I. Проблема сознания в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Проблема сознания в философии



В философии категория «материя» противопоставляется категории «сознание». Сознание является одним из основным понятий классической западной философии. Сознанием называют способность человека к мышлению.

Сознание возникло в процессе длительной эволюции и становления человека. Его становление связано с антропогенезом и социогенезом.

Антропогенез характеризуется развитием мозга, органов чувств, условных рефлексов,подвижности опорно-двигательного аппарата.

Социогенез - это становление человека как общественного существа, развитие его трудовых навыков, речи, абстрактно­го мышления.

Антропогенез и социогенез, биологическое и социальное развитие человека шли одновременно, влияя друг на друга. Главным является то,что на основе развития мозга, развития труда и речи совершенствовалась психика человека, скла­дывалось его сознание.

Сознание есть способность отражения объективных, существенных свойств, связей и процессов окружающего мира.

Сознание можно определить как свойство высоорганизованной материимозга – отражать объективный мир.

В различные исторические эпохи выделялись важнейшие аспекты сознания. В древности оно рассматривалось как безличное космическое начало, Логос, Дао, Брахман.

В античности появляется понятие мировой души и человеческой души.

В Средние века появляются новые понятия, характеризующие сознание - это дух и душа. Душа связана с конкретным телом, несет на себе отпечаток ограниченности. Дух свободен от телесности, он вечен, несет в себе творческое начало. Душа должна быть «оплодотворена» духом.

В Новое время содержание сознания обедняется, сводится к знанию. Сознание считается основной отличительной чертой человека, роднящей его с Богом и являющегося основой его земного могущества.

В 18 – 19 веках возникает новый аспект проблемы сознания – проблема соотношения сознания и мозга,сознания и бессознательного.

Современная философия поднимает вопросы соотношения сознания и языка.

Материализм исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, а сознание не может существовать без материи. Материя первична, она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание – нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение мира.

Образы сознания представляют, из себя, идеальные копии объектов.

Идеальность сознания есть отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности человека.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру через формы созданные предшествующими поколениями. Понятие «идеальное» позволяет осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такоепреобразование производит мозг.

 

Структура сознания

Психика — это способность живых существ создавать чувствен­ные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Психика как форма отражения присуща и человеку.

Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и процессом формированиямеханизмов сознательной деятельности. В процессе развития трудовой деятельности развивались и ощущения и формировался слух. Логика практических действий превращалась в логику мышления. Человек учился думать. Прежде чем приступить к делу, он мог мысленно представить результат, способ осуществления,средства достижения этого результата.

Структура психики включает три уровня: бессознательное, предсознание и сознание.

Бессознательное охватывает все прирожденное и подчиняется принципу удовольствия.

Сознание ориентировано на внешний мир и подчиняется принципу реальности.

Предсознание выполняет функцию посредника, который выполняет контроль динамики сознательного и бессознательного.

XIXиXX вв. отличаются особым вниманием к процессам бессознательного со стороны психологов и психиатров. Основоположник психоанализа ЗигмундФрейд дал толкование бессознательного как особого, автономного слоя психики не отождествляя его с сознанием. По Фрейду, бессознательное – биологического происхождения. К предсознанию относится социальная компонента, которая призвана регулировать отношения, с одной стороны, биологического и социального, с другой – индивидуального и социального.

Другим крупным представителем этой школы явился К. Юнг. Он пришел к выводу о наличии более глубокого слоя психики – коллективного бессознательного. Юнг рассматривает его как некую совокупность предшествующего филогенетического опыта, запечатленную в душе человека.

По – латыни «бессознательное» - это иррациональное, т.е. находящееся за пределами рассудка, разума. Иррациональность принимает разные формы. Согласно Платону, она существует в форме рассеянной чувствительности. По Канту, запредельными являются универсальные логические синтезы. Только рассудок рационален, а то, что содержит «начало и след разумности», - иррационально.

Сознание есть целостный процесс, состоящий из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

Ядро сознания составляют знания.

В основе всех процессов сознания лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Как факт сознания выступает воля. Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

Сознание связано с целеполаганием. Прежде чем, что нибудь сделать реально, человек "делает" это идеально, в своем представлении.

Сознание человека включает очень важный момент — с амосознание.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В формировании самосознания большую роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается в оценочных отношениях, в формировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании правил взаимоотношения.

Сознание и мозг. Понимание сознания в материалистической философии исходило из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, чтооно есть отражение внешних воздействий.

Сознание возникло и развивается в тесной связи с возникновением и развитием человеческого мозга. У животных нет сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом примитивного сознания. Возник человек современного типа, возникло и подлинно человеческое сознание.

Человеческий мозг —сложный мир. Это тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи.

Кора головного мозга состоит из огромного числа нервных клеток — нейронов. Их насчитывается до 15 млрд. Каждая из них с помощью отростков находится в контакте с тысячами других, образуя в целом сеть связей с нервными окончаниями органов чувств.

Реальность, действительность сознания обнаруживается посредством речи, языка. У животных нет сознания. У людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность, практика совместной деятельности создали орган речевого аппарата. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Речь — это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения.

Язык – это система содержательных, значимых форм, посредством которой, мысли отдельныхлюдей, превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества.

Слово — великая сила. Но этот союзник всегда готов стать нашим предателем. Японская пословица гласит: "Человеку достаточно 3 лет, чтобы научиться говорить и мало 60 лет, чтобы научиться держать язык за зубами", т.е. говорить то, что нужно, и там, где нужно, тогда, когда нужно. Самосознание, как и сознание, представляет собой высшую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Большинство ученых считают, что самосознание присуще только человеку. Предметом отражения в самосознании выступает отношение к самому себе, опосредованное отношение к внешнему миру.

Самосознание есть сторона проявления сознания. В процессе самосознания, человек выступает как субъект, наделенный шкалой самооценок и оценок других, позволяющих мне как субъекту определить мое место в системе связей и отношений вне меня.

Современная философия рассматривает и сознание, и самосознание, и мышление не соединяя их.

Среди философов нет четкой позиции в отношении к вопросу сознания и самосознания. Одни считают самосознание высшей формой сознания, которая проявляется только развитой личности. И соотносят сознание с мышлением.

Другие – определяют самосознание как аспект сознательного акта. Если сознание – это контролируемое и управляемое личностью отображение действительности, то частью этой действительности является и сама сознательная личность. При этом следует рассматривать единство самосознания и сознания.

 

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.422-466



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.014 с.)