географическое направление) - развитие общества определяется природными условиями (климатом, плодородием почвы, богатством минеральных ресурсов и т.д.). С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников) природная среда определяет характер людей, диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности. К натуралистическому направлению в философии относятся и геополитические взгляды, согласно которым, политика государства ставится в зависимость от его "жизненного пространства" — территории, местоположения и др. Позитивизм представлен основателем этого направления Огюстом Контом (1798 – 1857) – фр. мыслитель, первый ввел в научный оборот в своей работе «Курс позитивной философии» (1842) термин – социология, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества.
Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогиис научным знанием. Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающей собственной структурой организм, каждый элемент которого должен быть полезен для общества. В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества. Конт сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Познавательная деятельность людей, их общественное сознание и человеческая история прошли через три стадии развития - теологическую, метафизическую и позитивную. В настоящее время приобретает популярность плюралистическая факторная модель (М. Вебер), которая рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, права, морали, религии и др. В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социального развития. При этом отрицается наличие единого основания общества, детерминирующего фактора.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.46 (0.008 с.) |