Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл человеческого бытия. Проблема свободы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком своей смертности. Человек — единственное существо, которое знает о границах своего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нее осознаются более отчетливо. Философия обнаруживает эту проблему и предлагает варианты ее решений. Все ответы на вопрос о смысле жизни можно объединить в две группы: религиозные и светские. Религия и религиозная философия связывают смысл бытия с Богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем мире. Из обещания вечной жизни выводится абсолютность нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает человека на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве испытания. Для того, кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в потустороннем мире. Религиозная цель жизни — спасение бессмертной души. Светская философия отрицает идею Бога, отказывается от поиска смысла в запредельном мире, но при этом подчиняет индивидуальную жизнь внечеловеческим целям, или пытается обнаружить смысл в самой жизни. Например, смысл индивидуальной жизни может напрямую подчинять жизнь личности задачам общества. Такой ответ на вопрос о смысле жизни дают Платон, Г. Гегель, марксисты и др. Экзистенциалисты и персоналисты настаивают на первичности индивидуального бытия, ищут смысл жизни в ней самой. Человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют обрести твердую основу без обращения к надличностным или потусторонним силам. Как выразил эту мысль А. Камю, «либо мы несвободны, и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ». В экзистенциальной философии вопрос о смысле человеческого бытия становится одним из главных. Человек — временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Смерть — граница любых начинаний, личность не должна убегать от сознания своей смертности, именно тогда у нее появляется шанс прожить осмысленную жизнь.Проясняя вопрос о смысле жизни, К. Ясперс говорит о пограничных ситуациях — предельных жизненных обстоятельствах, в которых наиболее ясно проявляется осознание человеком своей конечности. Пограничные ситуации: переживание смерти, страдания, вины, конфликта, подвластности случаю. Такая ситуация показывает границу возможностей человека, ставит его перед необходимостьювыбора. Каждая культура предлагают свой идеал человека и совершенной жизни и формулируют свой ответ на вопрос о ее смысле и цели. Как только образец исчерпал себя, он неизбежно заменяется другим. Время смены культурных образцов — переходная эпоха, когда одновременно возможно все, но нет никаких ясных целей, нет опоры. В переходную эпоху обостряется осознание того, что никакие культурные образцы ничего не гарантируют. Каждому человеку приходится самостоятельно искать ответ на этот вопрос. В ряде философских учений тема смысла жизни связывается с проблемой свободы. Современный человек стремится к свободе. Свобода как ценность дана нашей культурой в качестве фундаментальной. В философии, придерживающейся принципа детерминизма, свобода понимается как действие в Свободна только субстанция, являющаяся причиной самой себя. Все остальное в мире, в том числе и человек, ограничены в своей свободе. Б. Спиноза определяет: «свобода как раз и есть познанная необходимость». И. Кант разделил мир природы и мир свободы. Человек принадлежит двум мирам одновременно, поэтому обладает двумя характерами: эмпирическим, подчиненным необходимости, и ноуменальным, свободным. Одной из наиболее развернутых концепций свободы является философия Н. Бердяева. Он считает, что объединять на каких-либо основаниях свободу и необходимость (природную или социальную) неприемлемо. «Свободаесть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя». В философии экзистенциализма тема свободы - центральная. Свобода — фундаментальная характеристика экзистенции (человеческого существования). По мнению Ж.П. Сартра, свобода есть безосновность, возведенная в ранг цели, противоположностью свободы является фатум, судьба. Бытие человека случайно, он заброшен в мир в то место и время, которых не выбирал. И в этой ситуации главным выбором становится способ самореализации. Человек сам выбирает, каким ему быть, что делать, выбирает идеалы и ценности, формирует свою личность. Свобода, по мнению Ж.П. Сартра, сопряжена с ответственностью. Выбирая ценности, человек тем самым утверждает их в качестве всеобщих. Отсюда тревога за будущее человечества. В философии экзистенциализма подчеркивается, что человек свободен независимо от реальных возможностей осуществления его желаний. Человек свободен даже тогда, когда не чувствует себя свободным или не хочет таковым быть. Человек может забыть о свободе или бежать от нее. Феномен «бегства от свободы» описал Э. Фромм. Свобода налагает определенные обязательства, она сопряжена с трудностями и одиночеством, поэтому человек часто не хочет быть свободным. Бегство от свободы выражается в том, что современный человек действует ради успеха, власти, денег, но только не ради самого себя и своей свободы. Свобода реализуется через выбор, но выбор — лишь предпосылка свободы. Выбирая заменители свободы человек не обретает свободы, а удаляется от нее. Идея свободы – центральная для западной философии, при этом свобода по-прежнему остается величайшей проблемой. Гуманистический взгляд на самого себя определяет самопереживание человека нового века. Литература: 1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.411-421; 804-814
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.009 с.) |