Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Детерминизм, его принципы и разновидности
| Детерминизм
(философская концепция, предполагающая обусловленность одних явлений другими явлениями)
| | Фундаментальные принципы детерминизма
| Разновидности детерминизма
| | Принцип причинности
| Теологический детерминизм
| | детерминизм
| | Принцип закономерности
| детерминизм
| | детерминизм
|
Лекция №5: «Социальная философия»
План
1. Человек, общество, культура. Проблема определения культуры.
2. Человек и природа
3. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей.
4. Человек и исторический процесс.
5. Личность и массы, свобода и необходимость.
6. Формационная концепция общественного развития.
7. Основные проблемы и вопросы социальной философии
Теории развития общества
| Эволюционного типа
| Революционного типа
| Культурно-исторических типов
| | Теория Г. Спенсера
| Формационная концепция развития общества
(К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин)
| Теория Н.Я Данилевского
(выделяет 13 типов цивилизаций)
| | Теория Э. Дюркгейма
| | Теория Ф. Тенниса
| Теория О.Шпенглера
(выделяет 8 культурно-исторических типов)
| | Теория индустриального общества (Р.Арон, У. Ростоу)
| Теория А.Тойнби
(выделяет 6 культурно-исторических систем)
| | Теория постиндустриального общества (Д.Белл, З.Бжезинский, А.Тоффлер, А.Турен, Ж.Фурастье)
| Теория А.П. Сорокина
(выделяет 3 типа социокультурных суперсистем)
| | Теория «Коренных Рас» (Е.П.Блаватская, Ф.Ла Дью)
|
| Социальная философия изучает
| | Сущность общества
| | Происхождение общества
| | Структуру общества
| | Фундаментальные закономерности общественного развития
| | Перспективы общественного развития
| | Закономерности функционирования общественной системы
|
Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных мыслителей и исследователей
| Основная идея представления о «цивилизации»
| Примеры
| | Синоним понятия «культура»
(Ф.Шеллинг)
|
| | Антипод культуры
(Н.Бердяев, Н.Рерих)
|
| | Упадок культуры, этап ее вырождения и умирания (О.Шпенглер)
|
| | Конкретный исторический тип общества (А.Тойнби)
| Египетская цивилизация, Римская цивилизация и т.д.
| | Цивилизация как религиозная общность
| Буддийская цивилизация, христианская цивилизация и т.д.
| | Цивилизация как уровень технического развития
| Аграрная цивилизация, индустриальная цивилизация и т.д.
| | Цивилизация как объединенное планетарное сообщество разумных существ
| Цивилизация планеты Земля и т.д.
|
Лекция №6: «Философская антропология»
План
1. Смысл человеческого бытия.
2. Основные проблемы философской антропологии.
3. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии
| Философская антропология изучает
| | Сущность и природу человека
| | Антропогенез
| | Происхождение и сущность сознания (разума) человека
| | Психический мир человека
| | Скрытые духовные силы человека
| | Проблему существования человека
| | Проблему жизни после смерти
| | Духовное развитие человека
| | Перспективы эволюции человека
| | Смысл жизни человека
| | Проблему свободы и ответственности человека
| | Проблемы антропологической биоэтики
|
Некоторые философские представления о сущности человека
| Основная идея представления
| Представители
| | Человек есть микрокосмос
| Древняя индийская, китайская, греческая философия
| | Человек есть вечный, абсолютный дух
| Йога, веданта, Г.Гегель, Е.Блатовская
| | Человек есть политическое животное
| Аристотель
| | Человек есть образ и подобие Бога
| Христианская теология и философия
| | Человек есть мыслящее существо
| Р.Декарт
| | Человек есть одушевленная машина
| Ж. Ламетри
| | Человек есть существо, принадлежащее двум мирам: миру природной необходимости и миру нравственной свободы
| И.Кант
| | Человек есть сгусток противоречий, война разума и страстей
| Б.Паскаль
| | Человек есть животное, производящее орудия
| Б.Франклин
| | Человек есть существо, делающее выбор
| С.Кьеркегор
|
Основные подходы к определению сущности человека
| Сущность человека
| | Биологизаторский
(натуралистический)
подход
| Социо-космический подход
| Социологизаторский подход
| Теологический
подход
| | Сущность человека сводится к природному началу – биологическому телу
| Сущность человека имеет три основные аспекта:
- космический (духовный)
- социальный
- биологический (материальный)
| Сущность человека сводится к социальным отношениям
| Сущность человека сводится к его душе как отражению духовного начала (Бога, Духа)
| | Школа чарвака, Ламетри, Гоббс, Фейербах
| Теософия, Учение Живая Этика
| Маркс и его последователи
| Христианская философия, индуистская философия, исламская философия
|
Антропологическая структура человека
|
| Пифагор
| Платон
| Аристотель
| | 1.
| Дух=Разум высший=Монада
| Ноус - Дух
| Разумная душа
| | 2.
| Разум (низший -?)
| Логистон- Разумная душа
| животная душа
| | 3.
| Жизнь-Дыхание
| Алогон-Неразумная (животная душа
| Растительная(вегетативная) душа
| | 4.
| Тело
| Тело
| Тело
|
| Ортодоксальная христианская философия
| Тибетский Ламаизм (Буддизм Махаяны)
| Европейская мистическая философия Нового времени
| Теософия «Новой волны» (XIX в)
| | Дух
(Божественное начало)
| Дух
| Духовное тело (Божесивенное начало)
| Атма
(Дух (духовная энергия)
| | Душа
(Личное эго (сознание)
| Духовная душа
| Ментальное тело
(Разумное начало)
| Буддхи
(Духовная душа)
| | Тело
(природное начало)
| Животная душа
(Физическое эго)
| Астральное тело
(Чувственное начало)
| Манас
(Разум)
| |
| Воле-форма
| Физическое тело
(Природное начало)
| Карма-рупа
(Животная душа)
| | Жизненный луч
|
| Прана
(Жизненная энергия)
| | Астральное тело
| Линга-шарира
(Астральное (эфирное) тело
| | Плотное тело
| Рупа
Тело (плотная форма)
|
Основные философские решения проблемы жизни после смерти
| Основная идея
философской позиции
| Направления (течения) философии
| Представители
| | После смерти тела жизнь человека прекращается
| Материализм: эпикуреизм, чарвака, стоицизм, механический и диалектический материализм, дарвинизм и др.
| Эпикур, Ламетри, Фейербах, Маркс, Энгельс, Конт, Дарвин, Ленин и др
| | Душа, приобщенная к духу, после смерти биологического тела может существовать вечно в духовном мире
| Религиозная и идеалистическая философия
| Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Соловьев, Бердяев и др.
| | Духовное ядро человека существует вечно и может перевоплощаться из одного тела в другое
| Эзотирическая философия и идейно близкие к ней религиозные и философские учения: йога, санкхья, буддизм, веданта, гностицизм, теософия и др.
| Кришна, Капила, Патанджали, Будда, Пифагор, Ориген, Шанкара, Рамакришна, Вивеканада, Блаватская, Рерих, Андреев и др.
|
Факторы, влияющие на формирование и развитие сознания человека
| Факторы
| | Согласно позитивистской научной парадигме XIX –ХХ вв
| Согласно теософии и философии Живой Этики
| | Биологическая наследственность
| Прошлые накопления (опыт) трансперсонального духовного ядра (атма-буддхи-манас)
| | Психо-физическое влияние космических тел и процессов
| | Биологическая изменчивость (мутации)
| Биологическая наследственность
| | Психо-физическая и биологическая изменчивость (мутации)
| | Природная среда
| Природная среда
| | Социально-культурная среда
| Социально-культурная среда
|
Основные философские решения проблемы свободы воли человека
| Свобода воли человека
| | Существует абсолютно
| Существует относительно
| Не существует
| | Индетерминизм свободы воли человека
| Диалектические концепции свободы воли человека
| Фатализм
| | И.Фихте, М.Мен де Биран
| Буддизм, Кант, Гегель, марксизм, Живая Этика
| Атомизм, исламская теология, европейский механицизм
|
Современные проблемы антропологической биоэтики
| Проблемы биоэтики
| | Аборты
| | Эвтаназия
| | Клонирование
| | Пересадка органов
| | Продление жизни
| | Суррогатное материнство
| | Генная инженерия
| | Смена биологического пола
|
Лекция № 7: «Аксиология»
План
1. Понятие «аксиология»
2. Насилие и ненасилие.
3. Мораль, справедливость, право.
4. Нравственные ценности. Патриотизм.
5. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
6. Религиозные ценности и свобода совести
| Понятие «аксиология»
| Аксиология (греч. axia - ценность и logos – учение, слово) – философское исследование природы ценностей.
| | Возникновение и сущность
| Аксиология возникла в западной философии в конце 19 – начале 20 в. Как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности».
| | Три вида теорий о ценностях
| Объективно-идеалистические теории (неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии Шелер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени.
Сторонники субъективно-идеалистических теорий (логического позитивизма, эмотивизма, лингвистического анализа в этике, аффективно-волевой теории ценности У. Эрбана, Д. Пролла, К. Люиса и др.) рассматривают ценность лищь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам.
Натуралистические теории ценности (Эволюционная этика, Космической телеологии этика и др.) трктуют ее как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом
|
| Понятие «мораль»
| (лат.moralitas от moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение; лат. Слово «мораль» этимологически совпадает с греч. термином «этика» и было образовано по аналогии с ним) – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.
| | Эстетика
| (греч.aisthetikos – чувствующий, чуственный) – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.
|
|